Особенности российских дискуссий
И житейский опыт подтверждает, что от споров недалеко до рукоприкладства.
Выражения, которые им сопутствуют, называют «непарламентскими», хотя и в парламентах они тоже звучат.
Можно понять политиков и граждан, которые предлагают ограничить или запретить дискуссии во избежание раздоров.
Допустимость принуждения к единомыслию логически вытекает из позволительности «принуждения к миру», ставшего обычным делом в политике.
Для чего пропаганда демонстрирует «открытость власти», зная, что средний россиянин прост душой и склонен к лояльности?
Его не смущают штампы в сюжетах с участием первых лиц страны.
Видя репортажи из высоких кабинетов, люди проникаются уверенностью в том, что от них ничего не таят. А если к этому добавятся сюжеты без галстуков и во всей простоте, то народ почувствует себя в близких отношениях с властью.
Он понимает, что за видимой стороной репортажей из высоких кабинетов скрывается то, чего ему не следует знать.
Но власть лучше знает свой народ, чем народ её. Она знает, как себя с ним вести, как знают родители, когда можно говорить с детьми откровенно, когда нужно прикрыть наготу правды слегка, а когда до её полной неузнаваемости.
Но однажды дети узнают и замечают то, что их родители предпочли бы оставить в тайне.
Отсутствие доверительных отношений – причина многих бед.
Иногда в дискуссиях люди пытаются крикливыми интонациями имитировать искренность чувств и убеждённость в правоте.
Нельзя сказать, что власть общается с народом голосом самых громких сотрудников ТВ.
Но можно заподозрить, что их манера самовыражения - это фон, на котором интонации высоких руководителей покажутся приятными слуху.
В древние времена идеологические споры решались простым указом о смертной казни за «ересь».
В наше время против ересей нашли такое средство, которое отдалённо напоминает «китайский карандаш» против домашних тараканов, или начертание мелом на полу церкви для защиты от нечистой силы, известное из повести Н. Гоголя «Вий»: обведёшь вокруг себя – и ни один вурдалак не приблизится.
Целыми днями и многие годы простым россиянам не совсем простые доказывают правоту принятых наверху решений. И ни один оппонент не войдёт в круг их общения, чтобы сказать что-нибудь поперёк.
Тем не менее, даже главный раввин страны призывает россиян научиться слышать и понимать своих оппонентов.
Вспоминается пьеса А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Главный герой её нанял людей, чтобы они ему создавали репутацию для выгодной женитьбы на богатой невесте.
Среди них была и «матушка Манефа», которая «прозорливо» описала матери невесты все признаки её будущего жениха.
Образ Манефы яркий и многозначительный. С одной стороны, это намёк на роль церкви в формировании мировоззрений:
как ни крути, а из истории не вырубишь топором ни казни за инакомыслие, ни ссылки в монастырь для исправления ума.
А с другой стороны, Манефа – это «камешек» в сторону народа, который слишком легкомысленно доверяется всякого рода мистике и юродивым.
У Островского это как раз тот случай, когда простота хуже воровства.
Вот так иногда и пропагандисты лояльности, будто бы, не сговариваясь, говорят одно и то же. А у слушателей создаётся впечатление, что не могут столько людей описывать предмет одинаково, если он на самом деле не таков, как его описывают.
Таким образом, если нет дискуссий, то невозможно объявиться и ересям.
А что делать, если не возникает поводов для споров?
Не заводить же шутов гороховых, которые могут смешить и пугать своими выходками…
На единомыслие был всегда большой спрос.
В СССР хорошо понимали, что запрещение критики сверху может вызвать подозрение снизу.
Подумать только: на партийных и профсоюзных собраниях требовалось обязательное присутствие критических выступлений! В жертву свободе критики приносились отдельные факты и личности. Преследование за критику могло повлечь ответственность…
В слове пропаганда до сих пор слышится что-то негативное и барабанное. Не случайно над ней висит подозрение в коварстве. От истории не скроешь, каких чудес манипулирования народом достигали её средствами.
Поэтому не может не удивлять, когда от народа требуют безграничного доверия, а любой шаг в сторону от лояльности считается побегом.
Есть люди, которые острей других переживают всякую несправедливость. Они «на всякий случай» хранят квитанции об оплате услуг ЖКХ, ходят по судам, желая не дать себя в обиду.
Есть и такие, кто старательно взвешивает все «за» и «против» в биографиях кандидатов на выборах в органы власти.
Не все из них, ощутив необъятность проблем и неприятность чувства беспомощности, начинают быть как все.
Во все времена были люди, которые не шли на компромиссы с совестью и становились оппозицией. И редко бывало, когда им за это ничего не было.
Они не утонули в обилии цифр, фактов и многоэтажных рассуждений, доказывая свою правоту, а только убедительно показывали, как «вождь, у которого нет настоящей проницательности, пускается на всякий обман», ловко и лукаво внушая народу почтение к себе и добиваясь единомыслия запрещением реальных дискуссий.
Они сами помнили и напоминали другим, что «Плодом истинной праведности (должны быть) спокойствие и безопасность на века».
Библейское пророчество о том, что люди «не будут больше учиться воевать», сегодня кажется более несбыточным, чем во времена его написания, когда пророки освящали «войну против тех, кто ничего не кладёт им в рот».
В политических телешоу есть сходство с проповедью и митингом.
Участники их напоминают группы«подпевки» или «подтанцовки» на концертах солистов.
Телевидение можно назвать лицом пропаганды.
Не удивляет, что победе в синхронном плавании там могут уделять больше времени, чем землетрясению на Камчатке.
О юбилее или похоронах артиста - действительно, хорошего и любимого – говорят больше, чем о взрыве газа в жилом доме, затоплении целых деревень, крушении самолёта, изготовленного более 40 лет назад или очередном массовом отравлении продуктами питания.
Сбербанк торжественно рапортует президенту о своих рекордных прибылях.
Практически незамеченным многие годы оставалось мошенничество в особо крупных размерах.
Несправедливость торговли и обычай давать гражданам деньги в рост не заслуживают внимания и не считаются преступлениями, подрывающими устои.
На западном фронте случаются перемены, но интонации ТВ не меняются. Развлекательные передачи представляет собой «глумление тех, кто живёт беззаботно».
Особенность российских дискуссий в том, что они не помогают людям составить своё мнение, а принуждают их принять за него чужое.
Что же плохого, если мы станем единомышленниками людей, которые умней и опытней нас?
Прецеденты имитации единомыслия и манипуляций доверием были и в далёком прошлом.
Нам есть, что страшно вспомнить.
В недавнем прошлом Л. Утёсов пел: «а в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо».
Кажется, совсем недавно А. Данилко пел ещё веселей, но с тем же припевом – «хорошо, всё будет хорошо…!».
Сегодня даже тревожные новости нам сообщают под ритмичную музыку, словно, располагая россиян жить не только припеваючи, но и приплясывая.
Свидетельство о публикации №225081501242
"В древние времена идеологические споры решались указом о смертной казни за «ересь».
В наше время против ересей нашли такое средство, которое отдалённо напоминает «китайский карандаш»"))
Кто же будет выступать сейчас? Зная про то, что им за это будет вместо казни, никому ведь не хочется быть в местах отдалённых, в тяжёлых условиях, только лишь за выражение другого мнения.
С уважением.
Марианна Ольшевская 22.10.2025 13:05 Заявить о нарушении