1. Не умеем управлять? Почему так и что делать?

Предисловие к публикации в Прозе.Ру

Прежде чем перейти к собственно публикациям, скажу о том, что меня привело в Прозу.Ру. Для нашего поколения, жившего в СССР, было очень неожиданным обнаружить то, что Россия относительно небольшая страна (150 млн), но, в то же время, в очередной драматичный исторический момент (а их у России было и раньше немало, отсюда и малое население!) наша страна вновь проявляет стойкость и … человечность, но именно из-за этого качества нами временами совершаются ошибки, даже стратегические ошибки. Однако, мы понимаем, что исторические уроки вообще очень дорого стоят, естественно, Россия за них дорого и платит. Это нормально. И всё же, может быть именно поэтому (велики потери), нам следует максимально полно использовать наши ограниченные внутренние ресурсы, особенно те, которые открываются нашим «человеческим капиталом» – нашими людьми, их способностями и талантом.

Итак, об управлении.

I. КРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Наше утверждение «Не умеем управлять!» есть прямое следствие многих неудач, которых в нашей истории предостаточно и которые недопустимо медленно изживаются. Да, часто просматриваются издержки и в профессиональных деятельностях, но это уже «после», то есть как следствие того же плохого управления. Проблема, кажется, достаточно ясна (своим наличием), переходим к анализу этой ситуации.

Довольно давно, порядка 40 лет назад, занимаясь автоматизацией, мы с удивлением обнаружили такое явление: при успешном создании на предприятии автоматизированных рабочих мест (АРМ) буквально для всех категорий работников – от складских служб, служб нормирования/планирования/учёта и до инженерных служб конструирования и подготовки производства – нам никак не удавалось создать АРМ руководителя предприятия. И это была ситуация не только нашей организации, она отмечалась на многочисленных тогда конференциях по автоматизации многими участниками. Найденное, наконец, объяснение этому явлению для меня оказалось ошеломляющим – автоматизировать деятельность руководителя не удавалось просто потому, что управленческая деятельность не имеет своего предмета, то есть автоматизировать – формализовывать и в каких-то компонентах переводить деятельность на осуществление в компьютер – было просто нечего, «король-то оказался голым!». Значительно позже стали встречаться уже созвучные оценки экспертов и самой сферы управления: «менеджмент умер», «долгосрочное планирование это полный бред», и так далее, но к ним мы уже были готовы.

Друкер, один из основоположников менеджмента, отмечает: «Работа над повышением производительности работников умственного труда только начинается. В 2000 году мы находимся примерно там же, где находились работники физического труда (по производительности) в 1900 году».

Уже то, что доминирующие формы работы руководителя – совещание и консультирование, указывают на эту ситуацию, поскольку ни совещание, ни консультирование в большинстве случаев нельзя отнести к достаточно эффективным формам работы. Примечательно, например, то, как мало времени отводится коллективному обсуждению профессиональных проблем у специалистов, и это понятно – ведь они, в отличие от руководителей, обладают другими и исключительно эффективными средствами работы, сегодня вплоть до моделирования сложнейших объектов и процессов на индивидуальных автоматизированных рабочих местах. В то время как в управлении, как отмечает американский исследователь Минцберг: «Информация менеджером добывается одним и тем же способом – из устного сообщения. Его решения касаются новейших технологий, но процедуры собственной работы те же, что и 100 – 1000 лет назад. Даже компьютер не оказывает влияние на методы работы менеджера».

Слабость (если не сказать – порочность) совещательной формы работы проясняет, хотя и с несколько неожиданной стороны, следующее высказывание Шопенгауэра: «Что касается общительности людей, то она зависит от их неспособности переносить одиночество, а в нем – себя самих. Именно пустота и пресыщение гонят их как в общество, так и за границу, заставляя пускаться в путешествия. Им недостаёт внутренней силы сообщать себе собственное движение ... По этой же причине они нуждаются в постоянном возбуждении извне, притом в самом сильном, то есть исходящим от им подобных существ. Без этого их дух впадает в гнетущую летаргию».

Ещё одну сторону рассматриваемой трудности управленческой практики раскрывает следующая метафора. Руководителя сегодня можно сравнить с шахматистом, играющим вслепую. Действительно, руководитель не имеет никаких профессиональных средств, кроме вороха чаще всего не им подготовленных и не на него ориентированных документов. У него нет своего рода «шахматной доски» для разворота собственной и всегда уникальной игры, соответственно, ему не в чем «материализовывать» свою профессиональную деятельность, как следствие – он действует «вслепую». В итоге, насколько шахматист слабее играет «вслепую», нежели за реальной доской (а большинство играющих в шахматы даже вообще этого не могут делать!), настолько сегодня руководитель работает слабее гипотетически возможного случая своей вооружённости адекватными средствами.

Может показаться удивительным, но массовое неумение управлять в современном мире мы даже не замечаем – так сильна «замыленность» наших глаз именно этой массовостью.

В свете сказанного напрашивается риторический вопрос – что же мы хотим от деятельности, которая не имеет собственного предмета [1]?

* * *

Беспредметностью управления многое объясняется:  1) руководитель, формально наделённый огромной ответственностью, фактически ничего не может сделать в плане отработки этой ответственности (нет предметной деятельности), он её и не отрабатывает;  2) руководитель, стремясь к содержательному наполнению своей деятельности, либо заимствует профессиональные предметы своих подчинённых и тем самым «влезает не в своё дело», что ужасно, либо спасается текучкой, «затыканием дыр», но этим делу мало помогает, либо вообще начинает осуществлять неправовую деятельность – ведь чем-то осмысленным и привлекательным ему нужно заниматься, и ресурсы есть … (отсюда, отчасти, объяснение должностных преступлений, коррупции и т.п.);  3) нет сегодня у руководителя никакой возможности выстроить и работоспособные отношения с подчинёнными – ведь в основе этих отношений должен лежать предмет собственный деятельности руководителя, без этого он никому не интересен, а такого предмета нет, вот на личной преданности всё и выстраивается;  4) наконец, даже самые талантливые руководители, интуитивно нащупывая, своё уникальное место – как субъекта создания и развития предприятия – в отсутствии собственного предмета деятельности всё равно не могут осуществить результативное управление и развитие Дела.

* * *

Неточным мы считаем и сложившийся в культуре взгляд на управление как на управление объектом (предприятием, бизнесом, … – неким Делом). Здесь объект/Дело предполагается для его субъекта (руководителя) априори заданным, уже существующим. Следствием этого является неизбежное отчуждение руководителя от объекта, а равно и его некомпетентность (в разной степени, конечно, у разных руководителей, но они сегодня для них неизбежны).

Если провести для управления параллель со сферой технико-технологического производства (а она возможна и полезна), где выделяются: наука (исследование и описание актуальных для инженерии явлений природы) – инженерия (изобретение нового изделия и способов его изготовления на базе научных теорий) – производство изделия (изготовление изделия с использованием средств и методов инженерии) – эксплуатация изделия (удовлетворение общественной потребности, на которую ориентировано изделие), то ситуация в управлении почти комична – ключевая функция руководителя состоит в эксплуатации предприятия (то есть она подобна функции шофёра или тракториста, но вовсе не  инженера или исследователя, весь менеджмент в этом), а где же создатели, разработчики, творцы предприятий, кто и как создаёт и развивает предприятия? И где этому учат, наконец? У «технарей» с этим всё в порядке – там в университетах в какой-то мере учат как раз созданию, разработке технических изделий, а «водителей машин и механизмов» в сфере техники готовят сами же водители, и университеты здесь вообще ни при чём. Но в управлении … можно ли объяснить, что происходит с управлением?

II. КОНСТРУКТИВНАЯ ЧАСТЬ

Приемлемым, на наш взгляд, выглядит следующее толкование управления:

Управление – это создание и наделение бытием/жизнеспособностью Дела (бизнеса, предприятия, организации, …).

Развитие Дела – это продолжение его создания. Мы сегодня и развивать что-либо не можем, потому что создавать не умеем, это одно.
И вот теперь: 

Предмет управления – это понятийная разработка Дела.

Все основные компоненты/направления деятельности предприятия – суть понятия, которые разрабатываются его субъектом (руководителем). Учёт, маркетинг, снабжение, производство, подготовка производства, финансы, правовое обеспечение и другие – не априори заданные (вычитываемые и списываемые с книжек) профессиональные понятия, а уникальные понятия, вытекающие из уникального-же видения руководителем создаваемого им собственного Дела. Каждое Дело уникально, как уникальна каждая картина художника, каждая поэма, каждая теория в науке.

Понятийная разработка – это концептуальная (уникально воспринимаемая) разработка Дела, а не профессиональная разработка (Дело – это не коллаж из профессий). Соответственно, и каждое направление деятельности в Деле требует его концептуальных (если угодно – политических, методологических) предпосылок, а они доступны исключительно руководителю. Каждое понятие, направление деятельности разрабатывается, описывается руководителем в тексте, например, руководитель пишет брошюру «Учёт», то есть сам прорабатывает данное понятие и делает это до тех пор, пока сам же не обретает ясность в данном вопросе – в вопросе, какой учёт ему нужен (естественно, речи нет ни о каких счетах, проводках, балансах и т.п. – руководитель создаёт свою финансовую картину Дела и она высокого порядка абстракции). В этом весь смысл понятийной разработки – достигать понимания своего Дела!, только после этого руководитель может включать в работу наёмного специалиста (главбуха, экономиста, …), иначе огромный риск злоупотреблений последним. Таким образом на столе руководителя должно появиться собрание сочинений/брошюр («Производство», «Подготовка производства», «Учёт», «Сбыт», …) под общим названием «Моё предприятие/Дело».

Управление – это «жизнь в языке». Нередкое: «понимаю, но сказать не могу» – это глупость (или лукавство), значит в действительности человек не понимает! Ясно, что ничего подобного выше изложенному сегодня в управлении нет, отсюда и массовое управленческое невежество – очень часто не понимает человек Дело, за которое берётся.

Языковая разработка Дела может осуществляться и в устном выражении. Один из знакомых мне (и талантливый) руководитель имел привычку приглашать для обсуждения проблем кого-нибудь из сотрудников (иногда таковым у него был и я). Так вот, сотрудник рта в этих беседах не раскрывал – говорил, а точнее, мыслил вслух лишь сам руководитель, и это, несомненно, та же самая «работа в языке» (любопытно, что отец этого руководителя имел звание «народный писатель» одной из республик СССР, но вот сын говорил талантливо, а писать не любил).

Концептуально разработанное понятие делегируется для воплощения подчинённому лицу – часто это уже специалист (хотя может быть и руководитель направления) и воплощает он делегированное ему понятие уже профессиональными средствами [2].

Надо заметить, что именно управление создаёт пространство труда – через создание новых предприятий, бизнеса (рабочих мест). Было время, когда боялись поднять пенсионный возраст, отчасти, по причине страха занятости «стариками» потенциальных рабочих мест для «молодых» – ужас(!), это же свидетельство полного провала управления как источника новых рабочих мест. Для крайне мало населённой России подобный провал в управлении – это вообще преступление – уж для работы-то у нас должен быть простор как нигде!

* * *

В своём существе управление – это специфический род творчества (коль скоро управление – это «создание Дела»). Методологически в сфере управления, как и в сфере технико-технологического производства, можно выделить:

1) создание/производство Дела;
2) организационную инженерию, как оснащение процесса создания Дела;
3) обществоведческие науки, прежде всего экономику, как обеспечение организационной инженерии теориями явлений жизненного мира, актуальных для организационного инженера.

Чтобы организационному инженеру выстроить в Деле/предприятии его (предприятия) деятельность, он должен иметь поток заказов к предприятию по его номенклатуре изделий и рассчитать потенциальные/необходимые объёмы производства при заданном/наличном персонале предприятия и объёме и составе его оснащения (то есть иметь теорию труда). Нынешняя теория труда такому специалисту ничего для подобных расчётов не даёт. Экономическая теория вообще ничего не даёт для организационно-инженерного выстраивания современного предприятия. Говорю это ответственно, ибо 10 лет проработал в ИТ-компании, всё там делается «на коленке».

Если эффективность производства идёт от техники (инженерии), а надёжность техники идёт от науки (физики), то в управлении мы сегодня не имеем аналогов ни того, ни другого. Это и понятно – в управленческой культуре сегодня нет ни организационной инженерии, ни научных оснований (адекватной экономической науки).

* * *

Ясно, что деятельность руководителя, подобная описанной, сегодня не осуществляется, однако, популярность таких понятий как бизнес-план и дорожная карта свидетельствует о том, что даже те крохи языковой разработки Дела, которые заложены в этих идеях, оказываются благотворны, но этого же крайне мало! Наполеон книги писал, потому и понимал величие своих дел, Черчилль книги писал (и даже стал нобелевским лауреатом по литературе), потому и стал великим политиком, основатели СССР написали многотомные собрания сочинений (сами!, без спичрайтеров), отсюда и величие созданной ими страны. А мы не можем вырасти даже «из детских штанишек» – этих самых бизнес-планов и дорожных карт.

В статье не затронуты очень многие важные моменты представленной «картины управления»: управление и стратификация деятельности предприятия, миссия предприятия, управленческое произведение, управленческое восприятие, нарративная работа в управлении, феноменологический метод работы руководителя и другие.

Наше глубокое убеждение состоит в том, что: «правильный руководитель не делает ошибок!». Да разве может ошибаться мастер? А «ошибки» художника – это не ошибки, это точки его потенциального роста. Вот к этому и нужно стремиться!

Управленческий Левиафан – менеджмент – сегодня не даёт нам двинуться в развитии, выращенная огромная армия его апологетов, не только не развивают этого монстра (это просто невозможно), но даже не дают к нему подступиться с критических позиций. «Унесённые ветром» в менеджмент, мы подлинным управлением, то есть существом деятельности руководителя, должным образом ещё не занимались, а пора.

[1]  Подчеркнём – речь о предмете, а не об объекте, последний, конечно же, есть у всех участников предприятия – это само предприятие. Деятельности сотрудников (и их наличие на предприятии) как раз и оправдываются оригинальностью каждого вида деятельности – её предметом.
[2]  Здесь уже намётки к «правильному» делегированию (выстраиванию отношений с подчинённым лицом).


Рецензии
Не люблю статьи, написанные диссертационным языком. Слов много, суть надо выискивать.
Что касается должности руководителя, то какая АРМ может быть, если руководителю приходится решать массу нестандартных проблем, возникающих из-за идиотизма смежников или руководства. Может где-то, например когда-то в Германии, можно было ставить такие задачи, то уж точно не у нас.
Вы себе даже представить не можете, что разгребать и какие решения приходится искать нормальному руководителю. А оценка его работы совершенно не зависит от кипения его мозга при выполнении поставленной задачи.
Тема понравилась.

Александр Сотников 2   16.11.2025 15:22     Заявить о нарушении
И ещё раз спасибо за отклик!
Да, язык наукой у меня несколько подпорчен, но не в смысле длиннот - не буду объяснять (это долго и неуместно), но они у меня сознательные.
Почему же "не могу представить", очень даже представляю - начальников передо мной прошло, наверное, несколько сотен. И сам я пошёл в начальники (что было мне совсем не по характеру и поперёк души), бросив, по сути, автоматизацию, но уж очень я увлёкся управлением (как теоретик) и понимал, что нужно покрутиться и в реальном управлении - посвятил исследованиям управления 30 лет.

Александр Авилов 2   16.11.2025 16:14   Заявить о нарушении
Александр, мне показалось, что Вы следующие мои статьи по управлению (их всего пять и Заключение)не читали. Рекомендую.
Спасибо за внимание!

Александр Авилов 2   16.11.2025 16:30   Заявить о нарушении