Ленинград, ЛЭИС. глава четвёртая
Глава четвёртая
Лекции в учебных аудиториях, практические и лабораторные занятия проходили ежедневно, за исключением воскресных дней, с восьми или с восьми часов тридцати минут утра по двух или до двух часов тридцати минут пополудни.
Бывали такие удобные дни недели, что не приходилось в заметно коротких перерывах
между занятиями « ускоренно мчаться » на другой этаж, - с учётом узких коридоров
движение по ним, а затем по не очень широким лестницам становилось суетливым
« соревнованием » начиная с октября месяца, после возвращения к очной учёбе студенток и студентов второго, третьего и четвёртого курсов Ленинградского электротехнического института связи.
В один из октябрьских дней кто-то из находящихся во время перерыва в общем коридоре студентов произнёс : « А вот идёт знаменитый профессор Шмаков …
один из отцов советского телевидения ...» -
Ниже среднего роста пожилой седовласый человек, думая о чём-то своём,
устало двигался в известном лишь ему направлении.
Однажды, используя свободное время, - сэкономленное по причине замены тесной
и невкусной тщеты в институтской столовой на « мгновенный » обед в виде принесённых с собою пирожков, поутру купленных по пути, и полу-литрового
« треугольника » с молоком, припасённого ещё с вечера, - я вышел из аудитории,
в которой часть моей студенческой группы дожидалась начала очередного практического занятия по высшей математике, и прогулялся по совершенно пустынному коридору в пределах того этажа.
Было интересно услышать благодаря чуть приоткрытым дверям аудиторий, в которых шли лекции по действительно интересным предметам : про особенности прохождения радиоволн во всех слоях земной атмосферы ; о свойствах современных приёмно-усилительных ламп и нового поколения полупроводниковых приборов ;
о возможном в скором времени появлении на автоматических телефонных станциях принципов действия электронно-вычислительных машин( ЭВМ ).
Разочаровало то, что лишь на лекции для третьего курса сказано о практическом применении « петли гистерезиса »( особого вида электромагнитного поля) …
Ещё в армии, служа в отдельной воинской части, занимающейся приёмом и передачей телеметрической информации( наземный измерительный пункт РВСН ), с учётом прежнего моего интереса к радиотехнике( год до армии занимался « хулиганским » выходом в радиоэфир ), удалось узнать много практически полезного нового :
про радиоэлектронные лампы множества назначений, о полупроводниках
( всех видов диоды, транзисторы и тиристоры), о настройке и о поддержании
в боевой готовности наземных телеметрических станций, - сначала на радиолампах
с прочими элементами( сопротивления, конденсаторы), а затем на полупроводниках, тоже имеющих технологическое отличие : особое качество фиксировалось специальной маркировкой в виде « звёздочки » или букв « ВП( военное производство)».
Так что было действительно неинтересно заниматься на первом курсе обязательными базовыми предметами, имея достаточные знания и навыки в практике.
Неизбежность учебной рутины не так сильно угнетала, но становилось жаль времени, которое могло бы пойти на дальнейшее развитие моих познаний в интереснейшей области радиотехники.
*
Занятия по физической культуре, пока позволяла осенняя ленинградская погода, проходили сдвоенными часами один раз в неделю, с выездом на городском общественном транспорте.
Остановка вблизи территории стадиона имени В.И. Ленина. - Обычно добирались
на троллейбусе ; по пешеходной зебре на другую сторону улицы.
Пересадок в пути не помню, - в памяти виды города через большое вогнутое стекло задней площадки троллейбуса или из боковых его окон.
Расписание для студенчества лояльное : последняя « пара », и после стадиона
все разъезжались кто куда.
Чем нас спортивно-физкультурно нагружали-« развивали » ?
В основном это был бег на сто метров и на полторы тысячи метров, а так же комплексы разминочной и восстановительной гимнастики.
Занятий на турниках и на параллельных брусьях не помню.
Вроде бы иногда мы играли в футбол на малом поле, - в это время женская часть студенческой группы, - или нескольких студенческих групп, - кто активно, а кто пассивно, занималась « спортивной гимнастикой », похожей на аэробику.
Там же, на стадионе, проходя из общей раздевалки к выходу на внутреннее поле
с беговыми дорожками, я увидел объявление о наборе в секцию атлетической гимнастики.
Оплатив первый месяц занятий и выбрав устраивающий меня график, я самостоятельно
приезжал на стадион имени Ленина не по окончании учебных занятий, но ближе
к вечерним часам, предварительно плотно пообедав или в столовой на краю
« Апраксина Двора », ближнем к Невскому проспекту, или в заметно удобно-выгодной столовой института имени Лесгафта, - ближе к общежитию, там оставить конспекты и прочее, имеющее отношение к учёбе да и форма для занятий атлетической гимнастикой в столь неуютной громадной комнате того общежития …
Оплата в одиннадцать рублей была по карману, - занятия в секции атлетической гимнастики три раза в неделю ; добраться просто.
Два богатства, - свободного времени и финансовое, - пока что были подконтрольны.
Для занятий по физической культуре в рамках института я купил, - « всего-навсего за семьдесят рублей », - удобный трикотажно-шерстяной спортивный костюм отечественного производства.
Так называемая « олимпийка » была хороша, но всё же быстро износилась через год.
А вот в тренажёрном зале стадиона я был в футболке и в спортивных трусах,
тоже купленных в магазине спорттоваров или на Невском проспекте
или в « Гостином Дворе » города Пушкин.
*
Прочитав объявление( рекламу !?) в популярной газете « Вечерний Ленинград »,
на следующий день я отправил в Москву заявку на курсы стенографии, -
((( вот ведь выдумал : конспектировать лекции быстрее мысли преподавателей. )))
Извещение о приходе заказного письма или бандероли ; оплата при получении.
Там же, в почтовом отделении на улице Декабристов, быстро знакомлюсь с так быстро
присланным. -
Пособия по стенографии ; методика обучения ; контрольные тесты.
Ни одного контрольного теста я не выслал, - началась экономия финансов.
Моего желания « стать классным стенографистом » хватило на пару недель :
ни условий для дополнительного занятия, ни признания особой важности такого вида
изображений слов.
Так что тринадцать рублей я сознательно « выбросил », подчиняясь моему сиюминутному « идеалистическому » порыву.
*
Мои занятия физической культурой в составе студенческой группы были недолгими,
поскольку я оформил своё участие в институтской спортивной секции « хоккей
с шайбой », - на этом основании я мог не посещать плановые учебные занятия,
имея в активе секцию хоккея.
( Первоначально я получал « прогулы » и соответствующие оценки от деканата физической культуры, но затем всё прояснилось, и напротив моей фамилии
в еженедельных табелях успеваемости постоянно были отметки синего цвета,
то есть « удовлетворительно ».)
Начальные мои тренировки вместе с хоккейной командой ЛЭИС проходили в достаточно большом, очевидно просторном, в удобном институтском спортивном зале.
Общефизические упражнения, разминка, затем все в раздевалку и там облачение
в хоккейную форму, - облегчённую для полевых игроков и полноценную для меня, хоккейного вратаря.
Тренировка, затем сама игра шла в одни ворота, ибо основной и запасной вратари были студентами третьего и четвёртого курсов, - то есть в сентябре они имели заслуженный после стройотрядов отпуск.
Часть полевых игроков была из числа первокурсников ; другая часть это жители Ленинграда, студенты дневного отделения, довольные своим свободным временем
и так явно заинтересованные в скорейшем начале хоккейного сезона.
( Чемпионат Ленинграда среди вузов ; престижность участия в нём и, вероятно,
иные опции для успешных участников. )
Полевые игроки-студенты уверенно владели клюшками для игры в хоккей с мячом на льду, - соответственно и мяч был плотный, тяжёлый, летящий быстро и сильно.
Я же, тогда, в сентябре 1976 года, впервые надев полноценную настоящую вратарскую амуницию, был рад тренировкам именно в зале, на дощатом полу. --- На коньках
я не катался после восьмого класса, - в моей семье не было на это денег …
( А в хоккей с шайбой мы, ребята, учась в поселковых школах, играли активно. -
В рабочем посёлке две или три хоккейные деревянные « коробки »(площадки),
на которых обычно в воскресные дни проходили матчи между классами,
между произвольно собранными командами ; вероятно и между школьными сборными.
Увы, « Золотая шайба » для нас была недоступна по причине отсутствия дельных организаторов и, вероятно, из-за бездействия поселковых « чиновников ».
Хотя в посёлке одно время имелась сильная команда по хоккею с мячом на льду, -
эта команда весьма успешно играла с казанской « Ракетой » в чемпионате ТАССР, и, если бы не малая численность поселковых хоккеистов, то и во вторых таймах была бы равная борьба.
Но мы, поколение помладше, предпочитали хоккей с шайбой : игра сборной СССР,
боление за хоккейные команды разных городов, качество игроков на поле.
Я же стал хоккейным вратарём и вынуждено и сознательно : вынуждено по причине отсутствия коньков, даже обычных, а не именно хоккейных ;
сознательно из-за стремления подражать знаменитым в те годы хоккейным вратарям,
а именно Виктору Зингеру(« Спартак », Москва) и Виктору Коноваленко( « Торпедо », Горький). - Заметные игроки своих команд и сборной СССР.
Улыбнусь не только я, но и те одноклассники, с которыми так увлечённо играли
с шайбой и на дворовых ледовых площадках и просто на дорожной части улиц, -
тогда отдельные их участки были закрыты для движения автотранспорта.
Что же касается моего вратарского имущества, то оно полностью было самодельным.
Ничего защитного, кроме двух щитков и "блина", сделанных по стандартному размеру,
я не имел.
Щитки же были сшиты мной из подручного материала : отданные мне одноклассниками негодные валенки, из голенищ которых скручивались плотные трубочки, затем плотно пришиваемые к так же собранным « с мира по нитке » старым, негодным ученическим портфелям.
Портфели кроились сапожным ножом и становились внешними и внутренними частями
двух защитных щитков, привязываемых к моим коленям и к верхней части моих бёдер.
Сшивание происходило сапожным инструментом и прочными нитями, пропитанными специальной массой, - защита от влаги.
Играл я только в подшитых валенках, - плотная толстая подошва, ногам тепло во все минуты хоккейного матча на открытом воздухе что в декабре, что в январе-феврале ;
в марте ещё играли, но с появлением первых луж на ледовом поле закрывали сезон.
На фанерной основе « Блин » на правую руку тоже делал сам по тому же принципу : старые и валенки и портфели.
Для шайб ловушка самодельная : увидел чертёж в журнале « Физкультура и Спорт ».
Левая рука намного чаще в игре.
Вратарская клюшка ... её магазинная цена в пять рублей ...
Многослойная прочная фанера, не так часто добытая из отходов местного ДОКа(деревообрабатывающего комбината), или же годные по размерам обрезки такой же по качеству(по прочности) фанеры, лист которой был использован в чьём-то доме
или в чьей-то квартире.
( С клюшками для игры в поле меньше проблем : магазинная цена от одного рубля двадцати копеек до двух рублей ; или же самодельные из той же многослойной фанеры.
Ещё мы сами ремонтировали наши хоккейные клюшки, заменяя сломанные "крюки"
на более прочные : годились буковые дощечки от деревянной магазинной тары. )
В настоящей хоккейной секции я впервые почувствовал и массу и размеры
всего вратарского защитного снаряжения. - Было непривычно и не так тяжело.
Примерно с ноября месяца 1976 года хоккейная команда института получила доступ
для тренировок на искусственном льду.
По вечерам будних дней и в дневные воскресные часы наша команда пользовалась закрытой хоккейной площадкой вблизи Исаакиевской площади : чуть в стороне
от массивного здания Петросовета, городского исполкома.
Выход на лёд в коньках, пусть и вратарских, имеющих чуть большую ширину хоккейного лезвия, после столь долгого по времени отсутствия навыка, состоялся.
Стараясь минимально двигаться вдоль защищаемых мною ворот, я быстро вспомнил
технику движения на коньках и, стараясь не думать « о высоте надо льдом »,
успешно прошёл разминку, а затем полностью включился в игру : две команды,
обычный "дворовый" хоккей.
По окончании той первой для меня « профессиональной » игровой тренировки
я получил словесную поддержку от игроков обеих команд, - значит мои навыки вратаря-самоучки годны и через столько лет.
Тёплый душ после каждой насыщенной тренировки смывал и обильный пот и часть неизбежной усталости.
(((Вот бы ещё дополнительное питание ! И тогда бы хоть две тренировки подряд !)))
*
08.07.2025
Свидетельство о публикации №225070801384
Александр Смирнов 83 09.07.2025 09:15 Заявить о нарушении
да, имеется существенная разница в степени подготовки будущих специалистов.
во времена СССР специальное образование, - высшее и среднее, - служило общественным интересам не в ущерб личному заслуженному продвижению
при обязательном наличии соответствующих профессиональных качеств :
от уровня мастера участка можно было вырасти до уровня главного инженера
или "даже" директора крупного производства.
все министры СССР начинали свою достойную карьеру с низовых должностей,
то есть знали досконально свою отрасль.
теперь же в моде "диплом ради диплома", поиск только лично выгодного трудоустройства с минимальной ответственностью и с максимальным окладом.
сколько "специалистов" в Российской Федерации "трудятся" не по профильному образованию !!! --- примеров множество, и этот факт сильно сказывается
что в политике, что в экономике, что в общественной жизни.
.......
Добра и Света !
с уважением,
Александр Георгия Сын Николаев 09.07.2025 15:30 Заявить о нарушении