Ч. 22 Встреча с бароном, прощание с эскимосом

Предыдущая страница  http://proza.ru/2025/09/15/1071

Капитан ехал на нартах с Корриганом, а Катактовик - с приятелем Корригана. У чукчей в упряжках находилось по шестнадцать отличных собак. Оба охотника - прекрасные каюры, отважные и умелые.

Там, где дорога была хорошей, ехали очень быстро. Но им пришлось преодолевать и множество крутых спусков, пережить немало захватывающих приключений.

За день проехали пятьдесят миль. Наступил световой день, поэтому путешественники могли продолжать путь до семи часов вечера. На ночь остановились в хорошей яранге.

У капитана от долгого сидения на нартах с непривычки заболела спина, и боль была настолько сильной, что он не мог спать, к тому же в яранге было очень жарко. На рассвете они продолжили путь.
 
Дорога проходила под скалами. День был теплый, с температурой около нуля. Там, где солнечные лучи попадали на углы скал, капала вода. Проход под скалами был довольно опасным: солнечное тепло оттаивало валуны, скованные морозом за зиму, и теперь они часто обрушивались со скалы.
 
Пока ехали, Корриган рассказывал капитану о своих приключениях. Бартлетт уже знал язык достаточно хорошо, чтобы узнавать отдельные слова, когда чукча описывал ему охоту на моржей и белых медведей и о том,

как ему чудом удалось спастись на дрейфующем льду, когда он в кожаной лодке охотился с гарпуном на китов.

Они несколько раз останавливались в пути, чтобы выпить чая. К вечеру, наконец, добрались до посёлка, расположенного в нескольких милях к юго-западу от Восточного мыса.

Второй этап путешествия капитана и эскимоса завершился. Они пробыли в пути тридцать семь дней и прошли около семисот миль. Почти весь путь, за исключением последнего участка, Бартлетт и Катактовик прошли пешком.

Оставался вопрос о транспорте на Аляску. В посёлке Бартлетт встретил брата Караева. Капитан представил ему рекомендательное письмо от брата и был радушно принят.

Караев окончил владивостоксий колледж, разговаривал на хорошем английском языке и без труда понимал капитана. Он пригласил Бартлетта гостить у него столько времени, сколько ему будет угодно.
 
Капитан поблагодарил за приглашение, но сказал, что ему необходимо как можно скорее добраться до американского берега. Они обсудили пути и средства переправы.  Лед в Беринговом проливе растаял, поэтому Бартлетт не мог переправиться на нартах.

Позже, сказал Караев, можно будет нанять  вельбот с несколькими эскимосами, чтобы переправиться к островам Диомида, а оттуда –  на другом вельботе или на кожаной лодке добраться до мыса Принца Уэльского.
 
Но такая возможность появлялась только в мае, всё зависело от количества льда в водах пролива. В общем, капитан и его спутник попали в межсезонье, когда было слишком поздно для нарт и слишком рано для лодок.

Корабли смогут прийти к мысу Восточный, сказал Караев, только в июне. Бартлетт хотел отправиться в Анадырь и оттуда послать по радио сообщение в Оттаву.

Но Караев его охладил, сказав, что лёд на реках, которые предстоит пересечь,  уже вскрывается, а радиостанция может и не работать, выйти из строя.

Он посоветовал обратиться к некоему американцу  Томпсону у которого имелась шхуна с бензиновым двигателем. Томпсон в то время находился в бухте Провидения. Но всё тщательно обдумав, капитан всё же решил рискнуть и поехать в Анадырь.

Он уже с помощью Караева договорился с чукчами, которые брались доставить его в Анадырь, но у него на ногах и ступнях быстро развился отёк, появилась сильная боль. Бартлетт оказался беспомощным инвалидом, вынужденным принять любезное гостеприимство Караева.

У Караева был русский слуга по фамилии Кошимуров (я пишу русские фамилии так, как они значатся в записках капитана), который пытался лечить массажем ноги капитана.
 
Он наполнил большую бочку для засолки свинины примерно наполовину теплой водой, и Бартлетт принял первую ванну после того, как покинул корабль.
 
Кошимуров также подстриг ему волосы, точнее, то, что от них осталось: из-за постоянного ношения капюшона волосы на голове стёрлись. Прошло несколько месяцев, прежде чем они снова отросли.
 
Когда воспаление глаз немного прошло, капитан смог читать журналы, которые ему приносил Чарльз Карпендейл, австралийский торговец, который устроился по соседству с Караевым.

На третий день после пребывания капитана в доме Караева в гостиную вошёл незнакомец. Он пожал капитану руку и представился: «Барон Клейст, управляющий Северо-Восточной Сибирью.»

На самом деле он был  начальником Чукотского уездного управления. Барон возвращался из инспекционной поездки.

Он уже знал о капитане и его спутнике. Клейст с гордостью рассказал, что русские корабли  «Таймыр» и «Вайгач» под командованием капитана Вилькицкого открыли Северную Землю. Бартлетт согласился, что это действительно замечательное географическое открытие.

Клейст планировал 10 мая поехать в посёлок Эмма и предложил Бартлетту поехать с ним, погостить у него дома. Катактовик решил дожидаться корабля, чтобы попасть домой.

Капитан снабдил его провизией и снаряжением на некоторое время. Корриган, получив от капитана бинокль, вернулся на мыс Сердце Камень. Бартлетт готовился к новому путешествию, но боль в ногах и ступнях была очень сильной. Воспаление глаз не проходило.

Состояние Катактовика было немного лучше. Они оба похудели на несколько килограммов. В довершение всех этих бед у капитана случился острый приступ тонзиллита.

У барона с собой был медицинский термометр. Температура Бартлетта  была очень высокой. Его горло было изъязвлено и болело, но он использовал перекись водорода и квасцы, и через некоторое время инфекция отступила.

Капитан всё же решил ехать с бароном. Катактовик их проводил. Расставаясь, капитан поблагодарил его за всё, что он сделал, и сказал, как он ему обязан за постоянную помощь, за веру и доверие.
 
Причитающиеся эскимосу деньги Бартлетт обещал заплатить позже, когда вернётся в цивилизацию. Капитан попросил Карпендейла, чтобы тот передал чукчам, которых опасался эскимос, что Катактовик - очень хороший человек.
 
Бартлетт отдал эскимосу винтовку, которую взял с собой в дорогу, и ещё кое-какие вещи, после чего они крепко пожали друг другу руки и расстались.

Продолжение http://proza.ru/2025/09/19/875


Рецензии
Как всегда увлекательно написано, даже холод чувствуется.

Игорь Леванов   18.09.2025 18:55     Заявить о нарушении
Это очень хорошо. Спасибо!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   18.09.2025 20:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.