Усадьба - 16, 5 Мужское-женское

Предыдущая глава
http://proza.ru/2025/09/16/1275


Передача культуры, а также усадебная жизнь всегда были делом старших поколений, которые в силах этим заниматься. К сожалению, капитализм, маленькие пенсии и культ молодости привели нас к тому, что все работают до последнего, а воспитание внуков и жизнь на пенсии воспринимаются, как некий проигрыш жизни. Так уж получилось, что старость, опыт и квалификация обесценились.  Но не будем стенать, а признаем, что, хоть мир и изменился, а все же тот, кто хочет сохранить свое потомство и свою семейную культуру, должен найти способ, как это  сделать.

Как это было раньше? Дам хороший пример "правильной" семейной системы.

1. Иерархия поколений.
В большой семье, главные - это не папа с мамой, а бабушка и дедушка. Это уже умудренные опытом и, потому наделенные статусом люди, которые по отношению к внукам демонстрируют больше любви и принятия, чем строгости и наставления. Они структурируют всю большую семью и практически все виды отношений в семье так или иначе подчиняются тому течению семейной жизни, которое они задают. В идеале они продолжают наставлять родителей, как любить ребенка и сглаживают острые углы. Именно они осуществляют стратегическое руководство и наделены максимумом авторитета. Вообще, наличие трех поколений - это необходимый минимум для семейной системы. Можно больше, можно и нужно наличие полноты между поколениями - тех, кто на 10-12 лет моложе старшего поколения и также старше младшего.

2. Наличие многих людей.
Это не только папа с мамой, дедушка с бабушкой, но и дяди, тети, братья, сестры, двоюродные родственники и сродственники... В общем, очень много людей с разными характерами, каждый из которых относится к ребенку с должной дистанцией и почтительностью. В малых семьях многие и не догадываются, что ребенок также нуждается в уважении и почтительности, как и взрослый. Для многих в большой семье чей-то ребенок, это не тоже самое, что свой ребенок. На него без веской причины  даже голос не повысишь. Более того, у ребенка есть выбор: он сам тянется к тому, кто ему симпатичен или интересен. Он может смотреть, как дядя пилит дрова, старший брат рыбачит, а бабушка печет хлеб. Наблюдение может дать невероятно много. Я позволю себе описать личный опыт. Мне было не больше трех лет, когда в последний раз наблюдал, как делают пироги и пекут хлеб. В свои 35 я откуда-то знал, как надо замешивать тесто, огружать опару и многое другое. Знание спало во мне до того момента, пока не понадобилось, а потом выскочило и сделало свою работу. В моей семье многие были столярами. Стоит ли говорить, что эти навыки у меня помимо моей воли на высочайшем уровне? Если в большой семье у разных людей разные занятия, то у ребенка уже здесь может решится выбор профессии, а может быть и судьбы. Ведь перенимаются очень многие знания и привычки: привычка есть и пить, работать и отдыхать, строить отношения и разрывать их, конфликтовать и мириться, отстаивать свои интересы и уступать. Все это и есть жизнь. Чем больше семья, тем более подготовленными к жизни из нее выходят.

3. Психологический ресурс.
Ученые утверждают, что при наличии психологической поддержки и принятия, то есть ресурса, ребенок может переживать очень большие стрессы. В нуклеарной, а тем более неполной семье такого ресурсного взрослого может и не оказаться. Не всегда таким ресурсом бывает и дедушка с бабушкой. В большой семье ребенок почти всегда найдет того взрослого, который окажется на его стороне и поддержит его в трудную минуту. Тут в большей мере речь о сходствах характера. Дети - это личности со своими особенностями. Они также, как и взрослые имеют свои вкусы и предпочтения.
Кстати, dот пример отрицания детской индивидуальности: "Полюбит женщину, полюбит и ребенка" - такую фразу часто услышишь от одиночек с ребенком. Ребенок, как личность, может понравиться, а может и не понравиться. Это отдельный процесс. И в большой семье все точно так же. С кем-то у вас взаимопритяжение, а с кем-то вы практически не общаетесь. 


4. Иерархия основанная на любви.
Иерархия и структура нужны не только организации или семье, они также нужны и для здорового развития ребенка. Но в большой семье любовь, а не принуждение, доверие, а не страх помогают выстраивать дисциплину и иерархические структуры. Не наказание, а лишение уважения, любви и принятия скрепляют семью. Причем, если в нуклеарной семье игнорирование ребенка - это мощнейший стресс, который может травмировать психику, то в большой семье этот стресс не калечит, а лишь подсказывает, что пора менять поведение.
В каждом есть стремление порадовать другого. Это очень важная часть любой личности. Если я смог понравиться, угодить, сделать приятное, помочь - это значит, что я могу быть полезным для других, это значит, что я часть клана. Вот на этом стремлении и выстраивается главная стратегия развития индивида в коллективе - семье. Ребенок больше всего на свете хочет стать взрослым, сильным, умелым, полезным. Стать таким он сможет только при достаточном психологическом ресурсе. Важен и пример других (желательно разнообразный, а не узкие рамки). Когда именно это стремление ребенка покалечено отсутствием поддержки, манипуляциями и невыполнимыми требованиями, мы имеем дело с низкой самооценкой, бессмысленностью жизни и чувством невостребованности. Александр Лоуэн, признанный светоч в мировой психологии считал, что вообще все виды насилия - это просто изломанное стремление проявить любовь. Вы теперь понимаете, как это стремление ломается. К сожалению, многие семьи и коллективы устроены по принципам "примитивной группы", где нормальное стремление любить и радовать регулярно ломается, а-то и вовсе воспринимается, как слабость.

5. Патриархат (и матриархат).
Один мужчина и одна женщина редко когда могут вместить в себя всю полноту взаимодействия двух стихий. Из-за этого в нуклеарных семьях почти всегда много дисгармонии и недопонимания. В большой семье общее взаимодействие мужского и женского  распределяется по множеству частных отношений. Мужское и женское ведь взаимодействуют не только в паре муж-жена, но и брат-сестра, мать-сын, отец-дочь, внук-бабушка, племянница-дядя и так далее и тому подобное. Это многообразие каким-то образом может гармонизировать отношения в каждой конкретной паре.
Очень важно понимать, что никакого противостояния в большой семье нет и быть не может. Ибо в большой семье нет доминирования ни мужского над женским, ни наоборот, как в нуклеарных и неполных семьях, женского над мужским.
В большом клане есть понимание, что женское стихийное начало и мужское структурирующее начало находятся в постоянном взаимодействии, которое и является источником постоянного движения. Попробую объяснить этот сложный механизм на простой аллегории. Женское - это земля: иди куда хочешь, все направления свободны - вольному воля. Мужское - это северный полюс или просто стрелка, которая всегда на него указывает. Это значит, что где бы кто не находился, а север там. И он не передвинется, как бы кому не хотелось. Как бы кто себя не вел, и чего бы не хотел, но на стене висит портрет и бабушка говорит: "Дедушка бы не одобрил" или "Папа тобой гордился бы". И такое положение дел нужно и мужчинам и женщинам.
Хоть спорь с показанием стрелки компаса, хоть соглашайся, но компас показывает направление на север и точка.
 

Вот примерное описание такой семьи, которая является самостоятельной и самодостаточной единицей. Как видите, большая семья дает человеку очень много свободы. Внутри семьи очень много возможностей для налаживания личных и деловых связей. В деском саду или школьном классе нет и десятой доли той свободы, в какой вырастает ребенок в большой здоровой семье. Я уж не говорю про работу или армию, где при минимуме ресурса и поддержки, от человека требуют максимум подчинения. Большой клан - это, наоборот, дружественная территория где ребенок априори находится в безопасности и с очень большой степенью свободы: вокруг все свои и никто не указывает, что делать.

Теперь рассмотрим реалии, в которых на нашей планете существуют города. Города могут помогать семье, а могут ее разрушать. Сейчас, в основном, разрушают. Но есть выход.

Продолжение следует.
http://proza.ru/2025/09/19/95


Рецензии