З. п. - тщательнЕе надо, ребята...

Слово же трансцендентальный, которым я обозначаю отношение нашего познания не к вещам, а только к познавательной способности, должно было бы предохранить от всякого ложного истолкования. Но чтобы оно впредь не подавало повода к недоразумениям, я беру его назад и заменяю словом критический. Если превращать вещи (а не явления) просто в представления есть действительно неприемлемый идеализм, то как же назвать тот идеализм, который, наоборот, выдает представления за вещи? Я полагаю, его можно назвать грезящим идеализмом в отличие от первого, который может быть назван мечтательным, и оба они должны быть отброшены моим так называемым трансцендентальным или, лучше, критическим идеализмом.
__________
Иммануил Кант "Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука"

Эразм Фроммсократ·

Как видим, Кант так и не понял, что поскольку сознание функционирует трансцендентно относительно действий воображающего его себе организма - выражение "наше познание"  оказывается источником многих заблуждений и недоумений. Вот если бы он сообразил, что вместо "наше познание" - мы можем говорить не более чем о "нашем отношении к познанию", потому что именно познанием - занимается организм, а собственно "нас", субъектов сознания - организмы, которым ради выживания приходится действовать сообща - более или менее тщательно выдумывают...


Рецензии