Беседа 5. Ожесточил Господь сердце фараона

Религиозно-философская школа Е.А.Авдеенко
А.Е.Иванов

Нам неизвестно сколько прошло времени после того, как Господь дал  Моисею знамения, но мы знаем, что Моисей не тронулся в путь, пока Господь не дал об этом знак.

---«И сказал Господь Моисею в Мадиаме: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все люди, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою, и сыновей своих, посадил их на осла и вернулся в землю Египта. И взял Моисей жезл Бога в руку свою, и сказал Господь Моисею: когда ты пойдёшь, чтобы возвратиться в Египет смотри, все чудеса, которые Я вложил в руку твою, сделай их пред лицом фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народ».---

 Наше житейское, бытовое сознание и логика могут справедливо задаться вопросом - как может Бог ожесточить сердце, и что такое  - чудо? В еврейском языке чудо – «пала» то, что является собственно чудом, отдельным от обычного порядка вещей. Силы и действия Моисея в Египте названы как раз этими чудесами. Но Моисей сам должен был поверить в них. Чудо как знамение названы – «мофет». В таком чуде важна символика его смысла. Но что значат слова Господа об ожесточении сердца? Люди, буквально понимающие текст, утверждают, что Бог есть виновник зла, нашедшего на египтян, что это рудименты племенного богопочитания – яхвизма. Так, например, царя Саула мучил, сказано -  «дух злой от Господа». Или приговор Божий Иудейскому царству перед вавилонским пленом: «Вот, Я навожу зло на Иерусалим и на Иуду» (4Цар.21:12). Так же Господь ожесточал и сердце фараона. В Писании сатана назван – «дух злой». Можно сделать вывод, что царя Саула мучил сатана, посланный Богом. Но это неправильное понимание момента, ибо на появление сатаны должно быть соизволение от Бога. Глубже понять смысл подобного сюжета позволяет книга Иова, где сатана дважды просил Бога испытать Иова различными страданиями: «пошли руку Твою», на что Бог ответил: «вот, всё что у него в руке твоей». Это тот самый случай, когда Бог попускает, чтобы злой дух приступил к человеку. Это есть ниспосланное человеку от Бога тяжёлое испытание - скорбь, чтобы человек укрепился и показал свою праведность, а своим невинным страданием прообразовал бы невинное страдание Христа Спасителя. Однако, в 1-й книге Царств иной случай. Царь Саул был грешен пред Богом, поэтому сказано: «и дух Господа отступал от Саула, и возмущал его дух злой от Господа» (1Цар.16:14), т.е. условия действия таковы: Господь отходит, охранение исчезает, «свято место» освобождается, и на него приходит «дух злой». Именно в этом смысле нужно рассматривать выражение: «Дух злой от Господа». Далее, в 4-й книге Царств Господь выносит народу приговор перед вавилонским пленом: «Вот, Я навожу зло на Иерусалим и на Иуду». В более широком контексте становится понятно, что неизбежность плена становится очевидной после богоотступничества царя Манассии, который устроил капище в Храме. Это был не эпизод, а уже рубеж всей истории Иудейского царства, после которого его уничтожение и плен стали неизбежны. «Вытираю Иерусалим», говорит Господь. Этот выражение напоминает слова, которые были сказаны Господом перед Потопом: «сотру человека от лица земли» (Быт.6:7), как физическое уничтожение и мистическое очищение. Действия Бога следуют в соответствии действиям человека. Господь говорит: «Поскольку это сделал Манассия, царь Иуды, все мерзости такие, делал зло, постольку вот, Я навожу зло на Иерусалим и на Иуду, о котором всякий кто услышит, зазвенит в обоих ушах у него. Вытираю Иерусалим так, ка вытирают чашу» (4Цар.21:22). Это значит, что царь и его царство остались наедине с тем злом, которое он сотворил, т.е. Бог как бы опрокидывает на него его же зло. О ситуации перед Потопом сказано: «И увидел Бог, что многое зло человека на земле, и всё помышление его только злое на всякий день, и размыслил Бог, что создал человека на земле, и опечалился в сердце Своём» (Быт.6:5). Человек замыслил своё, а Бог помыслил Своё, и  человек остаётся наедине с собой и со своим злом. Это наихудшая доля для человека на все времена. Первым, кто обрёл такую долю, был Каин, который во всех людях видел подобных себе убийц. С этой долей далее остались допотопные человеки и, далее, Иерусалим и Иудея перед пленом. Получается, что Манассия своими действиями сам навёл на себя и на Иерусалим зло, которое привело к вавилонскому плену. Перед великим потрясением зло превосходит меру и уже несовместимо с жизнью человека, и тогда Бог попускает, чтобы зло человека обратилось на самого человека. Итак, в событиях перед исходом Бог сказал: «Я ожесточу сердце фараона». Ожесточать по смыслу – отягчать - «кавэд». Но далее Бог говорит: «и прославлюсь в фараоне, и узнают египтяне, что я Господь». Термин «прославлюсь» происходит от того же еврейского глагола «кавэд». Прилагательные в этом его значения: быть тяжёлым, важным, почтенным; обильным, уважаемым, славным, богатым. Применительно к Богу смысл глагола – прославиться. Во многих сюжетах Священного Писания одно и то же действие Бога может быть и милостью, и карой по духовному расположению того человека, который их воспринимает. Если Бог ожесточил или отягчил сердце фараона, то это надо понимать, что Бог сделал его почтенным и обильным присутствием своей благодатной силы. И это сердце стало тяжким – «кавад». Слово того же корня, но в смысле - жёстким, жестоким, упрямым. Поэтому Бог говорит, что Он прославится во всех народах от жестокости и упорства фараона как от человеческой причины, потому, что Бог обогащает человека своим посещением, но для человека это может быть невыносимая тяжесть, т.к. его собственная воля по гордости не может приклониться пред Волей Божьей. Итак, упорство фараона происходило и от попущения Божьего, и от того, что зло человека обращается на самого человека. К сожалению, некоторые переводчики превратно понимают выражение «ожесточил Бог сердце фараона» считая, что фараон был лишь марионеткой в руках Бога, а человек только средство в достижениях божественных целей, способы достижения которых безнравственны. В этом же контексте подобные переводчики трактуют и сюжеты казней египетских в том смысле, что Бог насмехался над египтянами, развлекался и забавлялся. Речь идёт об иудейской школе трактовки, в частности о глаголе – «алал». В книге Исход перед казнью градом Бог сказал Моисею: «Я отягчил сердце фараона и сердце рабов его, чтобы положить знамения Мои в среде их, и чтобы ты изъяснил в уши сына твоего и сына сына твоего, как я НАРУГАЛСЯ («алал») в Египте, и чтобы ты изъяснил знамения мои, которые Я положил в них, и чтобы вы узнали, что Я – Господь» (Исх.10:1-2). Да, глагол «алал» может иметь значение – издеваться, глумиться и даже насиловать. Все эти значения действительны, но… когда действующим Лицом выступает Бог, то ими нельзя пользоваться утилитарно, всуе. Теперь рассмотрим иной сюжет с тем же глаголом, когда объектом надругательства стал Иерусалим, что произошло по особому божественному определению. Пророк Иеремия обращается к Богу от лица Иерусалима: «Да приидет вся злоба их пред Лице Твое, и поругайся над ними, как Ты поругался надо мной за все преступления мои. Есть ли страдание, как страдание мое, которое посрамляет (ругает) меня?» (Иер.1:22) Поругание может постичь город дома Божьего. Пророк понимает это поругание как следствие преступлений правителей Иерусалима. От вида этого поругания душа пророка тоже терпит надругательство и срам: «Око моё глумится над душой моей за всех дочерей города моего» (Иер.3:51). А теперь, в контексте всё того же глагола «алал», у кого повернётся язык сказать, что Бог насмехался, творил произвол над Иерусалимом? Это не развлеченье Божье. Когда Иерусалим развратился и стал духовно Египтом, то он и принял это ругательство как кару от своих беззаконий. Но  человек никогда для Бога не будет инструментом, игрушкой или забавой, не сможет быть средством. Даже сам фараон, чьё имя стало синонимом имени дьявола.


Рецензии
На 100% - это ложь, и на 100% это выдумка на 100% вы не знаете ничего абсолютно о Пророке Мусе Мир Ему (Моисей)

Тауберт Альбертович Ортабаев   28.08.2025 19:11     Заявить о нарушении
Голословно утверждать то, что чьи-либо религиозные взгляды есть ложь, не представляют из себя большой мудрости. Мир слишком разнообразный и древний. Вера, традиции и культура тоже. Но есть общая Тайна - воплощение Бога Христа Мессии. Все разногласия и войны на планете Земля происходят от признания или от вражды на Него...

Андрей Крючков 1   01.09.2025 13:31   Заявить о нарушении
Если не знаете то не надо утверждать.

Тауберт Альбертович Ортабаев   01.09.2025 13:32   Заявить о нарушении