Конспект-1 Любищев. Наука и религия

Конспект-1 Любищев. Наука и религия
Зера Черкесова1

http://proza.ru/2025/07/15/512
http://proza.ru/2023/01/04/1492
О Любищеве, его системе времени и научных взглядах
Зера Черкесова 2

http://proza.ru/2024/09/10/1170
Письма о науке-3. 100924 О книге А. Любищева о Лысенко в биологии

http://proza.ru/2021/07/20/1361
Письма о науке. 4. О мудрости наивного витализма...



http://proza.ru/2024/09/10/1170
Нужны ли рецензируемые журналы? Отчеты А. Любищева

http://proza.ru/2024/09/10/1655
Письма о науке 45. О книге А. Любищева о Лысенко


http://proza.ru/2025/07/15/489
Конспект-1 Любищев. Наука и религия

------

13/07/2025
Читаю:

А.А.Любищев, Наука и религия, написано в 1960-е, публикация 2000 года.
Неудивительно, что в нашей стране, отставшей в силу пережившего
себя общественного строя от западных стран, особенно силен был
антирелигиозный дух среди нашей интеллигенции, несмотря на то что
до революции преподавание в школах в значительной степени было
проникнуто религиозным духом (разных религий), в каждом паспорте
обозначалась религиозная принадлежность носителя паспорта
(национальность в паспортах не фигурировала) и не допускалось, чтобы
кто-либо объявил себя атеистом. Протест против религии носил
исключительно резкий характер. Ленин считал религию вообще одним
из отвратительнейших явлений в обществе и всякую самую утонченную
форму фидеизма он решительно отбрасывал «с порога». Даже
субъективный идеализм объявлялся «поповщиной», и по отношению к самым
близким людям Ленин не допускал никакого компромисса. Его
собственный отец был глубоко религиозным человеком, как и отец
Чернышевского, и оба они были очень почтенными людьми. Религия была
тем более ненавистна нашим революционным демократам, что она
тормозила развитие народа. Поэтому все они переходили от глубокой
религиозности в юности к воинствующему атеизму зрелого возраста
(Салтыков-Щедрин, Писарев, Чернышевский и др.). Но воинствующий
атеизм был свойствен не только революционерам или марксистам, но
и лицам, далеко стоящим от революционной борьбы и марксизма. Мне
известен один ученый выдающихся умственных и моральных качеств,
весьма скептически относившийся к селекционизму (неодарвинизму,
т. е. учению о ведущей роли естественного отбора), но вместе с тем
считавший, что дарвинизм принес пользу как мощное антирелигиозное
учение. Религия в глазах этого ученого и честного человека была
настолько отрицательным явлением, что для борьбы с ней можно было
использовать даже ложные учения. Подобно тому как в христианском
песнопении поется про Христа, что он «смертию смерть поправ», так
и здесь ложью следует победить другую, более страшную ложь. «Цель
оправдывает средства» — этот лозунг употребляется и людьми, весьма
отрицательно относящимися к иезуитам.


Враньём враньё нельзя победить!!!

Только правдой.

Но смотрите какая у них логика: у пастырей народов:искоренять одну ложь другой, по принципу меньшего из зол.
А почему нельзя просто правду?!.
Прост, как правда.


А кроме того, биолог Любищев и тот на кого он ссылается, открытым текстом признают:Дарвинизм изначально ложная теория, лженаучная, с целью искоренения религии.

Сами расписались.


Что не может не навести на размышления относительно прочих "общепризнанных" научных теорий, степень их правдивости/лживости.
Ибо единожды соглавши..,

Нельзя солгать с благой целью, искоренения религии - дарвинизм.
Скрывать этот замысел 150 лет от народа.

Но при сем быть кристально честными насаждая также:

Фрейдизм в психологии
Тотальную фармацевтику в медицине с запретом на все альтернативное
Единственно верную картину мира квантовую в физике и единственно верную физическую теорию:Эйнштейнову версию принципа относительности пространства-времени
Итд


Единственно верным считать второй постулат теории относительности о конечности скорости света
И единственно верным отказ от реальности эфира.


Читаю дальше Любищева, давно хотела.
Как он будет доказывать обратное, то есть что христианская религия не противоречит науке.

Начал лихо:что оказывается уже ему было известно что дарвинизм ложь с целью войны с религией.

И это благо типа
Этический релятивизм.


Из Предисловия Р.Г.Баранцева, Любищевские чтения, к сборнику А.Любищев Наука и религия:
"Острая полемика разгорелась по поводу следующих слов Любищева
в письме к академику В. А. Энгельгардту: «С появлением разумного
человека народилась новая сфера бытия, ноосфера, область действия
сознательного разума. Не этот ли инстинкт, стремление к чистому
знанию, к рационализации всего бытия, является основным принципом
развития ноосферы». Светлов в связи с этим пишет: «Познание не
обязательно результат рационализации. Знание имеет множество
источников, и рефлектирующий разум — лишь один из них... Часто
знание противополагают вере. Антитеза: „чистое" знание и „слепая"
вера. Однако как знание может быть слепым и нечистым, так и вера
может быть не слепой и чистой... За пределами применимости разума
залегает огромная область, океан своего рода, о котором нам дают
понятие внеразумные источники знания, каковые служат и
фундаментом для разумного».


Мы видим, таким образом, что в отношении религии сейчас
наблюдаются два противоположных процесса: 1) антирелигиозный,
касающийся масс и среднего уровня интеллигенции; 2) прорелигиозный,
выражающийся в обильном числе всевозможных направлений, часто
затрагивающих самые высокие уровни передовых мыслителей
современности. Полезно выяснить, является ли это второе направление
вызванным какими-либо новыми открытиями или явлениями
современности или можно найти и в материалистическом мировоззрении
начала XIX в. такие черты, которые ясно указывали на его
несовершенство. Так ли ясно все в отношении разговора Лапласа с Наполеоном?
К этому и перейдем.
Глава I. НАУКА — ВРАГ СУЕВЕРИЙ И ЧУДЕСНОГО


...

Все идеологи революций вплоть до XIX в. работали под
идеалистическими Знаменами и в общем сделали немало для преобразования
общества. Поэтому слова Маркса: «Философы только объясняли мир, а его
необходимо перестроить» (точно слова не помню) надо понимать:
«Материалистические философы только объясняли мир, а сейчас им надо
приняться за перестройку», и тогда он будет звучать более или менее
правильно, если оставить в стороне вопрос (сейчас оставим его без
рассмотрения), в какой мере революционный марксизм может считаться
чисто материалистическим учением. Несомненно, что современный
селектогенез, т. е. эволюционное учение, восходящее к Дарвину,
совершенно пропитан эпикурейским духом. Основной императив
дарвинской морфологии: дай какое-нибудь «причинное» и «механическое»
объяснение структуре, которое можно свести к действию естественного
отбора, с тем чтобы устранить «поповщину», «платонизм» и прочие
вредные учения. Неважно, что это объяснение не является
механическим или причинным в смысле точных наук, важно заглушить сомнения


Простое объяснение есть низший этап развития научного
мышления, и если это направление доминирует, то оно притупляет то, что
можно назвать научной бдительностью, удивлением перед новыми
фактами, и становится подлинным опиумом для науки.


2. Абсурдное, т. е. нелепое
А вот абсурда Лаплас не избежал. Он был убежден, что в мире
существуют как конечные реальности одни атомы в пустом пространстве
и был убежденным сторонником механического детерминизма. По
нашему философскому словарю (1963, статья «Детерминизм», с. 121),
Лаплас считал, «что значения координат и импульсов всех частиц во
Вселенной в данный момент времени однозначно определяют ее
состояние в любой прошедший или будущий момент. Так понятый
детерминизм ведет к фатализму, принимает мистический характер и
фактически смыкается с верой в божественное предопределение». Как
видим, наши официальные философы находят поповщину и в
классическом изречении Лапласа, но невозможно понять, что они дают взамен.
Но в мировоззрение Лапласа входит не только механический
детерминизм, но и, следом за Ньютоном, принятие принципа всемирного
тяготения, т. е. действия на расстоянии материальных тел. С точки
зрения механики это совершенный абсурд: как может тело действовать
там, где его нет? А Ньютон? Ньютон это отлично понимал.
В письме к Бентлею, автору лекций по опровержению атеизма, Ньютон
пишет (С. И. Вавилов. Исаак Ньютон. М., 1961. С. 129): «Предполагать,
что тяготение является существенным, неразрывным и врожденным
свойством материи, так что тело может действовать на другое на любом
расстоянии в пустом пространстве, без посредства чего-либо передавая
действие и силу, — это, по-моему, такой абсурд, который немыслим
ни для кого, умеющего достаточно разбираться в философских
предметах. Тяготение должно вызываться агентом, постоянно действующим
по определенным законам. Является ли, однако, этот агент
материальным или нематериальным, решать это я предоставил моим читателям».
Как указывает С. И. Вавилов дальше (с. 130), для самого Ньютона
вопрос был совершенно ясен: тяготение объясняется заполнением
пространства Богом (предшественники: Отто фон Герике и иезуит Кирхер).
В несколько скрытой форме это мнение было высказано и в «Общем
поучении» знаменитых «Математических начал натуральной
философии» (с. 590, перевод А. Н. Крылова, 1915 г.): «Бог есть единый и

Наука и религия
19
тот же самый Бог всегда и везде. Он вездесущ не по свойству только,
но по самой сущности, ибо свойство не может существовать без
сущности. В нем все содержится и все вообще движется, но без действия
друг на друга. Бог не испытывает воздействия от движущихся тел,
движущиеся тела не испытывают сопротивления от вездесущия Бо-
жия». В примечании Ньютон ссылается на древних авторов: Пифагора,
Фалеса, Анаксагора, Филона, Арата, а также приводит ряд текстов из
Библии. Богословские взгляды Ньютона не были каким-то странным
привеском к его научным взглядам, они пронизывали и его научные
теории. Он не был деистом, принявшим только первый толчок, а затем
исключительное действие естественных законов, он был ближе к
взглядам Мальбранша, для которого все происходящее является сплошным
чудом.


Мой комментарий:
----------

Вот что значит врать и недоговаривать

Закон всемирного тяготения нам на уроках физики объясняли как...
Что это великая Пустота, ни камне заполненная, однако самый фундаментальный закон природы.

А оказывается когнитивный диссонанс, неизбежно при сем возникающий у тех кто не звонит попугайски, а думает своим умом, как это Пустота может воздействовать на все без исключения тела во вселенной, притягивая их друг к другу и удерживая космический порядок светил и любых объектов мироздания, вовсе не Пустота!
Оказывается, нам мило не договорили:что Ньютон, автор теории всемирного тяготения не пустоту называл причиной, а Бога!
Которым и заполненна Пустота.

Ну. От же выверт и вырез они сделали искпомсав аутентичную таблицу Менделеев, вырезав эфир.,короний и ньютоний.

То есть мы великих видим через призму их комментаторов из учебников.
Исковерканными редакторскими ножницами!


Не на камне, а ничем незапоненная пустота
Испр


Спасибо Любищеву.
Великолепно.

Значит, разрешился разрыв шаблона:почему всемирное тяготение никак не объясняется рационально?

Потому что это не пустота, а Бог, если строго по Ньютону.
Но им же надо бога выкинуть, и вышел абсурд:власть Пустоты,над материей.


И как это Любищева, как минимум, не посадили в дурдом?!

За такое обнажение сокрытого, хотя бы и в частной переписке?
При Сталине его бы просто расстреляли без разговоров.


Но правда, как видим, все равно вылезает наружу, даже в глухом Застое были знающие люди, как Любищев, знавшие из какого сора растут цветы научных теорий.


Я им посоветую иронично: выдумывать гениев, чтобы не кромсать реальных исторических лиц, запутались во враньё.

А вы ребята придумывайте личностей никогда не существовавших, пишите за них что сам нужно без противоречий и утаивания неудобных мест, и вам же легче будет.

Иронично.

Но очень возможно что и такое есть,,мы просто не знаем.


Любищев далее:

-----
В примечании Ньютон ссылается на древних авторов: Пифагора,
Фалеса, Анаксагора, Филона, Арата, а также приводит ряд текстов из
Библии. Богословские взгляды Ньютона не были каким-то странным
привеском к его научным взглядам, они пронизывали и его научные
Ко времени Лапласа к абсурдному с точки зрения механики
принципу всемирного тяготения успели привыкнуть благодаря
исключительной плодотворности этого принципа, а привыкнуть можно к
любому абсурду и к непонятным вещам. Если бы у Лапласа не было
«убеждения чувства» — его механического материализма, то он должен
бы был ответить Наполеону так: «Государь, великий Ньютон ввел Бога
в свою книгу для объяснения принципа всемирного тяготения, который
я полностью использовал в своей работе. Но Ньютон, будучи
свободомыслящим ученым, не навязывал своего взгляда другим и не запрещал
искать материальных агентов всемирного тяготения. Я, правда, не
нашел таких агентов, но, надеюсь, кому-нибудь это удастся, поэтому
я и не упоминал о нематериальных факторах в своей книге». Сейчас
мы знаем, что эту роль до известной степени выполнил Эйнштейн в
его общей теории относительности. Нет пустого пространства, оно все
наполнено физическим полем или физическими полями (всю жизнь
Эйнштейн и стремился к тому, чтобы дать единую теорию поля).
Дальнодействие исчезло, а вместе с тем и абсурд. Стало ли все
понятным? На этот вопрос я ответа дать не решаюсь. Эйнштейн, как известно,
разобрался и в непонятном факте эквивалентности инертной и тяжелой
массы. Этот непонятный факт в силу своей привычности не смущал
подавляющее большинство физиков.


Значит, мудрый всезнающий Любищев не понял, по собств.признанию, теорию Эйнштейна, в частности, принцип эквивалентности масс, очевидно, знаменитую формулу Е=мс2


А что Любидев не привел Месмера для которого Вселенная была заполнена агентом, который он называл Мировой флюид?
И бесчисленные эфирные концепции, прошедшие через все эпохи


Мой комментарий:
--------

Заменить термин "пустое пространство" - ничем или плохо раскрытым понятием "поля", на мой взгляд, это тавтология.

Просто: "физическое поле" звучит солиднее, что ли, но если подумать, то поле это тоже пустота.
Чистый лист бумаги это поле.

То есть это словесная эквилибристика.


Если изгнать эфир, то сколько ни изощряйся, выйдет одна тавтология вменяемая другой, а по сути все та же пустота.


Любищев:

-----

Световой эфир, как известно, обладал такими свойствами,
которые не могут быть приписаны одновременно никакому телу, и,
однако, теория светового эфира была очень полезной, многие физики
считали его существование совершенно доказанным, и наш великий
ученый Д. И. Менделеев всерьез считал возможным рассматривать его
как один из элементов периодической системы. Сейчас, как известно,
Эйнштейн упразднил эфир в специальной теории относительности и
до известной степени реабилитировал это понятие в совершенно ином
понимании (лишенном механических свойств) в общей теории
относительности. Но является ли непротиворечивость обязательным свойством
научного мышления?

-------

Дальше Любищев разбирает спор Гегеля с Кантом о непознаваемости Божественного, об антиномиях и Критике чистого разума, но я небольшая поклонница этих дебрей и пропущу это пока.


Мой комент
----

Страшно раздражает реклама с ценниками на 9
999, 99
Невразумительные или никакие объяснения.
Хотя ясно как божий день:это все те же 666
Навязчивое поклонение какому то Зверю чье имя 666
Или сокрыто за этими цифирями.
А поскольку держателями всех денег Мира являются банкиры сильно верующие, это я в тему конспекта, то мы живём в теократии, всемирное Царство Зверя.


Почему на ценниках это мельтешение девяток в разных комбинациях?
Потому что они поклон ются Мамоне, Золотому тельцу
Все больше интересного узнаю о религии каббалистов ныне безраздельно и тотально захвативших власть по всему миру,

Дальше Любишев..

Он уже показал что много знал такого что не знали советские люди, а знал ли он о пророчествах Апокалипсиса и воцарения сатанизма?

Акад.Лосев знал.



"Мы видим, таким образом, что в отношении религии сейчас
наблюдаются два противоположных процесса: 1) антирелигиозный,
касающийся масс и среднего уровня интеллигенции; 2) прорелигиозный,
выражающийся в обильном числе всевозможных направлений, часто
затрагивающих самые высокие уровни передовых мыслителей
современности. Полезно выяснить, является ли это второе направление
вызванным какими-либо новыми открытиями или явлениями
современности или можно найти и в материалистическом мировоззрении
начала XIX в. такие черты, которые ясно указывали на его
несовершенство. Так ли ясно все в отношении разговора Лапласа с Наполеоном?
К этому и перейдем".
Глава I. НАУКА — ВРАГ СУЕВЕРИЙ И ЧУДЕСНОГО


Так,
Дюгем в своей замечательной книге «Физическая теория, ее цель и
строение» утверждает, что «экспериментум круцис» (эксперимент
креста, где опровержение одной стороны доказывает справедливость ей
противоположной) вещь в физике невозможная, т. к. в истории физики
неоднократны случаи, где при споре по поводу какого-нибудь вопроса
оказывалось ложным не то, что оспаривала одна из спорящих сторон,
а то, в чем не сомневались обе спорящих стороны.

-----

О!
Запомнить.


Перед этим выше у Любищева:

----
Гегель, который,
конечно, не меньший, а больший идеалист, чем Кант.
Как же относится к антиномиям Гегель? Отрицает ли он их?
Напротив (там же, с. 97), он упрекает Канта за то, что тот перечисляет
только четыре антиномии, тогда как, по мнению Гегеля, антиномии
встречаются во в с е х предметах всякого рода, во в с е х представлениях,
понятиях и идеях. Разрешение противоречия состоит в том, что оно
принадлежит не предмету самому по себе, а лишь познающему разуму.
Следовательно, в своем развитии разум снимает противоречие (синтез)
с тем, чтобы перейти к новому противоречию, вновь снимаемому, и
так далее на бесконечном пути стремления к абсолютной истине.
По-видимому, общий взгляд Гегеля сейчас торжествует в науке.
Аподиктическая достоверность евклидовой геометрии разбита трудами
Лобачевского, Римана и др., антиномия конечности и бесконечности
пространства снята в общей теории относительности, где пространство
оказывается (в духе Римана) ни конечным, ни бесконечным, а
безграничным. Развитие математики и физики шло, по-видимому,
самостоятельным путем, независимо от Гегеля, но сейчас многие выдающиеся

Наука и религия
мыслители, занимающиеся историей и философией науки, пришли к
утверждениям, очень сходным с цитированными мыслями Гегеля.
И далее тот абзац про обе спорящие стороны.


Мой комментарий:
-----

Ни Конечное ни бесконечное а безграничное.

Игра слов, это синонимы.
Теория относительности - шедевр словесной эквилибристики и терминологической схоластики. В духе средневековых богословов.
Она впрочем и есть ряженая в физические термины теологическая доктрина:теория относительности, в этом уже нет никаких сомнений.

Не ложь, как вульгаризмруют в интернете сейчас ТО, а теологическая концепция.
Это мой вердикт.
Только я не сильна в учении еврейской кабаллы, и еврейском мистицизме, чтобы содержательно это показать.
Но что теория относительности это порождение еврейской теологии и сочинена отнюдь не молодым Эйнштейном и тем более ни его женой, забитой бытом, и даже не йПуанкаре. Лоренцрм итд, для меня очевидно. Просто иначе быть не могло, исходя из логики современности и вопроса кому принадлежит власть тем и наука, которая столь же партийна, как и все остальное.

Дальше Любищев даёт свой взгляд на атомарную теорию.
В разделе Саерхъестественное

И зарождение квантовых теорий в умах теологов и искренне верующих физиков.

Атомарную теорию он рассматривает в трудах греческих мыслителей и делает вывод, что зародиться она могла на объективно идеалистической почве и только потом стали считать что это материализм.
Да, я догадываюсь тоже что с атомом и атомно-молекулярным учением не все ладно,
Рада Любищев подсыпал жару в камин.
Растопил недоумение.

Реален ли атом?!
Никто не ответит на этот вопрос ни да ни нет.
Читаю дальше.

Да и выше Любищев объясняет спорный пункт о троичности Бога троица через математическую теорию множеств, по Кантору, но по моему это притянуто.

Зера Черкесова1   12.07.2025 22:15   

15.07.2025 09:15


Рецензии