Графика

Я - график. Я вскрываю суть вещей.
Рука тверда. Податлива пластина.
Игла в руке всё глубже и смелей
вникает в смысл задуманной картины.

Я избираю чёрно-белый цвет.
Спадает с глаз слепая паутина:
я различаю донные глубины
и в небе вижу первозданный свет.

Графичен мир. Контрастно бытие.
Ни на холсте, ни в камне или в глине
не выявить его. Лишь на пластине,
и знаками, что вырежу на ней.

Их символов причудливая вязь,
пробелы между ними и с расчётом
штрихами проскоблённые пустоты -
то с бытием таинственная связь.

Я протравлю их кровью-кислотой,
под прессом на станке сращу с бумагой -
и оттиск бытия ... за ним другой ...
передо мною откровеньем лягут.

Цвет чёрный. Под покровом темноты
пульсирует энергия живого,
рождая по законам красоты
клубящиеся контуры земного.

Цвет белый. Сгинет тьмы чадящий свет;
займётся день от края и до края;
и хлынет в душу первозданный свет,
небесного границы раздвигая.

Контраст цветов рождает светотень,
проявит все детали на картине,
сплетений их клубящуюся сень -
глазам предстанет замысел единый.

Я - график.
Я небесное с земным
от повседневных пут освобождаю,
тем сущность бытия раскрепощаю,
стремлением к сотворчеству томим.

1994


Рецензии
Я могу рассказать немного о предыстории этого стихотворения. Оно было написано в России, незадолго до отъезда. Мы сходили на выставку графики в нашей картинной галерее в Свердловске. Это была персональная выставка Ольги Окуневой. Нас она потрясла. Благодаря маминой знакомой, которая и организовала выставку, мы познакомились с автором. Такая была красивая молодая женщина, а картины у нее очень сильные. Мы у нее купили две большие картины. Нам удалось их вывезти в Америку (это было непросто). Оказалось, что эти картины были сделаны в период каких-то личных трагедий этой художницы. Потом, не знаю когда, она уехала жить в Европу. С тех пор она живет довольно счастливо, как я понимаю, преподает. Я нашла, что она делает сейчас. Ничего общего с теми картинами, которые мы купили. Больше на такой высокий уровень она не поднимается.

Одна из этих старых гравюр сейчас висит передо мной, когда я пишу. Там изображена зимняя ночь в России, старушки продают цветы и согревают их свечами.

Еще Ольга Окунева рассказала тогда, что процесс создания гравюр на металле очень вредный. Пары кислоты отравляют. Надо быть большим энтузиастом, чтобы заниматься этим. Больше она уже гравюр не делает.


Марина Сапир   20.07.2025 00:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.