Почему Мастер трижды романтический 6

              Почему трижды романтический. Начало:
             http://proza.ru/2025/07/31/1080

      Булгаковский Мастер – романтический не потому, что он – представитель романтического направления в литературе, что он - романтик в специфически-литературном, узком смысле этого понятия.  И даже не потому,  что он пишет роман на религиозную, возвышенную тему, осознанно входя в прямое противоречие с окружающей его реальностью и, значит,  являясь романтиком в каком-то уже, напротив, очень широком смысле.
      Как творец, как автор романа Мастер – романтик в совершенно конкретном, точно определённом философом Н.А.Бердевым, понятии христианского романтизма. (см. об этом: Елена Котелевская. Н.А.Бердяев о христианском романтизме, http://proza.ru/2025/08/03/1298).
     У Бердяева романтизм – это порождение христианства, то, что привнесло христианство в художественное творчество. Романтическая устремлённость к трансцендентном («миру иному») - это сама сущность христианства, как она выражается в художественном творчестве. Печать романтизма с присущим  ему пониманием несовершенства этого мира как «падшего» и нуждающегося в искуплении лежит на всех художественных проявлениях христианской эпохи, независимо от принадлежности художественного творчества к тому или иному направлению, а само понятие христианского романтизма соответственно включает в себя все возможные смысловые аспекты и оттенки романтизма.
     Но чем примечательно творчество булгаковского Мастера, так это тем, что в нём сущность христианского романтизма выражается с максимальной полнотой и точностью, то есть с  такой степенью полноты и точности, когда  сущность совпадает с выражением – и по содержанию, и по форме. Роман Мастера – идеал христианско-романтического художественного творчества. Христиански- романтический шедевр.    
    В самом деле, чем создан образ  жесткого пятого прокуратору Иудеи как не страстной жаждой искупления им своего греха, его подавленностью грехом  - причём,  в самом прямом смысле? А эта жажда – она ведь оборотная сторона тоски, охватившей Пилата, - тоски  по «миру иному», в котором не было казни Иешуа, и в котором он, Пилат, мог бы продолжить беседу с «философом»? Уверенное в себе «классическое здоровье» истинного римлянина, уже до того подточенное болезнью (мигренью) после разговора с Иешуа, окончательно сменяется болезненной, душевной, «лунной» тоской. 
     Тоска исходит от лунного образа Иешуа, трансцендентного, воплощающего запредельную («неземную») душевно-духовную красоту, к которой и устремлена душа Пилата. И в этой своей грани - когда Луна светит голубым светом (см. об этом: Елена Котелевская. Гефсиманский сад. Н.Ге и М.Булгаков. http://proza.ru/2023/05/31/1116.), она сама  – христиански-романтический персонаж.    
     Мастер заканчивает свой роман на том моменте, как Пилат, сидя в прокураторском кресле на балконе дворца (дворца царя Ирода), встретил рассвет пятнадцатого нисана – следующего после казни Иешуа дня.
     В полном соответствии с бердяевской трактовкой христианского романтизма роман Мастера обладает романтической незавершённостью, которая сама по себе является указанием на то, что законченность, завершённость возможна только в «ином», неземном мире.
     И только потом, после своей смерти, уже в потусторонней реальности Мастер, увидев  созданного им героя на вершине скалы, «прикованным» сознанием греха и муками совести  к своему прокураторскому креслу,  заканчивает роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!»   
               
                Продолжение следует.


Рецензии
Вечер добрый, Елена!
Вы так глубоко входите в плоть романа, в души его героев - ваши выводы безупречны!
И Мастер - нет никакого сомнения в этом! - самый типичный романтик из всех романтических образов мировой литературы!
С уважением,

Элла Лякишева   17.08.2025 22:43     Заявить о нарушении
"самый типичный романтик из всех романтических образов мировой литературы!"

Ну, это спорно. К тому же, сколько людей, столько мнений. Например, такое:
"... Как и многим творческим людям, Мастеру присуща отрешенность от будничной жизни. Мужчина даже не помнит имени бывшей супруги, когда о ней спрашивает сосед по лечебнице. Это говорит о том, что в браке он был сосредоточен только на себе и своих творческих исканиях, а жена значения не имела.
Такой человек, как Мастер, требует некой жертвенности. Его возлюбленная не должна ждать от него защиты и поддержки, потому что Мастер сам нуждается в них. Свое счастье он находит только рядом с Маргаритой, которая готова отказаться от всего, что имеет, чтобы защитить любимого как от врагов, так и от него самого.
Мастер такой жалкий, слабый человечишка, что смотреть противно. Только и делает, что ноет, стонет: «Оставьте меня!» — и страдает над судьбой своего романа..."

Алексей Аксельрод   17.08.2025 23:18   Заявить о нарушении
С вашим замечанием, Алексей, я совершенно не согласна!!!
Но спорить с судьёй накладно. Остаюсь при своём мнении.
С улыбкой,

Элла Лякишева   17.08.2025 23:30   Заявить о нарушении
Своеобразная манера у Алексея))). Теперь меня он своими рецензиями не удостаивает, пишет рецензии на рецензии. Но всё равно - как говорится, спасибо за внимание! )))
Теперь по сути.
Я не поленилась-поискала приведённую Алексеем точку зрения. Заглянула и к некоей Velary, которой принадлежит фраза:
"Мастер такой жалкий, слабый человечишка, что смотреть противно. Только и делает, что ноет, стонет: «Оставьте меня!» — и страдает над судьбой своего романа" Velary / LiveLib.
Valery сообщила, что "проходила" "Мастера и Маргариту" в школе, и тогда не разделяла восторгов по поводу этого произведения, а, когда прочитала через 10 лет ,- тем более. (Нет Воланда и его "шайки" на тех "деятелей", которые затолкали "Мастера ти Маргариту" в школьную программу - убили роман для целый поколений). Дальше она высказала много "умных" соображений по поводу романа и его персонажей. Но при этом она назвала главы о Пилате и Иешуа прекрасными (в отличие от всего остального)- и в школе они ей понравились, и при повторном чтении не разочаровали (слава Богу! не всё потеряно тогда).
Но почему-то ей не пришёл в голову вопрос, который напрашивается сам собой: а почему Булгаков сделал Мастера, автора столь понравившегося ей романа из христианской истории, именно таким? Может, потому что сам Булгаков был "человечишка"? А что? Далеко не святой был.
Valery далеко не одинока в своём взгляде на Мастера, героя булгаковского романа. Многие недоумевают, потому в нём мало чего есть от обычного романтического героя-любовника. Ну так это же повод задуматься по-настоящему: если писатель, столь кропотливо работавший своим произведением больше десяти лет, счёл необходимым, чтобы Мастер был таким, значит, у него на это были какие-то резоны. Значит, надо по-серьёзному покопаться в философской подоплёке романа: откуда пришёл к писателю этот образ творца? какова его смысловая нагрузка? А не сводить всё к уровню "бабских" оценок (независимо от того, кто их высказывает, такие оценки именно "бабские") - "фи, какой этот Мастер"! А уж потом рассуждать, удался ли Булгакову его герой или не удался.



Елена Котелевская   18.08.2025 12:36   Заявить о нарушении
Елена, браво!!!
На обе лопатки вы уложили нашего судью, называю его ТАК, потому что с безапелляционным апломбом он судит авторов Прозы, подавляя своей эрудицией (что есть, то есть)
Выговор судье: он не назвал автора приведённой цитаты. Но вы разыскали: аплодисменты вам.
И великолепно доказали никчёмность этой самой Валери...

Элла Лякишева   18.08.2025 15:24   Заявить о нарушении