Иудаизм. Авраам боролся с Богом

Бог пообещал Аврааму прекрасное будущее для его потомков. Он также раскрыл Аврааму страдания, которые их ожидают. Тут важно понять, что Авраам не отделял себя от своего рода. Для него и обещания, и угрозы Бога были обещаниями и угрозами ему самому. Бог не спрашивал согласия Авраама, когда избрал его. Но у Авраама могли бы быть сомнения, так ли ему повезло.

Все это можно прочитать в части 15 книги Бытия. Я читаю английский перевод книги Бытия. Это — почти буквальный перевод с древнейших списков Торы.
Я пересказываю этот перевод по-русски.

--------------

1. В видении Авраам услышал слова Бога: «Не бойся, Абрам. Я — твой щит. Ты получишь за все сполна.»

2. Авраам (которого тогда звали Абрам) отвечает: «Что ты мне можешь дать?  Единственный сын в моем доме — это Элеязер из Дамаска.»

Ребенок, который родился у каких-то слуг Авраама считается сыном его дома, и ему должно все перейти по наследству, поскольку у Авраама нет детей. Так понимает Авраам, и он недоволен этим. Авраам считает важным только то, что он может передать потомкам. Потомки для Авраама — это тоже Авраам. С точки зрения Авраама, пока есть потомки, он тоже живет.

3. Авраам говорит Богу: «Ты не дал мне детей, и сын моих слуг будет владеть мной».

Тот, кто получает наследство после Авраама, получает во владение самого Авраама: так он понимает. Он ожидает, что им будет владеть его слуга. С точки зрения Авраама, это несправедливо

4. Голос Бога ответил Аврааму: «Не будет он тобой владеть. Но твой собственный сын будет тобой владеть».

Бог предсказывает, что у Авраама будет сын.

5. Бог велел Аврааму выйти наружу из тента: «Посмотри на небо. Видишь, сколько звезд? У тебя будет столько потомства».

6. Авраам поверил Богу, посчитал, что это справедливо.

7. И Бог сказал: «Я — YHVH,  кто велел тебе уйти из земли Ур,  чтобы дать тебе эту землю во владение».

Здесь «дать тебе» также подразумевает, что земля будет дана роду Авраама.

8. Авраам обратился к Богу: «Дай мне знак, что я буду владеть этой землей».

Авраам — деловой человек. Речь идет о земельной собственности. Ему нужно подтверждение сделки.

9. Бог сказал: «Дай мне теленка и козочку и барашка и голубя».

10. Авраам дал Богу все, что Бог потребовал. Бог разделил пополам теленка, козочку и барашка.

11. Хищные птицы спустились на разорванных животных, Авраам отогнал их.

12. Солнце село, Авраам погрузился в глубокий сон. И — какой ужас! — глубокая темнота упала на него.

13. Бог сказал Аврааму: «Ты должен знать, что твои потомки будут странниками в чужой земле, будут там служить хозяевам, их будут унижать 400 лет.»

14. Бог продолжал: «Я буду судить нацию, которой они будут служить, и после этого твои потомки выйдут оттуда с большим количеством собственности».

15. Бог продолжает: «Ты  доживешь до старости, будешь погребен с отцами».

Понятно, что здесь речь идет о рабстве в Египте. Не Авраам вышел из Египта, а Яков-Израиль, внук Авраама. Но для Авраама его внук — это продолжение Авраама.

16. Бог продолжает: «Они вернутся в четвертом поколении. Амориты будут наказаны».

17. Вдруг в темноте возник дым и факел пламени, который прошел между этими кусками животных.

18. В этот день Бог заключил с Авраамом договор, сказав: «Твоим потомкам будет дана земля от реки в Египте до большой реки  Ефрат». Бог перечислил племена, которые будут под властью потомков Авраама.

----

Авраам получил от Бога обещание большой земли, которая достанется его потомкам. Но он также узнал, что его потомки будут в рабстве в чужой земле 400 лет. Именно вы этом состоит договор Бога с Авраамом.

У Авраама не было выбора. Его не спросили, хочет ли он владения землей на таких условиях. Авраам мог понять, что если у него будет сын, то этот сын будет принадлежать Богу, а не ему.

У Авраама родился сын, Исмаиль,  от служанки.  Потом у него родился сын Исаак с его женой, Сарой. Но Авраам знал, что его потомство несет не только благословение Бога, но и его проклятье на 400 лет рабства, которое он понимал как проклятье ему самому.

Я уже писала, что, в соответствии с этим самым переводом Торы, Бог не велел Аврааму пожертвовать сына (http://proza.ru/2023/09/17/1556). Авраам принял такое решение по собственной инициативе.

Я думаю, эта часть Торы делает понятнее, почему Авраам мог хотеть отдать Богу сына, которого Бог дал ему на таких кабальных условиях.

Авраам мыслил в терминах родов, кланов, а не личностей. Клан включал в себя и людей (семью), и их собственность, слуг. Все вместе (исходный родоначальник, глава рода в данный  момент, собственность) и составляло для Авраама понятие субъекта, субъекта истории.

Отказ от сына означал отказ от своего рода, что было практически равносильно самоубийству. Но свобода, независимость от других,  была фундаментальной ценностью для Авраама, как он это не раз демонстрировал. Свобода была важнее собственности и даже обещанной вечной жизни в потомках.

Добровольное решение отказаться от сына  должно было быть вызвано именно сопротивлением, нежеланием соглашаться на условия Бога, а не послушностью, как это Христиане понимают. 

Авраам боролся с Богом, и Бог его не победил (а Иаков боролся с каким-то другим элохимом).

Вопросы на внимание.

1. Почему Авраам не хотел от Бога ничего, если у него не будет сына:
  а. Потому, что он любил детей.
  б. Потому, что у всех есть дети, а у него нет.
  в. Потому, что он верил, что его наследник будет им владеть. Он хотел, чтобы наследник был его родным сыном. 

2. Почему Авраам был уверен, что он разговаривает с Богом
  а. Потому, что Бог себя назвал.
  б. Потому, что это происходило в видении.
 
3. Какое предложение Бога Авраам посчитал справедливым:
 а. Предложение иметь очень много потомков, как звезд,  и иметь свою землю в Канаане.
 б. Предложение, что у него будет много потомков, они будут владеть землей, и они будут 400 лет в рабстве.

4. Бог заключил договор с Авраамом. Что это значит:
 а. Авраам подтвердил свое согласие.
 б. Бог дал знак, что все так и будет, как Он сказал.

5. Бог сказал Аврааму, что его потомки будут рабами 400 лет, и ...
 а. Бог дал возможность Аврааму избежать наказания
 б. Бог дал понять, что Авраам и его потомство не могут избежать рабства.

6. Зачем Богу надо было, чтобы потомки Авраама были в рабстве:
 а. Это должен быть поучительный опыт.
 б. Чтобы у Него был повод наказать какое-то вредные племена.
 в. Объяснения не дано.

7. Был ли Авраам рад этому договору?
 а. Нет, он не был рад.
 б. Да, он был рад.
 с. Нам не говорят.

8. Почему Бог не разорвал договора из-за сопротивления Авраама, его попытки отказаться от сыновей и договора?
 а. Бог не меняет своих решений и-за пустяков.
 б. Авраам не нарушил, а подтвердил ожидания Бога. Бог выбрал Авраама за его самостоятельность, силу воли, стремление к свободе. Также как Он потом выбрал Моисея.


Рецензии