Смирение ума. эссе

И, может быть, сам Бог не знает грядущего. Если бы знал, вольное грядущее деградировало бы в программу, и здесь мы все оказались бы не у дел. При такой, программной судьбе впору нам устраниться, ибо для чего мы родились живыми, если творить и выбирать бессмысленно? И также, при таком раскладе, не может быть среди нас ни праведников, ни преступников, ни святых с их красивой душой, ни лжецов с их пакостной душонкой.

В 19 веке злой, революционный студент оправдывался перед следователем, де, не он преступник, но общество преступное: оно заставило студента сделаться бунтовщиком и поджигателем. "Меня среда заела!" 
 
Всеведение Бога (нам хочется, чтобы Он был всеведущий) и свобода живущих не имеют разумного согласования. Как же быть? Как выкрутиться из противоречия? Никак. Мы загоняем себя в умственные ловушки именно словами, ибо стараемся подогнать под нашу частную логику весь творческий (б. м. алогический) мировой процесс. 

Возьмём проще вопрос, почти бытовой: отчего честные люди живут хуже нечестных? Что-то здесь не так? Но, если бы честные поступки награждались, а нечестные штрафовались, тогда мораль превратилась бы в бухгалтерию премий и штрафов. (Именно это учредили однажды в Америке: протестанты назвали деньги поощрением и даже благодатью от Всевышнего. Вероятно, с такого "откровения" пошла дебилизация звездастого общества.)

Свобода не имеет объяснений. Во всякий миг на человека давят обстоятельства, и всё же последнее слово за человеком. Если 99% наших решений определяются объективными факторами, оставшийся один процент обретает решающий вес. Дело не в числах, обожаемых рассудком; дело в подходе - живом или мёртвом.

Мёртвые, формальные рассуждения оставляют человека в дураках. Для начала они отнимают у нас талант непосредственного (всей душой) понимания, а затем ведут к самоотречению и самораспаду.

Смирение ума перед необъяснимой правдой больше принесёт нам пользы, нежели умственная заносчивость.    


Рецензии