Знаток физики. Ещё один! 3. 0
вторую часть этого повествования, тот видел фото Павла
ВиктОра, известнейшего учителя физики из Одессы. Два-три
года назад мне довелось посмотреть в интернете видеоролики,
как он дает уроки школьникам. Замечательно проводит уроки!
И вот 5.09.2025 практически случайно наткнулся в интернете на
видеоролик, который называется ,,Урок №136. Подъемная сила
крыла самолета(ч.2)''. В первой части, как я понял, он
рассказывал детям о воздушном змее. На этом же уроке он
объявил, что будет рассматриваться подъёмная сила крыла, и
как она объясняется с помощью уравнения Бернулли. И здесь
я должен сделать маленькое отступление.
Совсем забыл следующий момент, когда объяснял, что такое понимание
физики в моем представлении. Как
правило, понимание физики бывает у человека, который не
просто формально изучает физику, а у того, кому она
интересна, и поэтому он и самостоятельно пытается
разобраться, что к чему в физике. Говорят, что нехорошо себя
хвалить, но читая учебник физики, научно популярную
литературу, просматривая информацию в интернете , я
критически смотрю на предлагаемую информацию и вижу
ошибки, недосказанность у автора.
Ярким примером тут может служить случай, когда я увидел в
статье Википедии о тройной точке воды график,
иллюстрирующий текст. Подробнее об этом можно
прочитать в моей статье ,,Трактат о воде''. Часть 2 и часть 3.
http://proza.ru/2024/11/27/1893
http://proza.ru/2024/11/28/1267
До 5.09.2025 Павел ВиктОр был для меня
эталоном, но увы... Горькое я испытал разочарование. Да
действительно, на уроке он продемонстрировал, что формулы
выводить умеет. Но вот насчет понимания...
Начало объяснения. Павел рисует на доске профиль крыла
Жуковского, у которого нижняя (плоская) часть крыла
горизонтальная и горизонтальную стрелку обозначающую
направление набегающего потока воздуха. Говорит - Что
интересно, при такой форме крыла (верхняя часть которого
выпуклая) даже при нулевом угле атаки подъемная сила крыла
будет!!! Вы видите, что здесь на рисунке угол атаки крыла
равен нулю - нижняя плоскость крыла горизонтальна и
вектор скорости набегающего потока горизонтальный.
Уважаемый читатель, для тех кто не знает сообщу - угол
атаки , это угол между вектором скорости набегающего
потока и ХОРДОЙ крыла. А у крыла Жуковского хорда не
совпадает с нижней плоскостью крыла. Фиксируем — это
ошибка №1...
Далее Павел рисует сзади крыла воздушный вихрь,
закрученный против стрелки , и объясняет, что для сохранения
импульса должен быть другой вихрь закрученный по часовой
стрелке. И это будет вихрь, который циркулирует вокруг
крыла. Эту циркуляцию открыл Жуковский. В следствие этой
циркуляции, выше крыла скорость набегающего потока и
скорость циркулирующего воздуха будут складываться, а под
крылом вычитаться. А раз скорость над крылом выше, то по
закону Бернулли там давление будет меньше, чем под крылом,
таким образом, на крыло самолета будет действовать сила,
направленная вверх, это и есть подъемная сила крыла.
И что тут неправильного, спросите Вы?! Поясню. Сзади
возникает не один вихрь, закрученный против часовой
стрелки, сразу же возникает сорвавшийся с противоположной
стороны крыла вихрь, закрученный по часовой стрелке. И они
в таком строгом порядке и идут друг за другом.
Эту двойную цепочку вихрей подробно описал еще в
первой половине двадцатого века американский ученый с
фамилией Карман. И эти вихри так и называются — вихри
Кармана. Так что на самом деле нет никакой физической
необходимости возникновения циркуляции воздуха вокруг
крыла. Как Вы понимаете, это ошибка №2 (то что вихрь
одного направления вращения).
Павел так прямо и говорит, что воздушный вихрь циркулирует
вокруг крыла. Это ложь! На самом деле у Жуковского этот, так
называемый присоединенный вихрь, всего лишь
математический прием, если хотите, уловка. Эта ложь —
ошибка №3.
Затем Павел говорит, что на самом деле перепад давления
над крылом и под крылом совсем незначительный, хотя
вокруг огромное давление, целых десять в пятой степени
паскалей.
Дорогие читатели! Когда я услышал об огромном
давлении, аж десять в пятой степени паскалей, я чуть с дивана
не упал!!! (Лежал на нем с ноутбуком.) Уважаемые читатели!
Десять в пятой степени паскалей равняется одной физической
атмосфере. На каждого из нас действует это давление, а мы
его даже не замечаем! Огромное давление — это ошибка №4.
Ничего не было сказано Павлом об истинной причине,
почему скорость потока над крылом больше , чем под крылом.
А она состоит в том, что струйки воздуха, условно назовем
это так, проходя горб на верхней поверхности крыла
уменьшают свое сечение вследствие того, что на них давят
вышележащие слои воздуха, а раз сечение меньше, то по
закону Бернулли скорость в этом месте будет больше.
Соответственно и средняя скорость прохождения воздуха над
крылом будет больше средней скорости под крылом. А
разрежение над верхней поверхностью крыла будет
локальном, в основном как раз над этим горбом. Да, давление
над этой зоной будет меньше в соответствие с законом
Бернулли! Можно ли считать ошибкой, что не была названа
истинная причина повышения скорости потока воздуха над
крылом ? Думаю, да, и это ошибка №5.
Здесь видимо следует добавить, что ни в одном
учебнике физике не сказано ясно и четко, что
присоединенные вихри Жуковского реально не существуют,
что это некий математический прием. Не знаю, у кого как, а
у меня сразу же возникает вопрос, а почему так-то?! Ну,
если брать житейскую аналогию, то тут подходит, на мой
взгляд, вот какая — В доме повесившегося не говорят о
веревке. В физике, создаваемые в двадцатом веке теории,
объясняющие причины и величину подъёмной силы, давали
такую величину подъемной силы, которая не совпадала со
значением на практике. Искусственный прием Жуковского
хоть так сводил концы с концами, но не будешь же писать об
этом в учебнике !!! Вот и идет в учебниках стыдливое
умалчивание. Это мое личное мнение, вполне возможно, что
могу и ошибаться. Что касается Павла ВиктОра, то он
возможно знает или догадывается, что на самом деле никаких
присоединенных вихрей нет. Что это только искусственный
математический прием, но что говорить об этом не принято.
Картинка вверху - это скриншот кадра из видеоролика, сделанный автором, то есть мною.
6.09.2025
Свидетельство о публикации №225090600657
