Заколдованные кисти

     Жил-был когда-то один молодой художник. Была у него мастерская,  в которой писал он портреты.

     Больше всего на свете молодой художник хотел стать известным и знаменитым. Каждый раз, перед началом работы над портретом,  воображение рисовало ему несомненный шедевр, выдающийся и прекрасный.
     Однако не проходило и полчаса, как художнику начинало казаться,  что то ли кисти не такие, то ли краски, то ли холст неровный, а может быть, освещение плохое или мольберт стоит не так.
     Вдохновение вдруг куда-то исчезало, и в результате портрет получался скучным, обыденным и, кроме схожести с оригиналом, не имел других достоинств. Все детали на портрете по-отдельности, казалось, были выписаны удачно, но «живого» человека в целом не ощущалось.

     Сколько бы дальше не работал художник, стараясь переделать портрет,  каждый новый мазок кисти только ухудшал его, а выражение лица на портрете становилось совсем не таким, как задумывалось ранее.
    
     И вот однажды молодой художник узнал, что в соседнем городе поселился очень известный старый художник. Говорили, что портреты его кисти принесли ему богатство и громадный успех.

     Молодой художник решил наняться к нему учеником, занял денег у родных и знакомых, собрался и поехал в соседний город.
     Но когда он нашёл дом, в котором поселился старый художник, оказалось, что никто не собирается пускать его внутрь. Дверь была крепко заперта, а окна, выходившие на улицу, закрыты ставнями.

     Но молодой художник был настойчив и стал каждый день приходить к дому. На третий день дверь наконец отворилась, и из дома вышла кухарка. Молодой художник  узнал у неё, что хозяин стар, болен и никого не принимает.
     Но деньги и обаяние молодого человека сделали своё дело,  и вскоре молодой художник всё-таки встретился со знаменитым мастером.

     «Зачем ты хотел меня видеть?» - спросил мастер у юноши.
     Молодой человек стал просить известного художника поделиться секретами мастерства: «Я хочу научиться писать портреты так, чтобы люди на них были как живые!»
   
     «Время и терпение - лучшие учителя,  - ответил мастер. - С каждым годом ты будешь писать портреты всё лучше и лучше. И когда-нибудь, может быть, ты наберёшься опыта и станешь настоящим мастером».
     «Но тогда я и сам стану старым, - не согласился с ним юноша. - Зачем мне тогда слава и деньги? Мне они нужны сейчас».

     «Зато у тебя есть молодость и здоровье», - возразил ему мастер.
     «Толку мне от этого! Я хочу быть известным как можно раньше! Возьмите меня к себе учеником, я готов заплатить за это большие деньги», - и молодой художник показал мастеру свой кошелёк.

     «Друг мой, я стар, плохо вижу и давно оставил свою профессию, поэтому в учениках не нуждаюсь. Но тебе, так и быть, я помогу. Есть у меня кисти... Они не простые, а заколдованные. Эти кисти сами знают, сколько краски нужно взять и куда положить. С ними ты обязательно прославишься!» - старый мастер подошёл к столу и вынул из ящика кисти.

     Молодой художник взял одну из них в руку. Кисть была старинная, с гибким упругим собольим ворсом, обмотанным нитками, и очень удобно лежала в руке.
     Старый мастер запросил за кисти огромную цену, и юноша задумался.
    
     Вдруг кисть в его руке ожила: чуть потеплела, стала почти невесомой и шевельнулась, словно приглашая к работе.

     Молодой художник пришёл в восторг. И так ему захотелось тотчас же приступить к написанию нового портрета, что он без сожаления отдал мастеру все имеющиеся деньги.
    
     Старый мастер сказал, что дарит ему свой мольберт, а также палитру, краски и прочие принадлежности.

     «Неделю назад, - подумав, добавил мастер, - ко мне приходил один генерал. Он хотел заказать портрет своей супруги. Я ему отказал. Я дам тебе его адрес, иди к нему, скажи, что ты мой ученик».
     «Спасибо», - обрадовался юноша.
 
     «Желаю успеха! Только сумей вовремя остановиться, не потеряв окончательно сил и здоровья», - на прощание пожелал ему мастер, но молодой художник не придал значения его словам и поскорее отправился к генералу.
    
     Тот радушно принял его, пояснив, что решил заказать портрет супруги, чтобы хоть немного порадовать её - в последнее время бедняжка очень страдает от постоянной головной боли.
     И верно: позируя, молодая женщина не могла сидеть спокойно, а постоянно морщилась и тёрла виски руками.

     Молодому художнику стало её очень жаль. Как только он приготовился писать портрет, кисть сама зачерпнула нужную краску с палитры и стала наносить на холст  уверенные мазки. Юноше оставалось лишь слегка придерживать кисть рукой.
     И - о, чудо - уже в середине работы молодая женщина вдруг облегчённо вздохнула, улыбнулась и стала сидеть спокойно, словно её головная боль бесследно прошла.
 
     К концу дня портрет был совершенно готов.
     И какой портрет! Лицо молодой женщины было таким отчётливым, а взгляд - живым, складки одежды - такими естественными, что казалось, она вот-вот повернётся и улыбнётся.
     Кроме того, краски на портрете как-то по-особому светились и придавали изображению необыкновенную яркость и выразительность.

     Генерал и его супруга были в восторге! Их так поразили и скорость, и результат работы молодого художника, что они, щедро одарив юношу, стали просить написать портрет самого генерала. Тот, не колеблясь, согласился.

     Молодой художник был чрезвычайно доволен. Он видел, что этот портрет - самое лучшее из всех его творений! И ничто, даже откуда-то взявшаяся головная боль, не могло омрачить его радости.

     На другой день он снова был у генерала и приступил к работе над его портретом.
     Молодая супруга  генерала была весёлой и выглядела вполне здоровой. А у молодого художника головная боль почему-то не проходила. Он объяснил это душным помещением и своим волнением и, поскольку кисти делали всю работу за него, терпел до конца.

     Генерал был хромой, усаживаясь на стул для позирования, он вытянул вперёд больную ногу и отложил в сторону свою трость, на которую был вынужден опираться при ходьбе. Юноша невольно пожалел его. Когда работа стала приближаться к концу, генерал согнул больную ногу в колене, а когда портрет был завершён - вскочил с места, забыв о трости.

     Молодой художник, напротив, вдруг почувствовал такую боль в своей ноге, что был не в силах идти домой, и генерал отдал ему ставшую ненужной трость.
     Теперь молодой человек был уже не рад отлично получившемуся портрету генерала. Он вспомнил слова старого мастера о потере сил и здоровья и понял, что они были сказаны неспроста.

     Полученные от генерала деньги молодой человек заплатил врачам и, едва ему полегчало, собрался ехать домой. Но не тут-то было!

     Генерал успел показать портреты своим знакомым,  и вся городская знать захотела иметь такие же.
     У дверей дома, в котором временно поселился молодой художник, выстроилась очередь из посланцев с заказами от разных высокопоставленных лиц. И молодому художнику, давно об этом мечтавшему, ничего не оставалось, как принять их всех.

     День за днём он писал портреты. И, поскольку вести о чудесном исцелении людей на портретах разлетались быстрее молнии, каждый натурщик начинал слёзно жаловаться на свои недуги. Как не крепился молодой художник, его доброе сердце не выдерживало, но стоило ему пожалеть человека, как тут же тот становился совершенно здоровым, а все симптомы перекочёвывали к художнику.
     Напрасно юноша стал сильно завышать цену за свою работу, требовал особых условий освещения и комфорта - желающих получить портрет не уменьшалось.
     Молодой художник был вынужден тратить все заработанные деньги на лечение, и все врачи города существенно пополнили своё состояние. Молодой человек уже не желал ни славы, ни денег, но не мог вырваться из этой заколдованной ситуации.

     Однажды утром вместо старушки-молочницы ему принесла молоко её дочь - молодая девушка, которая страдала от сильного кашля. Она была так мила и прекрасна, что молодой художник влюбился в неё с первого взгляда.
     Впервые ему захотелось написать портрет не по заказу, а по велению сердца. Он стал уговаривать девушку позировать, но та не соглашалась, говоря, что у неё нет средств, чтобы заплатить за работу.

     «Я сделаю это бесплатно, пожалуйста, соглашайся!» - молил он так усердно и проникновенно, что девушка уступила.
     Но, поскольку она не хотела, чтобы родные об этом знали, девушка каждое утро, принося молоко, задерживалась для позирования молодому художнику всего на пятнадцать минут.

     Через несколько дней кашель у девушки заметно уменьшился, и она перестала выглядеть такой измождённой и бледной, как раньше.
     Зато бедняга-художник совсем слёг и едва находил в себе силы, чтобы встать и продолжить работу. С каждым приходом девушки ему становилось всё хуже и хуже, сильный кашель донимал его, но он непременно хотел завершить портрет.
     Девушка с тревогой следила за его состоянием, так как красивый добрый молодой человек также не оставил её равнодушной.
    
     Когда работа почти подошла к концу, молодой человек пообещал, что закончит портрет вечером.
     Прощаясь с девушкой, он признался ей в любви, но сказал, что его состояние здоровья не позволит ему жениться на ней, и попросил девушку хранить портрет в память о нём.

     Глубоко опечаленная, вся в слезах, девушка шла к себе домой и зашла по дороге в хлебную лавку. Там было много покупателей, и случайно девушка услышала разговор о молодом художнике.
     Внезапно она поняла, что все проблемы со здоровьем у юноши - из-за портретов. И тогда она спешно побежала обратно к нему домой.

     Дверь была не заперта. Художник, хрипло дыша, крепко спал на кушетке. Рядом стоял мольберт.
     Девушка взволнованно посмотрела на свой портрет и поразилась таланту художника - она была на портрете как живая, её лицо было милым и прекрасным. Краски необыкновенно сияли. И лишь один фрагмент одежды остался незавершённым.
 
     «Надо помешать ему закончить портрет, - решила девушка. - Как же это сделать?»
     Она увидела на столе кисти и краски, схватила их в охапку и бросила в горящий камин.
     Огонь в камине ярко-ярко запылал, поглощая и краски, и кисти. И когда догорела последняя кисть, колдовские чары рассеялись, и юноша вдруг проснулся вновь сильным и здоровым, как прежде.

     В тот же самый миг портрет на мольберте изменился - краски на нём потускнели, а сам портрет стал самым обыкновенным, таким же, как и те, которые молодой художник написал в своём городе.
     Такими же простыми стали и все другие портреты, написанные заколдованными кистями. Но, кроме молодого художника, никто этого не заметил, потому что все люди, изображённые на портретах, были здоровы, жили полноценной жизнью и редко вспоминали о портретах.

     Счастливый молодой художник с новыми силами взялся за работу. Накопленный опыт позволил ему создавать живые и выразительные портреты, даже пользуясь обычными кистями.
     Теперь вдохновение никогда не покидало молодого человека - его источником была любовь к молодой девушке.

     Молодой художник и девушка поженились и жили долго и счастливо, не зная бед и болезней.
     Ведь настоящая взаимная любовь - это самое лучшее в мире лекарство.


Рецензии
Чем то похоже на повесть Гоголя - Портрет. Надеюсь Вы читали.

Юрий Курский   31.07.2025 21:19     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отзыв, Юрий!
С уважением, Елена.

Елена Новэмская   02.08.2025 16:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.