Дума Лермонтова. Внимательное чтение

Привожу стихотворение полностью.

Дума

1.Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

2.Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

3. К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.

4. Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

5. Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.

6. Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

7. Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.

8. И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

9. И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

10. Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

11. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
1838 г.

Лермонтов отождествляет себя со своим поколением (групповой лирический герой), которое он осуждает. Я хочу систематизировать, чем он недоволен, что он порицает, и что он по контрасту мог считать хорошим:  чего же его поколению не хватает.

Рассмотрим все 11 четверостиший по порядку, посмотрим, что же такое  "плохо" и что такое "хорошо".

1.  «Бездействие», «познание»- это плохо. 

2. Еще раз: знание — плохо.

3.  «Борьба» с «властью» за «добро»  - это хорошо. 

4. Сравнивает свое поколение с «тощим плодом».

5.  «Наука бесплодная», «неверие» - плохо. «Надежды лучшие», «голос благородный» - это хорошо.

6. «Боязнь пресыщения» наслаждением — плоха. Радостью надо наслаждаться безоглядно.

7.   «Создания искусства» должны вызывать безоглядный восторг.

8. «Огонь в крови» - хорошо, «холод в душе» - плохо. Жертвы ради любви и ненависти — хорошо.

9.  «Добросовестный, ребяческий разврат» - хорошо.  Насмешливые оглядки назад — это плохо.

10. Поколение будет забыто, говорит автор. Он не ожидает, что его поколение оставит после себя «плодовитую мысль».

11. Здесь автор говорит о том, кто будет судить это поколение: потомки будут судить «со строгостью судьи и гражданина»


Одно можно заключить определенно: автор считает мышление, раздумья  чем-то вроде умственного заболевания, которое делает людей неспособными жить и действовать безоглядно, непосредственно, по влечению страсти - так, как это ему нравится.

Лермонтову не нравится рефлексия, которая связывается с "холодом в душе". Но человек не может иметь ни совести, ни чести без оглядки на то, что он делает. Совесть и честь у Лермонтова оказываются не в чести.

Лермонтов бросает вызов пушкинской, аристократической традиции в русской литературе. Пушкин описал свою программу так: "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать",

И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

 Лермонтов упрекает свое поколение в том, что оно "под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится".

Русская культура пошла по пути, который предпочитал Лермонтов, а не Пушкин: отказ от размышлений в пользу страстей. После Лермонтова было много жертв, борьбы с властью за добро, веры в "благородный голос" и "надежды лучшие":

Станет кровь дороже смеха...
(Борис Малкин)

Чему же учит история? Был ли Лермонтов прав, презирая раздумья и познанье (и смех)?

«Сон разума рождает чудовищ».  Так я понимаю то, чему учит прошедшее с 1838 года время. Но каждый может сделать свои выводы. Если задумается.


Рецензии
Очень интересно было прочитать Ваше исследование.Стихи я с трудом раскладываю на составляющие,я их скорее воспринимаю или не воспринимаю интуитивно, на уровне подсознания, так как знаю, что стихи обычно приходят сами,поэт их только записывает,скажем так.Лермонтов точно был таким проводником,так как в очень молодом возрасте обладал мудростью старца.Уже то, что его поколение дало миру его одного - это значит то поколение прожило не зря.Стихотворение это, если его не разбирать с конкретикой может быть отнесено ко многим поколениям, например и 20 века, имхо.
Спасибо, Марина, заставили подумать, и уже одно это прекрасно!

Наталья Буданова-Бобылева   28.08.2025 17:31     Заявить о нарушении
Разбирай - не разбирай, но Лермонтов здесь не спонтанен, а очень последователен. У него в каждом стихе получается, что раздумья - что-то вроде умственного заболевания. Это важно, потому что хорошие стихи, действительно, отпечатываются в подсознании. Кто знает, если бы не Лермонтов, может быть люди бы больше задумывались и история пошла по другому пути? Но, скорее всего, Лермонтов уже выражал точку зрения общества на мышление. Белинский его поддержал, славянофилы поддержали.

В данном случае, это - внимательное чтение. Пытаюсь понять, что говорится. Но это на любителя.

Марина Сапир   28.08.2025 17:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.