Школа с виртуальным учителем. Уже настоящее?
Многие, наверное, уже привыкли к сложившейся традиции, когда за неделю до 1 сентября школа оживает, выходят из отпуска учителя, проводятся педагогические совещания, появляется первая информация о расписании и прочее.
В этом году оживление школьной жизни произошло уже в начале августа, а в середине месяца родительские чаты и ресурсы в интернете начали просто захлёбываться от информации, связанной с массовым уходом учителей из разных школ прямо перед началом нового учебного года.
На школьных цифровых ресурсах стали появляться заставки, что вас ждёт в сентябре не личное общение с учителем, а виртуальное.
Что же такое происходит?
Собственно, ничего нового и сверх естественного не случилось. Подход к школьному учителю до незамысловатости прост. Из них сделали безмолвных роботов, которые должны бегать на посылках и плясать под дудку чиновников и выполнять все их прихоти. Видимо, такое пренебрежение здравым смыслом достало уже последних нормальных педагогов, исход которых из школ в этом году имел массовый характер.
По данным СМИ в каждом четвертом регионе России доля учителей старше 60 лет превысила долю молодых. В более 20 российских регионах молодых учителей до 35 лет оказалось меньше, чем тех, чей возраст превышает 60 лет.
В советский период учителя имели право уйти на пенсию досрочно, в 50 лет, так как «выгорали», работая с детьми на полную катушку.
Эксперты из года в год называют по сути дела одни и те же причины «старения» профессии: низкие зарплаты, высокая нагрузка, миграция молодежи из регионов.
Управленцы же от образования постоянно рапортуют о росте зарплаты педагогов.
Но давайте посмотрим из чего она складывается и нет ли в таких заявлениях как минимум лукавства, а то и откровенного вранья.
Учительская ставка – это 18 уроков в неделю. Если бы учитель работал на одну такую ставку, то мог бы полноценно сам готовиться к урокам, а ещё успевать отдыхать, самообразовываться. Но за такое количество уроков (ставку) платят мизерную зарплату. Вот и приходится учителю брать две и более ставки, классное руководство и пр. А ещё бесконечные отчёты, обязательные мероприятия, требования по выкладыванию всех своих «чихов» в сети интернет, вывешивание заданий в интернет-программах, зачастую работающих некорректно. И только при выполнении всех этих «предписаний» доход конкретного учителя может приблизиться в той самой цифре, которую беззастенчиво озвучивают всякого рода чиновники с высоких трибун.
Учителя уходят в репетиторы, по сути дела бегут от чиновничьего беспредела и той системы, которая развёрнута явно не для получения качественного образования в обычной школе. За этими учителями-профи, ушедшими работать на свободные хлеба, приходится двигаться и родителям. От бесплатности общего гарантированного образования остаются только записанные на бумаге конституционные обязанности государства.
По итогам 2024 года, по мнению экспертов, объём рынка дополнительных образовательных услуг в России достиг почти 40 миллиардов рублей в месяц!
Вас не впечатляют такие масштабы репетиторства?
Если прикидывать некий годовой бюджет, то это получается почти 0,5 трлн. рублей!
И вот если бы эти деньги потратить на нормальные зарплаты для учителей, то, может быть, и репетиторство в современном его формате в таком объеме не нужно было?
По данным статистики, из 1,636 миллиона ставок занято только 1,047 миллиона.
Многочисленные подсчёты показываются, что на бумаге в системе общего образования не хватает порядка 600 тысяч педагогов! Это просто гигантские 36 процентов.
Нет физически учителей? Но раз есть рынок репетиторства, значит педагоги есть. Но их нет в школах, в которых приходится затыкать дыры 60-летними и выпускниками педвузов.
Первая волна массового ухода учительства из школ произошла после введения ЕГЭ. Затем этот волнообразный процесс продолжался в силу разных обстоятельств, который предполагал несовместимость нахождения в школе учителя-профессионала с гражданской позицией и мнением администрации.
И вот очередное цунами.
Не целенаправленная ли это политика по выдавливанию из школы настоящих грамотных педагогов и всё большее стремление заменить их «виртуальным учителем»? «Учителем-курьером», который перед началом каждого урока сразу в нескольких классах будет просто включать готовые цифровые программы, а сам лишь следить, чтобы исправно работали технические устройства, а школьники в это время сидели на своих местах и внемлили то, что им вещает экран.
Пока, вообще всех не переведут на онлайн в режим «виртуального учителя».
По данным профильных ведомств, в школы в новом учебном году пошли около 18 миллионов детей, в том числе в первый класс – 1,5 миллиона. В вузах будет пять миллионов студентов.
И кто их всех будет учить так, чтобы обеспечить стране настоящий прорыв в гуманитарной сфере и технологиях? И чему?
Например, зачем введён в школу предмет «Функциональная грамотность»? Само это понятие впервые появилось ещё в 1965 году! И вот вдруг именно сейчас решили осчастливить российских школьников тем, что сами учителя не совсем понимают.
Не поленился, залез в аннотацию одного из таких учебных материалов. Что же предлагают авторы данного пособия, которое, как сказано, «полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту»? Это - формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность школьников - важный показатель качества образования. Данное пособие поможет определить уровень сформированности функциональной грамотности, включающей читательскую, естественнонаучную и математическую грамотность.
Вы что-нибудь поняли из написанного? А ведь этот предмет повысил нагрузку на учеников и одновременно отнял часы от базовых классических предметов таких, как математика и русский язык.
Посеять сумятицу в мозгах как самих учителей, так и учеников?
Складывается ощущение, что школу явно захватили в плен те, кто хочет свести «на нет» систему отечественного образования и привести к тому, что в государственных бесплатных школах только учили писать и считать на элементарном уровне.
Главная проблема – падение уровня знаний в обычных школах уже не вызывает у понимаемых родителей и учителей недоумения.
Вот мысль из переписки в одном из родительских чатов: «Если вы посмотрите по сторонам и послушаете, что происходит, то ужаснетесь. Среднее образование трещит по швам, наши с вами учителя, которые готовы были переступать через себя, ушли. Молодёжь не готова к борьбе за то, чтобы противостоять бюрократии и вынуждена исполнять все прихоти и директивы «сверху», бегать из одной школы в другую, а потом совсем уходить из сферы образования. Давайте будем поддерживать нашего учителя, ведь кроме нас с вами и наших детей до этого в наше время никому дела нет».
P.S. В школах Москвы в этом году отменили общешкольные линейки, оставив такое мероприятие только для первоклассников и выпускников. И уже не называются даже причин такого решения. Проблемы безопасности, после проведённых десятков массовых мероприятий в столице летом сего года, типа веломарафонов и прочее, уже как-то неприлично, видимо, называть. Просто отменили и всё!
А ведь школьная линейка, особенно, если она динамично идет и не заорганизована, с гимном страны, выносом школьного знамени и отмечания при всей школе лучших учеников и достижения образовательного учреждения, это мощнейший воспитательный компонент. А ещё линейка является концентрацией энергии пришедших на нее людей, причем всех поколений! Поэтому, многие до сих пор получают дополнительный позитивный эмоциональный заряд от нее! И именно поэтому, данное мероприятие постепенно хотят власти упразднить, лишив людей ещё одной подпитки и связи с традициями? Или в ряде школ уже просто неприлично выглядят классы с большинством учащихся в них мигрантов?
Свидетельство о публикации №225090400937
Ираида Мельникова 07.09.2025 10:37 Заявить о нарушении