Происшествие

Случилось это в городе Иваново на улице Фурманова, в старом деревянном дворике. Казалось бы: центр города, станционная, троллейбусы с трамваями. Большие здания в стиле конструктивизма, их в Иваново много. А тут – допотопный уголок старинной, почти сельской жизни, где словно спрятались два домика и на крошечном огородике картошку сажают. Вот в этом самом огородике в субботний день в начале апреля 1997 года, каким-то невероятным образом, оказалась туша огромного бурого медведя. Откуда он здесь взялся? Снег ещё до конца не сошёл, никаких следов, да и в дворик этот зайти можно лишь через калитку, в которую медведь точно не пролезет, или вечно закрытые деревянные ворота. Не медведь же их открывал?
Первой увидела медведя Саша Кузьмина, которая выбежала из дома в школу. Медведь беспомощный неподвижно лежал в двух шагах от их двери и злыми, налитыми кровью глазами, смотрел на девочку. Она, в свою очередь, с удивлением рассматривала медведя. Потом он тяжело открыл пасть, попытался поднять голову и на виду удивлённой Саши Кузьминой испустил дух.
Девочка громко позвала родителей. На крики вышла и их соседка - старуха Петровна.
Все были озадачены увиденным. Позвали участкового – лейтенанта Зайцева, благо жил он недалеко.
Как такое случилось, объяснить никто не мог. Прилёт космических пришельцев был бы более вероятным, чем появление этого дохлого медведя, старого и ободранного. Такого даже на чучело не возьмёшь.
В городе зоопарка нет. Цирк давно на ремонте. Да там такого держать не будут. Не по городу же он пришёл, по центральному проспекту Ленина в маленький деревянный дворик на улице Фурманова? Главное, следов никаких. Самым разумным объяснением выглядело, что он с неба свалился. Упал, ушибся и от этого издох.
Что теперь прикажете с ним делать? Лейтенант пребывал в недоумении: вызвать коммунальщиков, может труповозку, но это же не человек, звать следователей? После некоторого раздумья всё же решил позвать сыскарей из городского управления милицией.
– Прийти сюда не мог. Вы часом не иллюзионисты? – поинтересовался старший следователь, капитан Максимов.
– Мотальщики, на фабрике им.Балашова работаем, – ответил Николай  Иванович, Сашин отец. – соседка Петровна на пенсии, а до этого работала уборщицей в 32-й школе.
– Тогда с неба… Ну, это полная чушь. Значит, местный. Получается, жил здесь во дворике.
– Глупость, – дружно возмутились соседи. – Где бы он здесь поместился?
– У вас в сараях!
– Да вы раскиньте мозгами: он в наши сараюшки через двери бы не пролез. Сам больше них. И как бы поместился? – Петровна покрутила пальцем у виска.
– А в подвале? В ваших сараях подвалы имеются?
– Конечно, для картошки. Да вы сами можете посмотреть. Как вообще медведь мог бы жить в подвале? Вы когда-нибудь слышали, как он ревёт.
– А может он был немым, – не уступал Максимов.
– Тогда он не просто немой, но и гадить не умел. Тут такая бы вонь стояла! С проспекта Ленина её бы слышали. А ещё такие жрут много. Попробуйте такого прокормить! – поддержал соседку Николай Иванович.
– Да, что-то не срастается, – согласился участковый. – По проспекту Ленина делегации ездят, туристы, люди в сквере отдыхают, а тут такая бы вонища стояла…
– А если дома держали? – не унимался в своих догадках Максимов. – Как домашнего питомца.
– Ага, вонючего, грязного, с боками в репейнике. А он лизал нам руки, ловил мышей и тапочки носил, – тут уже не выдержала Сашка Кузьмина. – На это у нас Мурзик с Тобиком есть.
– Но, может, вы что-то ночью слышали? – участковый попытался перевести разговор в практическое русло.
– Да! – прослезилась от смеха Петровна, – Рёв медвежий во дворе! Всю ночь орал как ненормальный! А мы со страху в это время на иконы крестились.
Пока суть да дело следственная бригада съездила в университет на биофак, это совсем рядом – на улице Ермака. Привезли настоящего профессора – доктора наук Адамского. Тот внимательно осмотрел зверя.
– Действительно, очень старый. Лет 70, если не больше, – предположил учёный.
– А разве до стольких они живут? – удивился участковый.
– Живут. И не такое бывает. Вот вы даже не знаете, как он здесь очутился. Лучше на свои вопросы отвечайте. И не медведь, это, – подняв указательный палец, серьёзно произнёс Адамский.
– Кто же? – приложив руку к груди поразилась Петровна.
– Монстр! – выпалила Сашка.
– Да, нет! Медведица. – успокоил собравшихся Адамский. – Самка, то есть. Жила в лесу. Точно – не из цирка или зоопарка. Дикая. И вся больная. К ней лучше не прикасаться. Видите: с боку вся в лишаях. На задней лапе кровавая рана. Пена у пасти… Совершенно больной зверь был. Это всё, что могу сказать. Для биологической науки интереса не представляет. Дрянной экземпляр.
И профессор откланялся.
– Знаешь, друг, – обратился к участковому Максимов. – Это твои проблемы. Нам здесь делать нечего. Ну, медведь, и что? Не тигр же! Животное не краденное и преступлений никаких не совершало. Лежит тихо, порядка не нарушает. Ты зачем нас сюда позвал? Так что, разбирайся сам.
После этих слов следователи ушли.
Теперь за дело взялся участковый.
– Кто такой – медведь? Живёт в нашем климате. Бродячее животное. Искал еду по дворам. Забежал сюда и издох от старости. Был бы домашним – поступило бы заявление о пропаже. Поскольку заявления нет, то всё носит естественный характер. Вот если бы он был ваш и его убили, тогда бы звали участкового. – решительно заявил он обескураженным жильцам.
– Да, как же так? – возмутились они. – Что нам с ним делать?
– Ваш двор – частная территория. Лежит он на вашем огороде. Значит, и проблема ваша.
Лейтенант развернулся и бодрым шагом покинул двор.

Тогда за дело взялся Николай Иванович. Сначала снял с медведя шкуру. Не побоялся лишаев и прочих зараз, о чём предупреждал профессор. Просто Сашин отец был хозяйственным мужиком. Эта шкура после несколько лет у них в комнате заместо коврика лежала на полу, пока совсем не облезла. Гостям, показывая на шкуру, хозяин хвастался, что медведя на охоте подстрелил. Хотя даже ружья у него никогда не было. Я сам слышал эти разговоры, когда забегал к Саше списывать домашние задания.
Но вернёмся к медведю. Тушу его общими усилиями разрубили на куски и тихонько вывезли на помойку. По этому поводу случился отдельный кипеж. Кто-то там копошился в баках и наткнулся на пакеты с большими костями и мясом. Подумали, маньяк завёлся в районе. Приехали всё те же следователи во главе с Максимовым. Посмотрели, посмеялись. Вероятно, догадались: откуда это взялось. Здесь уже никакой мистики.
Участковый Зайцев вскоре уволился. Маша успешно закончила 3-й класс. Старуха Петровна той же осенью умерла. В доме её и сарайчике ничего такого не нашли. Никаких ценностей.
Фабрика имени Балашова закрылась.
Всё было тихо и стабильно. В середине нулевых маленький деревянный дворик на улице Фурманова снесли.

30 августа 2025.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.