Аннотация. Введение. Трудные места Библии. Жесток
Одной из наиболее сложных проблем Библии является наличие «жестокости» в Ветхом Завете, исходящей со стороны Бога и верных Ему людей.
Приводится толкование некоторых трудных мест Библии , характеризующихся как «жестокие»: жертвоприношения Авраама, эпизодов завоевания Ханаана, проклятия пр.Елисеем малых детей и др
Рассматриваются в сравнении вопросы теодицеи, талиона, нравственности в Ветхом и Новом заветах
Введение
В некоторых Библейских текстах описывается, как Бог или люди Божьи совершают деяния, которые не укладываются в современные представления о морали и которые наше сознание отказывается называть праведными.
Современному человеку трудно поверить повествованиям о том, как израильтяне истребляли мирное население, по утверждению Библии, по прямому приказу и даже при "участии" самого Бога: "Когда же они бежали от Израильтян ..., Господь бросал на них с небес большие камни , и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом." (Иисус Навин 10:11).
"Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя" (Числа 31:17-18)
Почему приказано убивать детей? Ведь в самой Библии говорится о личной ответственности человека за свои поступки: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Второзаконие, 24:16).
В древней Палестине, как описывает Библия, с помощью и при непосредственном участии Бога велись непрерывные кровопролитные войны – с целью уничтожения зла и установления мира. При этом Библейские герои грабили, пытали, сжигали тысячи людей – и это вменялось им в праведность.Как ответить тем, кто задает вопрос:«Стоит ли читать текст, где сказано: „Не оставляй в живых ни одной души“? Это ли в действительности хотел сказать святой автор?
Св. пророк Елисей, в ответ на то, что "малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! .. оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка." .Вот и всё, что сообщается в 4Книге Царств( 2:23 и 24) об этом "эпизоде". Дети сказали правду: Елисей действительно был плешив...Из Писания о Елисее известно, что он был слугой Илии и получил "дух сильнейший". "Проклятие" было угодно Богу, иначе оно просто "не сработало бы".Как относиться к этой жуткой "истории детоубийства»? Елисей считается одним из святых учителей христиан...
В Библии много героических персонажей – женщин, бестрепетно совершающих чудовищные, с точки зрения человеческой нравственности, убийства. Наиболее известны из них Юдифь и Далила. Но есть ещё один, менее известный но не более привлекательный для нас персонаж - Иаиль, которая бестрепетно "взяла кол от шатра, и молот в руку свою, подошла тихонько и вонзила кол в висок его так, что приколола голову к земле; а он спал от усталости - и умер».
Потупок Иаили, убившей врага Бога, воспет в победной песне Деборы , где Иаиль названа «самой благословенной среди женщин» (Суд 4:9,11,17 22; 5:6,24 - 27):Чему учит эта Библейская история?
Однажды царь Давид решил устроить тотальную перепись населения, дабы знать, сколько же людей находится у него в подчинении. Царь сказал, и подданные сделали по слову Царя.В Книге Царств говорится, что именно Бог искушал Давида совершить это. И Бог же не простил этот " грех" : "И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек" (2Цар.24:15). Как это массовое уничтожение людей объясняет сама Библия?
И так, на протяжении сотен страниц Библии мы видим образ "жестокого" Бога, а потом другие сотни страниц утверждают, что Бог-это любовь, это ИСТИНА. Обычному человеку непонятны высокорелигиозные соображения апологетов. Из Библии следует, что Бог не меняется и Его принципы с течением времени неизменны. Как описанное сочетается с тем, что Бог- это любовь"?
Некоторые верующие и сегодня считают, что Бог Ветхого Завета -"Бог гнева" и Бог Нового Завета –" Бог любви" - не одно. Но, внимательно и непредвзято читая Библию, понимаешь, что невозможно оторвать Новый Завет от Ветхого, что „ Бог ЕДИН!"
Эта неразрывная связь Ветхого и Нового Завета очевидна, если сопоставить главные Заповеди Моисея и Христа.
„Господь Бог наш един есть: и люби Господа, Бога твоего,всем сердцем твоим и всей душою твоею"(Втор.6:4-5). Христос, отвечая на вопрос „Какая первая из всех заповедей“, приводит именно эту : Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." (Mф 22:37-40). Моисей: „ Не мсти и не имей злобы ...но люби ближнего твоего, как самого себя“ (Лев 19:18).
Иисус не отменял заповеди ВЗ , напротив, Он говорил:„Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков..истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все" (Мф 5:18). Не нарушать пришёл Он , но исполнять; ни одним словом Христос и Апостолы не отвергают описанное в Библии, не критикуют учение пророков о Боге. Два Завета слиты воедино! Для Христа Бог, говоривший с Моисеем из куста, - истинный. И если „отбросить“ Ветхий Завет,если его представления о Боге ошибочны, то и Учение Иисуса о Боге -также ошибочно .
Библия содержит множество тайн, нуждающихся расшифровке. Для этого мало читать одну Библию, надо знать другую литературу, связанную с историей, культурой, традицями и др. вопросами, затрагиваемыми в Библии.
Говорят, что Библию надо читать так, как едят рыбу: когда попадается косточка, ее пропускают и продолжают есть дальше. Но иногда «косточек» для читателя Ветхого Завета оказывается так много, что человек предпочитает совсем отказаться от дальнейшего чтения….
Целью автора было остановиться именно на "косточках"- сложных для понимания вопросах Ветхого Завета, которые обычно отвергаются читателями не только как непонятные или противоречащие «духу» Нового Завета, но и просто как «отталкивающие» своей "жестокостью" и "аморальностью".
В первую очередь, автор искал «расшифровку» сложных мест Ветхого Завета в самом Писании, но также обращаясь к трудам христианских и еврейских ученых- историков и библеистов , к священникам и раввинам.О том , насколько это удалось, — судить читателю.
Свидетельство о публикации №225071701435
Чтения Священного Корана бязни перед Всевышним нем есть слово Всевышнего является правдой
Тауберт Альбертович Ортабаев 17.07.2025 23:49 Заявить о нарушении