7. Таксисты - отдельная каста

      Предыдущий рассказ - http://proza.ru/2025/07/05/907

Это не моё умозаключение, я только согласилась.
***
Сквозь сон слышала шум дождя за окном, оттого спалось только слаще. А утром проснулась бодрая, к окну подошла. К моему неподдельному изумлению на деревне лежало небо, и ничего кроме молочной белизны не было видно.

— Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Да как же так? Вчера яркое солнце было!

Вышла на террасу, как в облако вошла. Холодная субстанция охватила тело. Белизна казалась мистической, как в фильме ужасов «Мгла». Отрезанность от внешнего мира могла бы стать ужасающей, если бы не редкие сигналы такси где-то там, за туманом. Так и есть. Деревня горная, вязкие и мокрые облака здесь частые гости. Ни зги не видно! Какие уж тут озера с водопадами? Надо было уезжать.

Спешно собрала вещи и вышла из отеля. Сейчас у меня только одно желание — поскорее выбраться из облачной завесы, иначе сойду с ума. В расстоянии вытянутой руки ничего не видно. Всё вокруг мокрое, ни единого прохожего, только я на ощупь пробираюсь вниз к стоянке такси.

Масуле, укутанная холодными облаками, казалась неуютной, даже покинутой людьми в отличие от вчерашней солнечной и шумной деревни. Пустынные улицы сырые от осевшей влаги скользили под ногами. Хотелось немедленно их покинуть.

Незамысловатый завтрак в попавшейся по пути чайхане оказался кстати. Хозяин заведения в тёплом клетчатом шарфе до самых глаз не был готов к моему вторжению и спешно принялся разогревать гигантскую кастрюлю с супом на газовой плите, кипятить воду в чайнике, а пока подал на стол финики. Я согласна была ждать, лишь бы отдохнуть от тумана, который ближе к подножию горы стал просвечивать мир вокруг меня.

Йогуртовый суп, чай, сладости и финики я прикончила и заплатила за эту скромность $4.5. Хозяин заведения без стыда взял с меня эту сумму. Вот так. Вчера было солнечно и люди добрее, а сегодня непогода и люди ей в пору.

На мокрой стоянке транспорта было скучно и безлюдно. Только одно такси было готово к отправке, но не в город Талеш, как вчера пообещала земляку, а в город Фуман, это противоположная сторона от Талеша. Я даже была рада, что ничего не оставалось, как поехать именно туда. С этого момента действовала самостоятельно.

До Фумана ехать 35 километров. Нас четверо пассажиров — две женщины и два мужчины — но усаживались мы с хитрыми манипуляциями. Сначала предложили сесть впереди, но я отказалась, потому что не люблю пристёгиваться ремнём безопасности, после этого меня попросили войти не в ту дверь, которую открыла, а в другую, передвигали по заднему сиденью и тасовали, как карту в колоде. Я ничего не могла понять. Ещё одна женщина с мужчиной менялись местами, они то выходили, то снова заходили. Оказалось, чужой мужчина не может прикасаться к чужой женщине даже в тесном транспорте, то есть рядом сидеть.

Вся эта затея с правильным рассаживанием пассажиров походила на собирание пазлов, и наблюдала её повсеместно в общественном транспорте, а если пазл не выкладывался, то все ждали подходящего пассажира, а «неподходящий» ждал следующее такси.

Мы снова ехали вдоль реки в обрывистых берегах, но туманные поляны были пусты. По мере приближения к долине между морем и горами туман рассеивался, а в город Фуман мы въехали при ярком солнце, и будто не было сырой промозглости и стука зубов с дрожью в теле.

В этом месте хочу пожаловаться на водителей такси. Как часто они портят мне настроение, даже отравляют жизнь. Ну почему они такие бездушные? Почему эти люди чаще всего занимаются вредительством? Почему от них нет помощи? Я говорю это с позиции иностранного туриста. Почему таксисты пользуются нами? Им всё равно, что нам непонятен чужой язык, им всё равно, что мы экономим средства, чтобы больше пройти и больше увидеть. Таксисты всячески стараются нас обмануть и выцыганить деньги. Понятно, если вы едете в машине не один, то тут вопросов не возникает, но, если вы взяли такси в одиночку, то со стороны водителя только одна цель — нажиться любым путём, хоть на копейку! Ему всё равно, что вы спешите, или нездоровы, ему всё равно, если вы устали или заблудились, ему всё равно, что у вас есть семья, которая очень переживает и где-то далеко молится за вас. У них всегда есть своя, хоть и ничтожная. мошенническая схема. Такая вот особая людская когорта, с которой стараюсь не иметь дел.

Ещё по дороге я спросила водителя о местонахождении автостоянки с машинами, отправляющимися в город Решт. Тот заверил, что остановит мне там. Пока мы ехали, все пассажиры сошли, и к приезду в Фуман я осталась одна. Мы кружили по городу, я смотрела через открытое окно и любовалась клумбами в Анютиных глазках. Это растение популярно не только у нас, оно густо украшает скверы и парки иранских городов. Скульптурные композиции казались столь неожиданными по смыслу, что я всякий раз гадала:

— А что будет дальше? Разбросанные яблоки в сквере? Раскрытый Коран в парке? А может быть гигантский керосиновый фонарь с ночными мотыльками?

Фуман оказался очень нарядным городком, и мне захотелось по нему погулять

— Вот сейчас доеду до нужной мне стоянки транспорта, оставлю там свою сумку и пойду гулять аллеями в вековых деревьях.

Но рано я радовалась. Мы всё ехали и ехали, уже вся городская красота осталась позади, я поняла, что это окраина. Остановились у пустынной стоянки такси, и мой водитель радостно повёл меня к своим друзьям, при этом запросил денег за проезд по городу больше, чем я заплатила за всю дорогу. Мне было противно на него смотреть. Заплатила, и это видели его коллеги, которым он передал меня, как волшебную денежную палочку, чтобы те отвезли иностранку в Решт.

Очередной таксист быстро сориентировался и назвал кругленькую сумму до Решта. Я отлично понимала, что меня пытаются одурачить, даже не спросила о наличии пассажиров в Решт. Как воспитанная дама, отказалась от услуг и пошла обратно в нарядный город пешком, в глубине души надеясь там заночевать.

Вот в таких случаях хорошо иметь лёгкую сумку с вещами. Была уверена, в какую бы машину сейчас не села, меня обязательно обманут, а вот если иду пешком, то никто не испортит мне настроение. Вскоре показались те самые величественные и тенистые аллеи вековых деревьев, затем скверы в цветочных коврах и фантастические скульптурные композиции.

Скромная мечеть не произвела должного впечатления, а за ней раскинулся фруктовый рынок, который в данный момент меня интересовал больше. Купила фрукты, в сквере на скамеечке пристроилась. Одна только мысль не давала покоя:

— Почему в городе нет отелей? Почему нигде нет соответствующей вывески? Почему люди не понимают слово «отель»?

Тут была простая разгадка. Вывески на английском языке в Иране крайне редки, в них нет надобности. Эта страна не заточена под массового туриста, хоть и говорится с площадок интернета о развитии туристических программ. У Ирана всё ещё нет цели привлечь к себе внимание гостей. Ирану это не надо, ему хорошо без нас.

С привлечением туризма в страну могут быть попраны исламские устои, осквернена вера и религиозные чувства граждан страны. Если бы эта тонкость мне была известна ранее, то наверняка выучила несколько слов на фарси, хотя бы не для чтения, что никак не возможно, а для общения. Пожалуй, Иран стал первым государством, где вывески на английском языке почти не встречаются даже в относительно крупных городах. Но если найдётся человек, который понимает слово «отель», то он покажет вам дорогое заведение в пределах $60 за номер, так как ты богат и наверняка ищешь самое великолепное заведение. По этой причине спросить иранца о недорогой гостинице не представляется возможным, вся надежда на собственную интуицию и случай.

Прошлась по городу около часа, перекусила салатом вроде нашего «Оливье», заглянула в несколько магазинов, где народ перетряхивал вещи в больших сетчатых корзинах, и внезапно вышла на автостоянку.

— Мне в Решт надо! Едете в Решт? Так не может быть! Сколько стоит? 30 000 риал? Я с вами!

К моему удивлению такси уходили в Решт с того же места, куда прибывали машины из Масуле. А тот водитель такси привёз меня на окраину города умышленно, только с одной целью — заработать самому и помочь друзьям. Реальная же цена за проезд оказалась в 2,5 раза ниже названой ранее. Такая вот метаморфоза!

До Решта ехать 25 километров, и это всё на общественном такси. Здесь не видно автобусов или же микроавтобусов, только такси занимаются перевозкой людей из города в город, хотя комфортабельные автобусы существуют на длительные прямые дистанции, но их рейсы не столь часты, как хотелось бы.

Продолжение будет


Рецензии