Робот Сэм и тайга Чёрной башни. Главы из книги

 
                НУ И НУ!
В детстве Витя верил, что сны людям приносит Оле Лукойе из сказки Андерсена, добрый маленький человечек. Над плохими он раскрывал чёрный зонтик, чтобы не видели эти люди никаких снов. А хорошим дарил чудесные сновидения...
Но мама не могла допустить, чтобы сын научных работников принимал всерьёз всякие небылицы, и лет в пять она популярно объяснила Вите природу сна, рассказав, что сновидения – всего лишь отражение полученных впечатлений.
Витя всё понял. Он больше не боялся страшных снов, после пробуждения, конечно, потому что во сне человек не знает, что спит. Он просто боится. А сны Витя видел такие, что случалось, и плакал от страха, и смеялся от радости. Он видел мир в красках, различал запахи, ощущал боль... Все как наяву.

Но откуда здесь джунгли, и кто преследует  Витю и его робота.
Ох, как он устал! Как бесконечен путь!
Ветки деревьев царапают лицо, руки, ноги вязнут в топкой траве... Не хватает дыхания…
Вдалеке раздается резкий отрывистый стук. Он громче, громче...
 Теряя последние силы, Витя продирается сквозь колючий кустарник и буквально вываливается на просеку.
Но что это? По узкой просеке в джунглях несётся в ступе баба Яга. В руках у неё помело, и она ударяет им по дереву: Бам! Дерево падает, баба Яга взлетает вверх и бьёт уже по другому дереву. Она разворачивается и летит прямо на Витю и уже хочет ударить его своим помелом...
Витя  кричит … и открывает глаза.

Несколько секунд он  лежит неподвижно, приходя в себя от ужасного сна.
Уже светало. Острый солнечный луч просунулся в форточку и с любопытством исследует человекообразное существо, застывшее у стены. Коснулся его руки и тут же отпрыгнул в сторону: Рука приподнялась и, чуть качнувшись, упала. Раздался звук. Тот самый, из Витиного сна...
Витя в изумлении потёр глаза. Нет, он не спал. Вернее, он уже не спал. Витя повертел головой, дернул себя за ухо и сел в постели. Оставленный вчера у стены робот проявил признаки жизни.

Механический человек  повернул голову и мигнул зелёными глазами.
– Ух ты! – еле выдохнул Витя. – Вот это да! Ты меня слышишь? – обратился он к роботу.
Тот повертел  головой, зелёные глаза его вдруг стали жёлтыми, губы  задвигались и скрипучий голос сказал:
– Руки, ноги на месте. Голова на плечах. Вертится. – Он усиленно завертел ею и умудрился повернуть её на все триста шестьдесят градусов. – Всё надо тщательно проверить...
Тут робот увидел Витю, буквально пожирающего его глазами, и спросил: «Ты кто?»
– Витя  даже подпрыгнул от радости, что робот  обратил на него внимание.
– Меня зовут Витя, а как мне называть тебя?
– Неприятный голос! В самых высоких диапазонах! Витя? Нет такого имени. Правильно – Виктор, означает победитель. –  Он поднял руку:
– Я СЭМ  Первый!
– Кто-кто?
– Саморазвивающаяся экспериментальная модель номер первый... С.Э.М. Последнее слово роботроники. – Он замолчал, ожидая реакции.
–Вот здорово! – восторженно прошептал Витя.– А что ты умеешь, СЭМ?
 Робот мигнул глазами, что, видимо, означало недовольство или возмущение.
– Всё. Научиться могу всему. Я саморазвивающийся.

Витя смотрел на робота и не мог поверить в происходящее. А оно превосходило все самые радужные ожидания. Вот так, без особых усилий получить настоящего ученого робота, умеющего ходить, говорить и, видимо, делать ещё немало всяких вещей. Вот так подарок! Робот был совсем как живой, ну просто человек.
– Давай с тобой дружить, СЭМ?

СЭМ немного помолчал, что-то прокрутил в своих электронных мозгах и ответил, словно прочитал по шпаргалке:
– Дружба, это отношения, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов... Наши с тобой отношения ещё не сложились. Общность интересов?.. Рассмотрим этот вопрос. Какие у тебя интересы? –  СЭМ говорил четко и монотонно.
– Мои интересы? – Витя растерялся. – Ну... люблю читать… особенно про приключения, путешествия... Хочу иметь собаку, но мне не разрешают... Ну... еще... футбол... – Витя замялся.
–Понятно. Интересы несформировавшиеся, неопределенные, кругозор ограничен.  Ты любишь читать?
–Да, очень.
– Чтение – источник информации. Информация – источник знаний. Знания толчок к познанию, мыслительному процессу. Мыслительный процесс  – основа совершенствования личности. Хочешь ли ты совершенствоваться? Могу предложить любую информационную поддержку после соответствующего сбора информации. В настоящую минуту нуждаюсь в дополнительных источниках  информации.

Витя нахмурился.   И СЭМ туда же: знания ему подавай, мыслительный процесс, информацию, занудность, зубрежку... ну нет, на это он не согласен. Поиграть с роботом в шашки или шахматы – другое дело. Показаться с ним на улице – высший класс! Но совершенствоваться! – это уж нет!  Ему совсем не понравилось поведение СЭМа. В конце концов, он всего лишь робот. Такое обращение с ним, его создателем и хозяином, походило на нахальство.
– Знаешь, СЭМ, – Витя покрутил пальцем перед самым лицом робота, – мне в школе до смерти надоела всякая информация. Когда начнется учебный год, ты можешь взять на себя весь мыслительный процесс. Решать задачки, писать упражнения. Я тебе только спасибо скажу. Но сейчас каникулы. И никто на свете не заставит меня взять в руки учебник.
Витя гордо выпрямился и, сложив на груди руки, вызывающе посмотрел на СЭМа. Уж кому-кому, но сделанному им роботу Витя не намерен подчиняться.

СЭМ мигнул глазами-лампочками:
–Волевые способности имеются, их надо развивать. Главный источник информации – жизнь, надо уметь извлекать информацию из окружающей среды. Например: моментально замерить температуру и влажность воздуха,  вычислить параметры помещения. – Он быстро завертел головой. – Ты всё это можешь?
–Нет, – усмехнулся Витя, – зачем мне это? Так и последние мозги вытрясешь.
–Мозг нельзя вытрясти, – назидательно заметил СЭМ. – Но он может атрофироваться от бездействия. Его надо постоянно тренировать.
СЭМ явно считал дальнейший спор излишним и отвернулся от Вити, открывшего было рот, чтобы что-то возразить.
– Информация – главное для саморазвития, начинаем осмотр территории.
СЭМ выпустил из подошв ролики и мягко покатился по полу. А Витя, сразу же забыв о размолвке, стал знакомить его с достопримечательностями квартиры.

                СЕНСАЦИЯ!
Все новости в Солнечном разносятся со скоростью звука. Стоило Генке, словно в беспамятстве выскочившему на улицу, прокричать Володьке Ильину с пятого этажа, что у Канарейкина потрясающий робот, как через десять минут весь город только об этом и говорил.
Генка уже несколько дней разнюхивал сенсацию. Очень уж было подозрительно, что Канарейкин сидит, запершись в комнате, не выходит во двор и даже в футбол отказывается играть.

Генка сгорал от любопытства и под всяческими предлогами пытался проникнуть в Витину квартиру, куда вход собачникам был строго воспрещен. Пригладив свои вихры, он поджидал у подъезда Ольгу Александровну, помогал поднести сумку, интересовался Витиным здоровьем, но всё напрасно. Ольга Александровна захлопывала дверь перед самым его носом, вежливо поблагодарив и успокоив Гену, что с Витей всё в порядке.
И вот случай представился. Утром Витина мама отправилась на первый этаж за газетой, а Генка, притаившийся на лестничной клетке, быстренько прошмыгнул в квартиру.

Картина, открывшаяся Генке, заставила его затрепетать от ужаса и восторга. Но не только эти два могучих чувства нахлынули на предприимчивого мальчугана, но и волна мелкой чёрной зависти. Этот замухрышка Канарейкин, всеми вокруг презираемый, который и пас не умеет толком подать, разговаривал с каким-то странным существом. Хотя руки, ноги голова, всё присутствовало, но было оно явно не человеческой породы! Сначала Генка даже подумал, не инопланетянин ли это?
Но существо задвигалось, и по тому, как скользило на роликах, вращало головой и сгибало руки, наконец, по металлическому голосу Генка понял, что это робот. Причем робот необыкновенный! Человекоподобный! Мечта! Сказка! Фантастика!
И в тот самый момент, когда Генка пожирал его глазами, тот повернулся и мигнул в лицо непрошеному гостю тревожным красным светом. Генка вскрикнул и опрометью бросился к двери.
Чуть не сбив с ног Витину маму, он, перепрыгивая через три ступеньки сразу, вылетел на улицу. Тут и раздался крик, взбудораживший весь город.

Ольга Александровна, проводив Генку неодобрительным взглядом, в сердцах захлопнула дверь и вошла к Вите в комнату.
– Да, – глубокомысленно сказала она, разглядывая робота. Таким, действующим, мама видела его впервые. И судя по всему — робот произвел на нее впечатление.
– Да, – снова повторила она. – Хорош, хотя и страшноват. – Её трудно было чем-нибудь удивить.
– Мама, – вскричал Витя, пытаясь предупредить её. Но СЭМ уже устрашающе полыхнул в Ольгу Александровну глазами-мигалками.
– Страшноват. Самая совершенная модель человекообразных роботов! – СЭМ подкатился к маме так близко, что она невольно отшатнулась.
– Удивительно, он говорит. А что, он может обижаться? – спросила она. И тут же поправилась, – Я неправильно выразилась, ты  просто. необычен для нашего восприятия...

– В своё время необычными для восприятия были паровозы, автомобили, самолеты, – пошел в наступление СЭМ, и мама не выдержала:
– Сдаюсь, сдаюсь, представляю какой фурор ты вызовешь в нашем городе. Думаю, что последствия Генкиного посещения не заставят себя ждать... Но предупреждаю, –  она обернулась к сыну, – никаких приемов. Ты понял, Витя?
– Но мама, – Витя умоляюще посмотрел на неё. Быть обладателем такого сокровища и не иметь возможности похвалиться им, было выше его сил.
–Никаких приемов, – категорическим тоном повторила мама.

И тут зазвонил телефон. Звонил Генка, и, судя по прерывистому дыханию, по шепотку, врывающемуся в телефонную трубку, он был не один у аппарата.
Умоляющим голосом Генка просил Витю на минуточку спуститься во двор.
– Не могу, – важно заявил Витя, – ты же знаешь. Да я ещё и не завтракал... Нет, выйду, конечно, часа через два... – Витя, ликуя в душе, положил трубку. И тут же снова раздался звонок...
– Начинается, – вздохнула мама. Она вдруг вспомнила, что ей давно пора на работу. И представила, как встретят её сотрудники, сколько любопытных взглядов и расспросов ей придется выдержать по дороге. Учёные – народ дотошный, а этот робот, что и говорить, – сенсация! Интересно, запатентована ли мужем эта новая модель?
Ольга Александровна взглянула на раскрасневшегося сына, потом на СЭМа, уверенно катающегося по комнате на своих роликах.
«Наверное, его можно использовать в домашнем хозяйстве», – подумала она и немного повеселела. Она ещё не отдавала себе отчета, но эта история с роботом ей не совсем нравилась. И надо же было мужу придумать такую игрушку!

Впрочем, Ольга Александровна очень спешила. Ей ещё надо было поправить прическу и накрасить губы. Решив, что во всем разберётся потом, она хотела ещё раз проинструктировать сына. Но, куда там! Витя, вспотевший от волнения и чувства собственной значимости, не успевал отвечать на телефонные звонки.
– Ты поесть не забудь! – напомнила ему мама. И хотя он согласно кивнул, она не была уверена, что он ее понял.
Махнув рукой, Ольга Александровна закрыла за собой дверь. «Пусть сам разбирается, не маленький уже!»
Маме и сыну Канарейкиным предстояли нелегкие дни.


Рецензии
Добрый день, дорогая Наталья.
Вот и Канарейкин стал значимым лицом, что даже Генка ему обзавидовался.
Иметь робота-это круто для пацана.
Но, и опасно.
Мало что случится.
Людская молва разнесёт по всему городу и жизнь усложнится для мальчика и его мамы.
Но, об этом мало кто думает.
А зря.
Отличный отрывок из книги.
Но, плохо, что Витя не хочет совершенствоваться и учёбу свалить на СЭМа.
С искренним уважением.

Варвара Сотникова   31.07.2025 13:06     Заявить о нарушении
Дорогая Варвара!
Эта книга вовсе не про учебу. С появлением робота у Вити появятся новые проблемы. И хотя они больше касаются СЭМа, переживать их роботу и мальчику придётся вместе.
Впереди много опасных приключений.
Спасибо, что читаете.
С искренней признательностью,

Наталья Листикова   31.07.2025 14:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.