Дума Лермонтова. Внимательное чтение

Привожу стихотворение полностью.

Дума

1.Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

2.Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

3. К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.

4. Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

5. Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.

6. Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

7. Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.

8. И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

9. И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

10. Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

11. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
1838 г.

Лермонтов отождествляет себя со своим поколением (групповой лирический герой), которое он осуждает. Я хочу систематизировать, чем он недоволен, что он порицает, и что он по контрасту мог считать хорошим:  чего же его поколению не хватает.

Рассмотрим все 11 четверостиший по порядку, посмотрим, что же такое  "плохо" и что такое "хорошо".

1.  «Бездействие», «познание»- это плохо. 

2. Еще раз: знание — плохо.

3.  «Борьба» с «властью» за «добро»  - это хорошо. 

4. Сравнивает свое поколение с «тощим плодом».

5.  «Наука бесплодная», «неверие» - плохо. «Надежды лучшие», «голос благородный» - это хорошо.

6. «Боязнь пресыщения» наслаждением — плоха. Радостью надо наслаждаться безоглядно.

7.   «Создания искусства» должны вызывать безоглядный восторг.

8. «Огонь в крови» - хорошо, «холод в душе» - плохо. Жертвы ради любви и ненависти — хорошо.

9.  «Добросовестный, ребяческий разврат» - хорошо.  Насмешливые оглядки назад — это плохо.

10. Поколение будет забыто, говорит автор. Он не ожидает, что его поколение оставит после себя «плодовитую мысль».

11. Здесь автор говорит о том, кто будет судить это поколение: потомки будут судить «со строгостью судьи и гражданина»


Одно можно заключить определенно: автор считает мышление, раздумья  чем-то вроде умственного заболевания, которое делает людей неспособными жить и действовать безоглядно, непосредственно, по влечению страсти - так, как это ему нравится.

Лермонтову не нравится рефлексия, которая связывается с "холодом в душе". Но человек не может иметь ни совести, ни чести без оглядки на то, что он делает. Совесть и честь у Лермонтова оказываются не в чести.

Лермонтов бросает вызов пушкинской, аристократической традиции в русской литературе. Пушкин описал свою программу так: "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать",

И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

 Лермонтов упрекает свое поколение в том, что оно "под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится".

Русская культура пошла по пути, который предпочитал Лермонтов, а не Пушкин: отказ от размышлений в пользу страстей. После Лермонтова было много жертв, борьбы с властью за добро, веры в "благородный голос" и "надежды лучшие":

Станет кровь дороже смеха...
(Борис Малкин)

Чему же учит история? Был ли Лермонтов прав, презирая раздумья и познанье (и смех)?

«Сон разума рождает чудовищ».  Так я понимаю то, чему учит прошедшее с 1838 года время. Но каждый может сделать свои выводы. Если задумается.


Рецензии