Дом, в котором живут соседи. 7. Японский сад
- А Вы знаете, что это тоже наш участок? — спросила меня Наталья из инициативной группы, кивая в сторону участка, соседствующего с нашим, тогда ещё не слишком сказочным.
- Ну, не знаю, там много тени, да и трудно будет осваивать этот пустырь, — стала возражать я, но творческая мысль уже заработала.
Так, туда можно переселить одну из гортензий: две однотипных на небольшом участке — это слишком много. Причём, её можно разбить на несколько и посадить их вдоль края, ближнего к дому. Эта дикарка легко переносит тень и прочие неудобства — проверено на даче.
Попробовала выкопать её, но нет, мне это не под силу. Что же делать? Сижу на скамейке, отдыхаю, задумавшись. Мимо идёт сосед — брутальный мужчина — и спрашивает:
- Вам чем-нибудь помочь?
- Помогите, пожалуйста, пересадить гортензию.
Он удивился, видимо, предполагая оказать помощь лично мне, после недавней смерти мужа, а тут — какие-то цветочки. Но «назвавшись груздем»...
- Когда можно приступать к работе?
- Когда хотите.
- Могу сейчас.
- Отлично.
За полчаса была выполнена вся работа — на пустыре вдоль стены между двумя деревьями красовались три новоявленные гортензии.
- Лихо Вы призвали «к ноге» моего мужа, — прокомментировала эту ситуацию жена брутала, вывозя коляску из дома.
- Я ни о чём его не просила. Он сам предложил помощь.
- Вам повезло, у него был час свободного времени — перед тем, как забирать из школы дочь.
Эта семья многодетная — у них 4 ребёнка, не так давно приехали откуда-то, живут через стенку от нас. Общения до этого случая не было никакого.
Нет, был случай. От Насти остались игрушки, которыми она совсем не пользовалась. Детей нынче задаривают без всякой меры. Перед Новым годом, разбирая антресоли, я достала их, и когда мы с мужем встретили соседа в лифте, я предложила игрушки его детям. Он, тепло поблагодарив, сказал:
- Как жена скажет.
Супруга его, открыв дверь и услышав наше предложение, скривившись, отказала.
- Зачем ты спрашивала? — Упрекнул меня тогда муж.
Игрушки эти я выложила под ёлку в холле, их быстро разобрали.
В другой раз, когда я несла к помойке ведро камней, извлечённых из цветника, идущий мне навстречу сосед широко улыбнулся, поздоровался, но не предложил донести мой груз. Не догадался или сознательно не сделал это, боясь своей жены? - Осталось гадать.
Гортензии, пересаженные с соседом, стоят, но что же дальше?
Оцениваю наличие тени на пустыре. Её много, но есть и уголок, более-менее просвечивающийся.
Решила, хорошо бы разделить участок по диагонали: тот, что в тени, заселить хостами, а другую часть — почвопокровными растениями.
На тот момент ко мне в помощь уже подключилась Аня, и мы заработали. Иногда Аня «затухала», но в другой раз рьяно кидалась на выполнение какой-либо нашей задумки. У неё была своя основная работа — он-лайн, поэтому она жила в полусвободном режиме.
Накануне следующего дня она, как правило, говорила:
- Давайте завтра встретимся 8.30.
- Лучше в 9.30, — говорила я, помня, что в прошлые 8.30 она проспала, и что она любит назначать встречи в половине чего-либо.
Аня смеётся.
Мы с тележкой сходили в парк за корой сосны, недавно сбросившей свою "кожу". Я приметила эту сосну, недалеко от нашего дома, но когда мы туда пришли, большие пласты коры уже исчезли — не одна я такая умная, ещё и другие садоводы из соседних домов знают цену коре сосны. Мы с Аней собрали всю мелочь, что валялась на земле — получилась целая тележка. Нам хватило, чтобы на пустыре покрыть «ноги» наших гортензий, чтобы они не так быстро высыхали.
Потом мы с ней пошли в парк на поиски моего любимого копытня — глянцевого почвопокровника. Нигде не находили, зато встретили и выкопали несколько милых синеньких цветочков, похожих на живучку. Встретился нам трухлявый пень, наполненный прекрасной землёй, она хороша для фиалок, это я точно знаю по своему опыту. На выходе из парка встретился, наконец, копытень — пара кусточков. Правда, не такой глянцевый, почему-то. Может, подвид какой, но выкопали, конечно, и теперь он красуется на нашем пустыре.
Я ходила-бродила по парку в другое время и одна, слушая соловья и подыскивая для нашего пустыря подходящие растения. Так, выкопала несколько вероник дубравных, какую-то ползучую травку с крошечными синими колокольчиками, несколько кустиков лесной земляники.
Но хосты! Где взять столько хост?
Я закинула свою просьбу в чат:
- Нам надо заполнить хостарий!
- Хостарий — что это такое? — Спрашивают у меня. Объяснила.
Народ воодушевился и довольно быстро привёз с дач достаточное количество хост, к счастью, почти все разные. Теперь на пустыре они смотрятся великолепно.
- Богато! — Как кто-то сказал.
В чате я также попросила привозить для пустыря почвопокровники. И этим богатством нас обеспечили: шиловидный флокс, флокс растопыренный, барвинок малый, бруннера сибирская (вариегатная здравствует в Сказке), ещё какие-то виды и сорта растений, но все прекрасные. Обнаглев, я заказала шикарную обриету и синий лук. Обриету мне привезли, правда, полудохлую, не знаю, выживет ли она у меня, а вместо синего лука привезли сиреневый, но он тоже вполне симпатичный. Я посадила его рядом с горкой.
Да! У нас на пустыре появилась горка. Начало положили два довольно объёмных строительных камня, которые торчали из земли. Мы их выкопали. Но что с ними делать? Предложила Наташе-цветочнице на её участок — для создания рокария — у неё участок под уклон. Она категорически отказалась.
Анечка, типа, «топнула ножкой» — хочу горку! Чем бы дитя не тешилось! Пришлось ваять горку.
Сделали ещё вылазку в наш ближайший парк и привезли экзотических брёвен и веток. Сверху на них водрузили эти два камня. Забросали в пазах обычную землю, сверху засыпали торфом и стали украшать нашу горку, засаживая её всякой мелочью — чем разнообразнее, тем лучше.
Камни были несимпатичные, поэтому я их решила украсить, "нарастив" на них мох. Прочитала, как это делать, где-то в интернете. Сходила в парк и с корней деревьев повырезала пластинки мха. Полила камень кефиром, наложила мох и накрыла его плёнкой. Через неделю плёнка стала слетать. Но я вижу — мох чувствует себя прекрасно. Мы радовались. Однако, спустя какое-то время, кушать наш мох, выращенный на чистейшем кефире, стали прилетать наглые вороны. Им так понравилось это блюдо, что сгонять их было очень затруднительно. Так до последнее мшинки и склевали мой мох!
Но видя мои старания по наращиванию мха и уважая мою любовь к нему (а как мне, северянке, не любить его?), Наташа-цветочница стала привозить его с дачи, то есть из леса, ближнего к их даче, в общем, это был подвиг. У меня появился пень, обросший шикарный малахитовым мхом, огромная кочка и отдельные куски разного вида мха. Я всё это посадила, прикопала. Гады-вороны топчутся, порой, здесь, ковыряются, но не могут это совсем уж одолеть. Но и слава Богу!
На пустыре стал появляться японский сад, почти как настоящий.
Наташа из инициативной группы поддержала идею японского сада и привезла плоские камни, тоже слегка обросшие мхом. Я разложила их по диагонали, получилась как будто заросшая тропинка, которая окончательно украсила этот пустырь и чётко разделила его на две части — хостарий и поляна почвопокровников с горкой на краю.
По центру пустыря, ближе к солнышку, я посадила молодой куст сортового жасмина (чубушника, конечно, если правильнее называть), купленного тоже в интернет-магазине для нашей дачи. Жасмин теневыносливый. Цветы у этого сорта должны быть как розочки!
И ещё мы в парке выкопали крошечный кустик айвы японской и посадили его на небольшом обособленном участочке, ближе к дому. Правда, айва, хоть и живая, но никак не разрастается. Но мы надеемся — для нашего японского сада она бы очень подошла!
Какие-то лилейники от Леночкиной мамы, сибирские (или японские) ирисы от Наташи-цветочницы, алые бегонии от Жищника, — посадила их возле горки. И ещё что-то и что-то, по мелочи. Но однажды вечером, когда я уже совсем уработалась от посадок, мне консьержка говорит:
- А Вы знаете, что Вам привезли 170 петуний?
- Сколько? — Спросила я, думая, что ослышалась.
- 170, — там в холле в углу стоят.
Посмотрела — точно, весь угол заставлен горшочками петуний. Я была в шоке. Это мама Ани решила поддержать её в новом её увлечении. Аня толком не умела сажать, хоть я ей и показывала, как это делается. И следующее утро было занято посадкой петуний вокруг пустыря — больше мне некуда было их сажать. Не уверена была, что они приживутся и будут цвести — темновато там для них.
Приехала мама Ани и строго спросила:
- Где мои петуньи?
Я ей показала на посаженные вокруг бывшего пустыря петунья.
- Надо было вот здесь, — сказала мама, показывая на центр первого участка
- Но здесь все места уже заняты или забронированы, — возразила я.
- Мама, мы разберёмся. — остановила маму Аня.
Петуньи прижились и сейчас радуют нас своими цветами-огоньками, обрамляющими бывший пустырь.
На деревья Аня повесила светящиеся фонарики. Хотела ещё под деревьями поставить, такие, как в Сказке, но я остановила её:
- Японцы любят минимализм, — и мне удалось открестится от обилия фонариков. Игрушки тоже остались только в Сказке.
Теперь все ходят мимо нашего Японского сада с горкой, мхами и хостарием и удивляются красоте, неожиданно появившейся на пустыре.
Продолжение http://proza.ru/2025/07/09/1227
Свидетельство о публикации №225070801230
Андрей Николаев 6 11.07.2025 08:19 Заявить о нарушении
Про «филиал» — Вы близки к истине.
С уважением,
Лысенко Светлана 11.07.2025 09:04 Заявить о нарушении
Андрей Николаев 6 11.07.2025 09:20 Заявить о нарушении
Андрей Николаев 6 11.07.2025 19:23 Заявить о нарушении