Из Башкирии в Тарбальджей
Учитывая тяжёлые экономические обстоятельства проживания в Поволжье в послевоенные годы, колхозникам, изъявившим желание переехать из Татарской АССР, Башкирии, Чувашии в Читинскую область, Бурят-Монгольскую АССР предлагались весьма заманчивые льготы и условия жизни согласно Постановления Совета Министров РСФСР №1290 от 15 октября 1951 «О ходе выполнения плана переселения, установленного 1951 г «. Согласно Постановления, производился качественный отбор переселенческих семей из числа добросовестных и трудолюбивых граждан, имеющая в своём составе двух и более трудоспособных членов семьи и не менее одного мужчины. На момент переезда, Махмут Муллагалеевич 1935 года рождения, имел специальность тракториста-машиниста, а Линфа Кабировна 1934 года рождения, закончив Кушнаренковский сельскохозяйственный техникум плодоовощеводства Башкирской АССР, имела специальность младшего агронома плодоовощевода. Супругам не было и тридцати лет, когда они приняли решение ехать в далёкие края и помогать развитию сельского хозяйства.
Как же происходил трудный переезд через всю страну? Формирование и отправка эшелонов производилась в оборудованных полностью вагонах, чистых, продезинфицированных, при сопровождении начальника эшелона и медработников. Ранее производилось медицинское освидетельствование семей переселенцев комиссией в составе трёх врачей в соответствии с приказом Министерства Здравоохранения № 297. На местах, где должны были заселиться переселенцы, направлялись граждане на строительство домов и надворных построек. Переселенческие отделы брали на себя обязательство по организации хорошей встречи переселенческих эшелонов и дальнейшую транспортировку переселенцев к месту вселения, производя вселение прибывших в дома , пригодных к жилью и с необходимыми надворными постройками для скота. Также отделы следили за обеспечением полного применения льгот для переселенцев, предоставляемых Правительством. Главным условием было: не допускать ни одного случая возврата переселенцев по причине плохого хозяйственного устройства и за соблюдение этого условия строго спрашивали с работников переселенческого отдела.
Переселение колхозников проводилось на государственном уровне для регулирования численности населения в районах с малой плотностью. Какие же льготы предоставлялись переселенцам? Бесплатный проезд,провоз багажа, имущества до двух тонн на каждую семью;предоставление отремонтированного дома с надворными постройками и приусадебным участком , которые передавались в бесплатное пользование без права продажи и сдачи в аренду до полного погашения долга по ссуде; по истечении пяти лет беспрерывной работы переселенца в колхозе,находящиеся в его пользовании дом и надворные постройки передаются в личную собственность переселенца; освобождаются от сельскохозяйственного налога, подоходного налога, страховых платежей и обязательных поставок государству зерновых культур, картофеля, овощей, мяса и шерсти сроком на шесть лет, а от обязательных поставок яиц на 10 лет со времени вселения и т. д.
Сейчас трудно представить, что из такой дали переселенцы приезжали и в наше далекое село. Для жителей густонаселенных районов Поволжья, просторы Забайкалья, где за сотни километров не встретишь человека, являлись невиданными. Позднее в письмах родным и землякам писали, что земли много, работы много, не хватает рабочих рук для возделывания земли. Заработки в колхозе в те годы были очень хорошие: люди капитально строились, ездили на курорты, туристические поездки, награждались медалями и орденами. В годы Советской власти, ценился труд рабочего, колхозника, которые кормили огромную страну,многомиллионную армию.
В июле этого года встретилась с дочерью Арсланова Махмута, директором культурно-досугового центра «Бальжумуур» Светланой Махмутовной Мариевой. Меня интересовали ее родители, которых к сожалению, нет в живых. Во время переселения родителей в 1963 году в село, ей был всего один год. Внешне она похожа на отца. Глядя на неё, передо мной вставал образ дяди Миши. После окончания школы, решила поехать на родину родителей,но вернулась обратно. Тянуло домой. Вышла замуж. Ее младший брат Урал тоже живет в селе. Мы очень удивлялись его имени, которое было связано с названим большой реки. В жизни я не встречала человека больше, носящего такое имя. Светлана смеется, рассказывая о себе: «Я татарка, муж русский, а дочка замужем за бурятом». Ее дружная семья — пример всей культуры в селе, где языки и народы переплелись, сплотились и взяли лучшее друг у друга.
Национальный центр культуры бурят «Бульжамуур», что переводится как «жаворонок», с 2015 года работает на базе Районного организационного межпоселенческого социально-культурного центра. Под руководством Светланы Махмутовны Мариевой центр занимается сохранением и развитием традиций бурят-хамниган. В 2015 году Дом культуры реорганизован в национальный культурный центр, ведущий работу по разным направлениям. В национальном центре действуют детские формирования: кружок вокального пения «Улыбка», кружок сольного пения «Соловушка», кружок выразительного чтения «Сибирячок», театр малых форм «Ералаш», клуб любителей фольклора «Улигер». Для всех желающих работают девять творческих формирований. Здесь можно освоить и пение, и театральное искусство, научиться выразительному чтению и погрузиться в фольклор. Яркие номера, продуманные костюмы и нарядный зал впечатляют гостей любых возрастов.
Мечта Светланы Махмутовны ещё не осуществилась: не отремонтирован Национальный центр, произведён только наружный. В каких условиях работали работники Центра годами, десятилетиями, подставляя ведра, тазы во время дождей, когда протекала крыша? Мёрзли и продолжали работать, не покидая рабочее место. Так могут работать люди, любящее своё дело, не боящиеся никаких трудностей. Настойчивость Светланы Махмутовны, ее характер позволяет любое дело доводить до конца и вместе с ней будем ожидать лучших времён. В ней сидят гены от ее родителей, которые проявили мужество, решившись на переселение, покинув родные места. Если поставить любого из нас на место родителей Светланы, то чувство страха, неизвестности не даст многим принять решение. Люди боятся перемен!
А как выжить другим людям, проживающим в селе, когда нет работы и не хочется уезжать из родных мест, особенно молодёжи? На мой взгляд, до тех пор пока государство не возьмётся за создание рабочих мест на селе, развитие сельского хозяйства, не поднимется деревня. Сельский житель, имея личное подсобное хозяйство, должен жить богаче, чем городской житель. Исторически, ведь Россия была сельскохозяйственной страной и основная часть населения проживала в деревне. Именно переселенческие мероприятия на государственном уровне в пятидесятые годы прошлого века позволили поднять целину, расширить пахотные земли, улучшить жизнь на селе. Требуются огромные усилия людей, работающих в сельской местности, поднимать власти на решение актуальных вопросов села. Закрываются школы и жизнь на селе замирает. Мы мало возвращаемся к тому положительному опыту, который был наработан десятилетиями в нашей стране, все оглядываясь на другие страны, на то, что нас заманивает в ловушку. В магазинах, продовольственные товары со всех концов света, даже мясо из Бразилии. В сёлах, жители покупают молоко в тетрапакетах, где нет качества. Не доятся коровы: у пожилых нет здоровья, молодые не хотят. Не зря по социальным сетям передаются картинки, где собаки сосут коров. В городах стоят огромные очереди во дворах, куда привозят молоко, сметану жители соседних деревень. И люди ждут в бидонами, банками. Давно остро встал вопрос о собственном снабжении страны продовольствием, обеспечением ее безопасности. Санкции против России с началом СВО ускорили развитие фермерства, предпринимательства на селе. Уже много примеров, когда горожане заселяются в деревню, но это должно стать массовым. Когда государство повернётся лицом к селу, жизнь наша изменится и другого пути нет. Если бы переселенцам сейчас, предложили такие же условия, неужели люди не поехали бы в новые дома с надворными постройками и с живностью со льготными условиями кредитования? Поехали бы, ещё как! Ведь остались же в селе потомки Арслановых, приобретя вторую Родину! И есть переселенцы в других местах,которые остались, полюбив суровые места,не стали возвращаться на родину.
Свидетельство о публикации №225081600418