Три уровня понимания Онегина
1. Буквальный уровень. На этом уровне каждая строфа понимается в отдельности, без связи с остальным текстом. Текст понимается буквально. Читатель уверен, что рассказчик — сам Пушкин, Татьяна - «идеал» Пушкина. И Онегин, и Ленский выглядят как бледные размытые тени за грандиозной Татьяной.. Ленский не играет никакой роли в романе, поскольку он оказывается не связан с Татьяной. Именно так интерпретирует текст Лотман. При этой интерпретации в романе много противоречий, он не закончен.
2. Структурный уровень. На этом уровне читатель замечает связи между разнесенными строфами, создающие структурную иронию в образов Татьяны и Ленского. Читатель улавливает также «многоголосие» каждой строфы, когда высказываются две (иногда больше) точки зрения одновременно. Заметив иронию и многоголосие, читатель способен отделить фантазии Татьяны от «объективного повествования» рассказчика. Читатель замечает также самоиронию рассказчика. На этом уровне, Онегин предстает как главный герой, человек, борющийся за свою личную свободу и независимость против косного общества; Ленский и Татьяна выступают как пошлые представители этого общества, враги Онегина. Роман приобретает четкую структуру. Он закончен. Тем не менее, остается неясным, зачем Пушкин говорит о Татьяне экивоками, почему он не может прямо сказать, что он о ней думает.
3. Фрактальный уровень. На этом уровне читатель замечает повторяющиеся мотивы в тексте. Один из сквозных мотивов — это невозможность для человека благородного происхождения и классического воспитания говорить неуважительно о девушке, указывать на ее плохое поведение или неадекватность. Этот мотив объясняет, почему рассказчику нужен эзопов язык, чтобы говорить о Татьяне. На этом уровне, Татьяна выступает не только как враг Онегина, но и как воплощение чуждой Пушкину новой провинциальной, чиновничьей культуры. А Ленский выступает как связующее «эволюционное звено» между культурой рассказчика («Пушкина») и Онегина, с одной стороны, и культурой семьи Лариных, с другой: у него есть совесть и любовь к добру, как у Пушкина, но в культурном смысле он оказывается эпигоном, самовлюбленным эгоистом как Татьяна.
В моих комментариях к "Онегину" я показываю, как подняться по уровням понимания романа.
Свидетельство о публикации №225081601336