Потерянный рай

Александра Петровна лежала в маленькой пропахшей лекарствами комнате под старым  одеялом, которое она, не находя места своему изможденному телу, то скидывала с себя, то натягивала. Болезнь измотала ее. Отработавшее сердце колотилось с перебоями, дышать было трудно. Болело все тело и не было сил подняться. «Сколько так может продолжаться?! Скорей бы всё кончилось!» - неотвязно думала Александра Петровна.
 
- Бабушка! Принести тебе творожка со сметанкой? Или, хочешь, кашу сварю? – прервал грустные  мысли  Александры Петровны Настин голос.

«Бедная девочка! Ей бы о ребеночке сейчас думать - месяца через два рожать – а она со мной возится», - терзалась муками совести Александра Петровна.

Настя тихо вошла, неся на блюдечке творог.

- Мне ничего не надо. Я есть не хочу, - отмахнулась было от еды Александра Петровна, но, видя огорченное лицо Насти, стала медленно класть в засохший рот бесформенную жирную массу.

 «Настя плохо выглядит: лицо осунулось и синяки под глазами, - отметила про себя Александра Петровна, - одна радость - успела колледж окончить. Хорошей медсестрой будет. Научилась на мне и уколы делать, и капельницы».

«Бабушка поправится, - была уверена Настя, как будто не замечая разительных перемен, произошедших в Александре Петровне, - она жизнерадостная, веселая. С ней ничего плохого не может случиться. Она же - душа компании», - опровергая всякую логику, убеждала себя Настя.

Александра Петровна растила Настю с детства. После отъезда Настиной мамы за границу, где она обзавелась мужем, и исчезновения Настиного отца на просторах родины, бабушка Александра Петровна заменила девочке всех членов обычной семьи. Стала доброй ласковой мамой, и строгим папой, и понимающей старшей сестрой. Мудрая Александра Петровна умела вовремя проявить строгость, а, когда нужно, быть снисходительной. Не теряя над внучкой контроля, воспитывала в ней самостоятельность и независимость и никогда  никому не раскрывала Настиных секретов.

«Бабушке скоро станет лучше», - не сомневалась Настя. Уверенность в этом появилась, когда участковый врач выписал Александре Петровне новое лекарство.

- Я ненадолго отлучусь, - предупредила Настя бабушку, закончив все утренние процедуры, - только схожу в аптеку, куплю лекарство и тут же вернусь.

Возвратившись, Настя застыла на пороге бабушкиной комнаты. Александра Петровна лежала на полу ничком. Секундная паника, охватившая Настю, сменилось строгой четкостью действий. Она позвонила в Скорую. Опустилась перед бабушкой на колени, перевернула хрупкое тело на спину. Нащупала слабый пульс на шее. Начала делать массаж сердца и искусственное дыхание, как ее учили в колледже. «Только не умирай, бабушка! Только не умирай! Я тебя очень люблю!» - сквозь набегавшие слезы шептала Настя.

Александра Петровна открыла глаза:

- Зачем ты это сделала? – осипшим голосом  спросила она.

- Что сделала? - не поняла Настя.

- Мне было там так хорошо. Золотистый теплый свет, изумительная музыка… У меня ничего не болело, - тихо с остановками произнесла Александра Петровна. - Кто-то очень добрый и ласковый нес меня на крыльях в сияющее пространство. Я испытала блаженство. Зачем ты вернула меня сюда?

Александра Петровна замолчала, тяжело дыша.

 - Я молила Бога, - еле слышно добавила она, - чтобы Он забрал меня, и Он услышал.
 
Такое горькое отчаяние звучало в бабушкином голосе, что Настя содрогнулась.

Молодой врач со Скорой похвалил ее за правильные действия. Помог старушке лечь на кровать, измерил давление, сделал укол, посидел немного и, сказав, что кризис миновал, уехал. А у Насти сердце разрывалось от бабушкиных слов. Всеми силами она хотела спасти родное существо, а в результате  что? – Продлила бабушке страдания? Но как можно было поступить иначе? Оставить человека умирать?

Настя выполнила свой медицинский долг. Ее учили этому в колледже. Разгоряченные мысли хаотично носились в ее голове, и вдруг одна вспыхнула особенно ярко: милосердно ли возвращать к жизни измученного болезнью человека, обреченного на смерть и сознательно к ней готового? Бабушка была в Раю, а она, Настя, не ведая того, лишила ее Рая.

С болью в сердце Настя наблюдала, как с каждым днем угасала Александра Петровна. Невозможно было смотреть на её съёжившееся восковое лицо и глубоко запавшие глаза.
Александра Петровна полностью отказалась от еды и больше ничего уже не говорила. Она прожила ещё две недели и тихо скончалась во сне.

- Бабушка отмучилась, - утешал Настю муж, - она обрела потерянный Рай.

Как известно и часто бывает, на смену ушедшему человеку приходит новый.
На сороковой дней после смерти бабушки у Насти родился сын. Мальчика назвали  Александром.
 


Рецензии
От всего сердца благодарю вас, уважаемый Автор, за это произведение!

Читательское спасибо за непримиримую очерковую честность, за высокую нежность "бытовой" новеллы, за диалектический гуманизм конфликта... И за жизненный путь, что все мы проходим, наполняя общую фабулу собственным сюжетом.

С искренним уважением,
Ольга

Ольга Орляцкая   22.08.2025 12:38     Заявить о нарушении
Большое вам спасибо, Ольга, за добрый отзыв и за понимание

Нина Ган-Петрова   22.08.2025 22:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.