Канон
Впоследствии я очень часто встречал людей, которые, считая себя верующими, оцерквленными, наизусть цитировали что-то из Библии и Евангелия, но даже не догадывались, что существуют строгие правила, по которым выводится здание церкви, как строительной конструкции. А ведь церковь - храм, в котором нередко собирается много народу, и в котором все должно быть рассчитано до мельчайших подробностей, и прочность строения, и вентиляция, и освещение, и акустика. Подозреваю, что и по сей день основная масса населения об устройстве церквей не задумывается. Только скажут, что в плане, с высоты птичьего полета, церковь представляет собой крест, ориентированный на восток. Так что приведу цитату из интернета насчет иконописного канона.
«Иконописный канон — это согласованная Церковью система правил и норм для написания икон, которая определяет как внешние элементы (композиция, цвета, пропорции), так и внутреннее содержание образа, отражая духовные истины и устанавливая связь с Божественным миром. Задача канона — не ограничивать творчество, а направлять его в русло богословского смысла, обеспечивая правильное понимание священного изображения.
А вот малый кусочек из чего-то типа учебного пособия для иконописцев.
Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом
Часть третья. Как изображается Новый Завет
I. Как изображаются Господские праздники, дела и чудеса Христовы по священному Евангелию.
1. Благовещение Богородицы
В храмине пресвятая Дева стоит, немного наклонив голову, в левой руке держа клубок шелку, а правую простерши к ангелу. Пред нею стоит Гавриил и правою рукою благословляет ее, а в левой держит расцветшую лилию. Над храминою видно небо. Оттуда на главу пресвятой Девы струится луч, означающий осенение Святого Духа.
2. Целование Богородицы и Елисаветы
В храмине Богородица и Елисавета приветствуют одна другую. Вне храмины Иосиф и пророк Захария разговаривают. Позади их стоит отрок (погонщик), держа на плече трость с привязанною к концу ее корзинкою. Вдали видны ясли и кормящийся осел.
3. Вопрос волхвов
Во дворце царь Ирод сидит на престоле под балдахином; пред ним стоят три волхва, подняв к небу руки; а в другом отделении дворца иудеи, книжники и фарисеи разговаривают.
…….
41. Христос благословляет пять хлебов
Рисуются горы. У подошвы их отрок держит корзину с пятью хлебами и двумя рыбами. А Христос, стоя и зря на небо, правою рукою благословляет ее, а левою поддерживает. Подле Него стоят Филипп и Андрей. А народ сидит в пяти местах. Три апостола, несколько наклоненные, подняли на свои плечи корзины, а другие три ставят их пред сидящим народом; прочие также держат корзины и разделяют хлебы народу.
42. Христос ходит по морю
Среди моря, изборожденного страшными и свирепыми волнами, плывет судно. В нем сидят устрашенные апостолы. А Петр вне корабля стоит в воде по колени и простирает руки. Христос идет к нему по волнам и спасает его, держа за руку.
Мы видим, что в русской православной церкви существовало каноническое правило, как писать сцены из Евангелия и отдельно святых. Понятное дело, что храм представляет собой символическую аналогию на земле царства небесного, и обитателей этого царства. И иконы, изображения героев Евангелия и Библии, просто святых – это не портреты, а изображения символические.
Подобно тому, как детские игрушки: машинки, поезда, пароходы, самолеты, кухни, – символы настоящих предметов, куклы для детей – символы людей. Но чтобы верующему принимать иконы за нечто, вмешивающееся в реальную жизнь – для этого нужно обладать детским сознанием. Поэтому в разных религиях к иконам относились подчас настороженно.
По-разному выглядят церкви в разных конфессиях. В храмах древних греков и римлян были установлены фигуры богов. У иудеев и мусульман изображения в их святых домах, синагогах и мечетях отсутствуют. Отсутствуют изображение и в церквях различных протестантских течений – англиканской, баптисткой, методистской, квакерской, пятидесятники. В католической церкви начиная уже с 13 века появились не символические, а настоящие картины. Чаще всего картины из жизни Христа. Интернет пишет:
«Изображения святых у католиков (часто называемые картинами, а не иконами) отличаются от православных своей натуралистичностью, реалистичностью и эмоциональностью, поскольку они не следуют строгим канонам и создаются известными художниками, как произведения искусства. Они иллюстрируют конкретные библейские сюжеты и церковные предания, а не обладают сакральным значением для молитвы, как в православии.»
Поскольку в России храмы строились в разных городах, в них были иконы и на доске и фрески, писали разные художники, требовалось писать так, чтобы молящиеся узнавали святых. Конечно лики Христа и Марии были узнаваемы. А как узнать остальных? В католических, итальянских церквях подсказывал сам сюжет иконы – картины, где, знающему евангелие трудно ошибиться. В русской православной церкви икона – это символ, имеющий только необходимые детали. Но задача перед иконописцем стояла точно сформулированная: пришедший в храм не должен путаться: вот тут изображен такой-то святой, а это такой-то.
И не будь канона, и, если бы писал иконописец как ему заблагорассудится, прихожанин в русской церкви мог заплутать. Портретов святых много. Целое политбюро. Женщин, в составе удостоенных написания в церкви, больше в процентном отношении, чем в Политбюро. Мужское засилье. А как их различить на стенах? Вот на то и канон.
Согласно канону, одного святого нужно писать, например, блондином с русой бородкой и залысинами, а другого иначе, с черной бородкой. И располагать этого в таком месте, а другого в другом. Конечно, чтобы прихожане не ошиблись, иконы обычно подписывались внизу в углу. Но разве может неграмотный крестьянин, да еще глядя на икону снизу-вверх, при свете свечей что-то прочитать? А ему и не нужно было читать. Он был обучен с детства. Знал ху из ху, в каком месте иконостаса должен находиться.
Это знание уже вошло в память человека посещающего церкви, как таблица умножения, или таблица Менделеева. И в какой бы русской православной церкви он потом ни оказался, интерьер ему уже привычен. Подобно тому, как, где бы ни посмотрел на таблицу Менделеева знающий ее, он нигде не запутается. Хотя в таблице Менделеева гораздо больше данных. В случае же с иконами включается не мозг, не анализ, а сердце, религиозное чувство. Процесс такой: вижу образы –- проникаюсь, - включается ощущение причастности, религиозная благодать.
Это религиозное чувство пробовали практиковать повсюду. Видит человек знаки державы: льва, орла, крест, лилии, знамя – и понимает, где находится. Но в странах с сильной центральной властью подданный, для усиления чувства верноподданности, должен не только видеть рядом знаки державы, но и лик монарха. А как узреть его лик в те годы, когда еще не было аппаратов для печати портретов? Интернет пишет:
«Портреты царей вывешивались в официальных местах, таких как государственные учреждения, дворцы и административные здания, а также в общественных местах во время торжественных событий, на улицах городов, в частности, в случае празднований или проездов монархов. Их также можно было увидеть в частных домах, в кабинетах и гостиных, где они служили для демонстрации власти и статуса владельца.»
Но вот, когда изображения правителя и более мелких вождей стало можно множить, они появились повсюду. Во времена сталинских чисток имел место и обратный процесс: портреты репрессированных вождей удалялись. Зачем? Потому что понимали, что человек, узрев лик вождя в книге, зная, что вождь в иконостасе, значит признан. А если его портрет удален – значит враг народа. И так любой гражданин мог знать, каков курс партии на данный момент. И срабатывало религиозное чувство причастности.
И конечно, любой человек выросший в СССР жил с самого рождения, укутанный заботливо, как дитя, в газетные передовицы, ощущал это чувство причастности.
Ко времени моей молодости стандартный плакат - иконостас с портретами членов Политбюро я мог видеть повсюду. Плакаты висели во всех присутственных местах. даже в поликлиниках и больницах. Менялся плакат только в том случае, если кто-то из членов Политбюро умирал.
Если я по какому-то поводу задерживался в вестибюле своего (и не только своего) студенческого общежития, мне оставались три развлечения: либо смотреть на гипсовую голову Ленина в углу вестибюля, либо изучать лица членов Политбюро, либо снять с висящей у проходной в общагу полки брошюрку с работой Ленина и читать. Например, про «детскую болезнь левизны в коммунизме». Из членов Политбюро я уверенно мог по портрету назвать только Брежнева и Косыгина.
Зато, комсорг нашей группы Полина знала всех членов. Она этим хвалилась. Как-то, когда собрались что-то отмечать, пропустили, и после двухсот у Полины обострилось чувство своей значимости, и она завела волынку про свое великое знание членов Политбюро. И так достала, что мы решили проверить на практике. Мы спустились в вестибюль общаги, и Полина, став на таком расстоянии от плаката с членами Политбюро, что надписи были неразличимы, называла любого, в кого бы мы ни ткнули пальцем. Фамилию, а подчас и имя –отчество. Не каждому такой талант даден.
Но тут Славка Долгополов заявил, что он круче Полины по определению членов. Он может любого члена определить на ощупь. А она – вряд ли. А конкретно: ему достаточно провести пальцами по портрету члена с тыльной стороны, и назовет фамилию. За имя отчество не ручается. Короче член – наощупь. А Полине – слабо.
Наощупь? - с усмешкой произнесла Полина, почувствовав вызов, - Ну рискни, -
Поединок экстрасенсов продолжился в кладовке общаги. Кладовка располагалась в двух шагах от проходной, на первом этаже. Славка подрабатывал у нас в общаге кем-то типа разнорабочего. И у него были ключи от этого чулана. Там за матрасами, спинками и сетками коек в углу стояли транспаранты с портретами членов Политбюро половину человеческого роста. Для праздничных дней. Славка смотался за ключом, зашли в чулан, и Славка принялся священнодействовать.
Вовка Суворов подносил транспарант тыльной стороной. Славке достаточно было беглого взгляда на обратную сторону транспаранта, затем он задирал голову напрягался, проводил ладонью и безошибочно называл фамилию. И Суворов относил прошедший проверку транспарант и приносил новый.
- А имя-отчество? - Полина повысила ставки.
- Имя – отчество не припомню, - признался Славка, - Но ты попробуй повтори.
Еще оставалось несколько неопознанных членов. Полина пристально посмотрела на очередной портрет и произнесла:
- Не надо нас дурить.
- Ты к кому обращаешься, ко мне или к портрету? – спросил Славка.
- Не надо нас дурить. Я не такие фокусы видала, - сказала Полина.
Практика – критерий истины. Полина, подойдя, к Славке, выдернула из его рук транспарант, провела по нему ладонью. Как видно, ничего не нащупала. Потом, глянув на тыльную сторону, издала победный вопль. Как Архимед. Она обнаружила, в чем секрет.
Секрет был прост. Холсты с портретами были натянуты на сбитые из реек рамки. И на каждой нижней горизонтальной рейке изнутри был приклеен клочок бумаги с напечатанной на нем фамилией. Вероятно, для того, чтобы быстро найти портрет умершего и удалить. Разоблачив Долгополова Полина презрительно бросила.
- Не терплю, когда на высоком шулеры паразитируют.
- Кто бы говорил, - сказал Суворов
- А ты, Суворов, закрой рот, - повелела Полина.
И позже, когда мы разошлись с посиделок по своим комнатам, Суворов, мой сосед по комнате, рассуждал на сон грядущий:
- Ты помнишь, были такие иконоборцы. Утверждали, что икона - это просто кусок доски. Так у Полины прямо религиозное, иконное отношение к портретам. Как к иконам, подумал и добавил, - Нет скорее не к портретам, а ей что-то дает ее приближенность к портретам.
Я посмотрел на Вовку с нескрываемым удивлением и он, поняв, что такая мысль была для меня нова, продолжил:
- Посмотри сколько этих изображений на каждом шагу. Что-то Политбюро перегнуло палку с изображениями самих себя. Что им это дает? Мне лично это ничего не дает. проходишь и не замечаешь. Не знаю, чего больше ликов святых в церквях или ликов членов Политбюро. Но представь, если бы вдруг в одну минуту не стало бы ни этих портретов, ни статуй, ни памятников, ни названий площадей, станций метро, улиц. Что бы было? Люди бы растерялись. Куда идти? Где ориентиры? - он помолчал минуту и добавил еще, - Когда верующие понятно. Чем больше ликов, тем глубже вера. Видно и Политбюро та же история.
Случаев, подтверждающих что многочисленные образы вождя – сродни иконе, немало. Один произошел со мной в совсем неподходящем для отправления религиозного культа месте. Сестра позвонила и предложила съездить на выходные, на пару дней в Лас-Вегас. Она с мужем и я с женой. Она закажет номера.
- Расслабимся поиграем в рулетку.
Я согласился. Я не азартен. Но в Лас-Вегасе не бывал. Она заказала номера. Гостиница «Мандалай» - многоэтажное здание. И для устойчивости, как это часто делается, основанием здания служит этакая массивная шайба внутри которой и расположено многое. В самых нижних подземных этажах парковки, служебные помещения. Выше - на длинном коридоре, как на изогнутом кольцом шампуре, опоясывающем все основание, нанизаны игровые залы, концертные залы, знаменитый ринг. Ну и рестораны.
Ресторанов много. Сестра повела нас к тому, который облюбовала, наезжая сюда. Приближаемся. У входа в ресторан стоит высотой метра четыре бронзовая статуя Ленина. Стандартная. Как его часто изображают. Грудь вперед. Полшага вперед. Сестра говорит
- Обрати внимание, Ленин без головы.
Смотрю – точно. Головы нет. Она лежит отдельно в ногах у статуи. Почему так? Спроси у автора статуи. Но не это меня удивило, а то, что, не обрати сестра мое внимание, я бы и не сразу заметил этот дефект. Мне голова для того, чтобы сложился образ, не требовалась. Знакомый с детства облик, поза, достаточно за себя говорил: Ленин. И то, что я не заметил в фигуре Ленина отсутствия головы, лишний раз свидетельствовало о том, насколько упорно сидит в советских, точнее, бывших советских, религиозное отношение к Ленину. Оно упорно засело, и не в голове, а в сердце, «не по службе, а по душе». Так что фигуре Ленина, чтобы стать культовой, голова и не обязательна. Поклоняются же святым мощам. Чем тогда хуже статуя Ленина даже без головы?
Свидетельство о публикации №225091801424
Владимир Харченко 18.09.2025 18:17 Заявить о нарушении
Леонид Колос 18.09.2025 18:50 Заявить о нарушении
Александр Сотников 2 18.09.2025 20:34 Заявить о нарушении
Портрет в виде расквашенной после боя физиономии. Угадал?
Владимир Харченко 18.09.2025 21:31 Заявить о нарушении
Смиренно в рамочках висели над софой;
думаю, знаете откуда эта цитата? всякое место можно украсить портретом. даже сиятельной особы.
Леонид Колос 19.09.2025 08:13 Заявить о нарушении
Александр Сотников 2 19.09.2025 09:18 Заявить о нарушении
Леонид Колос 19.09.2025 10:13 Заявить о нарушении
Это у вас там, за бугром,неучи.
А у нас любой, получивший в 2025 году на ЕГЭ минимальные 32 балла по литературе приведёт не цитату, а перескажет Вам всю поэму "Опасный сосед" Василия Львовича Пушкина (родного дяди А.С. Пушкина).
С уважением, Владимир
Владимир Харченко 19.09.2025 10:18 Заявить о нарушении