Канон

Когда-то я прочитал, каким образом пишутся иконы в русских соборах и как они располагаются. О том, что существует этакий иконописный канон, правила писания икон. Мне, несведущему атеисту, до того и в голову не приходило, что в иконах заведен определенный порядок, предназначенный для нужного восприятия верующими интерьера храма.  Примерно так, как на торжественном собрании, когда рассаживаются по чинам.

 
Впоследствии я очень часто встречал людей, которые, считая себя верующими, оцерквленными, наизусть цитировали что-то из Библии и Евангелия, но даже не догадывались, что существуют строгие правила, по которым выводится здание церкви, как строительной конструкции. А ведь церковь - храм, в котором нередко собирается много народу, и в котором все должно быть рассчитано до мельчайших подробностей, и прочность строения, и вентиляция, и освещение, и акустика.   Подозреваю, что и по сей день основная масса населения об устройстве церквей не задумывается. Только скажут, что в плане, с высоты птичьего полета, церковь представляет собой крест, ориентированный на восток.  Так что приведу цитату из интернета насчет иконописного канона.


«Иконописный канон — это согласованная Церковью система правил и норм для написания икон, которая определяет как внешние элементы (композиция, цвета, пропорции), так и внутреннее содержание образа, отражая духовные истины и устанавливая связь с Божественным миром. Задача канона — не ограничивать творчество, а направлять его в русло богословского смысла, обеспечивая правильное понимание священного изображения.

  А вот малый кусочек из чего-то типа учебного пособия для иконописцев.
Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом

Часть третья. Как изображается Новый Завет

I. Как изображаются Господские праздники, дела и чудеса Христовы по священному Евангелию.

1. Благовещение Богородицы
В храмине пресвятая Дева стоит, немного наклонив голову, в левой руке держа клубок шелку, а правую простерши к ангелу. Пред нею стоит Гавриил и правою рукою благословляет ее, а в левой держит расцветшую лилию. Над храминою видно небо. Оттуда на главу пресвятой Девы струится луч, означающий осенение Святого Духа.

2. Целование Богородицы и Елисаветы
В храмине Богородица и Елисавета приветствуют одна другую. Вне храмины Иосиф и пророк Захария разговаривают. Позади их стоит отрок (погонщик), держа на плече трость с привязанною к концу ее корзинкою. Вдали видны ясли и кормящийся осел.

3. Вопрос волхвов
Во дворце царь Ирод сидит на престоле под балдахином; пред ним стоят три волхва, подняв к небу руки; а в другом отделении дворца иудеи, книжники и фарисеи разговаривают.

…….

41. Христос благословляет пять хлебов

Рисуются горы. У подошвы их отрок держит корзину с пятью хлебами и двумя рыбами. А Христос, стоя и зря на небо, правою рукою благословляет ее, а левою поддерживает. Подле Него стоят Филипп и Андрей. А народ сидит в пяти местах. Три апостола, несколько наклоненные, подняли на свои плечи корзины, а другие три ставят их пред сидящим народом; прочие также держат корзины и разделяют хлебы народу.

42. Христос ходит по морю

Среди моря, изборожденного страшными и свирепыми волнами, плывет судно. В нем сидят устрашенные апостолы. А Петр вне корабля стоит в воде по колени и простирает руки. Христос идет к нему по волнам и спасает его, держа за руку.



  Мы видим, что в русской православной церкви существовало каноническое правило, как писать сцены из Евангелия и отдельно святых. Понятное дело, что храм представляет собой символическую аналогию на земле царства небесного, и обитателей этого царства. И иконы, изображения героев Евангелия и Библии, просто святых – это не портреты, а изображения символические. 

Подобно тому, как детские игрушки: машинки, поезда, пароходы, самолеты, кухни, – символы настоящих предметов, куклы для детей – символы людей. Но чтобы верующему принимать иконы за нечто, вмешивающееся в реальную жизнь – для этого нужно обладать детским сознанием.  Поэтому в разных религиях к иконам относились подчас настороженно.

По-разному выглядят церкви в разных конфессиях. В храмах древних греков и римлян были установлены фигуры богов. У иудеев и мусульман изображения в их святых домах, синагогах и мечетях отсутствуют. Отсутствуют изображение и в церквях различных протестантских течений – англиканской, баптисткой, методистской, квакерской, пятидесятники. В католической церкви начиная уже с 13 века появились не символические, а настоящие картины. Чаще всего картины из жизни Христа. Интернет пишет:

«Изображения святых у католиков (часто называемые картинами, а не иконами) отличаются от православных своей натуралистичностью, реалистичностью и эмоциональностью, поскольку они не следуют строгим канонам и создаются известными художниками, как произведения искусства. Они иллюстрируют конкретные библейские сюжеты и церковные предания, а не обладают сакральным значением для молитвы, как в православии.»

Поскольку в России храмы строились в разных городах, в них были иконы и на доске и фрески, писали разные художники, требовалось писать так, чтобы молящиеся узнавали святых. Конечно лики Христа и Марии были узнаваемы. А как узнать остальных?  В католических, итальянских церквях подсказывал сам сюжет иконы – картины, где, знающему евангелие трудно ошибиться.  В русской православной церкви икона – это символ, имеющий только необходимые детали.  Но задача перед иконописцем стояла точно сформулированная: пришедший в храм не должен путаться: вот тут изображен такой-то святой, а это такой-то.

И не будь канона, и, если бы писал иконописец как ему заблагорассудится, прихожанин в русской церкви мог заплутать. Портретов святых много. Целое политбюро.  Женщин, в составе удостоенных написания в церкви, больше в процентном отношении, чем в Политбюро.  Мужское засилье. А как их различить на стенах?  Вот на то и канон.

Согласно канону, одного святого нужно писать, например, блондином с русой бородкой и залысинами, а другого иначе, с черной бородкой. И располагать этого в таком месте, а другого в другом.  Конечно, чтобы прихожане не ошиблись, иконы обычно подписывались внизу в углу.  Но разве может неграмотный крестьянин, да еще глядя на икону снизу-вверх, при свете свечей что-то прочитать? А ему и не нужно было читать. Он был обучен с детства. Знал ху из ху, в каком месте иконостаса должен находиться.

Это знание уже вошло в память человека посещающего церкви, как таблица умножения, или таблица Менделеева. И в какой бы русской православной церкви он потом ни оказался, интерьер ему уже привычен. Подобно тому, как, где бы ни посмотрел на таблицу Менделеева знающий ее, он нигде не запутается. Хотя в таблице Менделеева гораздо больше данных.  В случае же с иконами включается не мозг, не анализ, а сердце, религиозное чувство. Процесс такой: вижу образы –- проникаюсь, - включается ощущение причастности, религиозная благодать. 

Это религиозное чувство пробовали практиковать повсюду.   Видит человек знаки державы: льва, орла, крест, лилии, знамя – и понимает, где находится. Но в странах с сильной центральной властью подданный, для усиления чувства верноподданности, должен не только видеть рядом знаки державы, но и лик монарха. А как узреть его лик в те годы, когда еще не было аппаратов для печати портретов?  Интернет пишет:

«Портреты царей вывешивались в официальных местах, таких как государственные учреждения, дворцы и административные здания, а также в общественных местах во время торжественных событий, на улицах городов, в частности, в случае празднований или проездов монархов. Их также можно было увидеть в частных домах, в кабинетах и гостиных, где они служили для демонстрации власти и статуса владельца.»

Но вот, когда изображения правителя и более мелких вождей стало можно множить, они появились повсюду. Во времена сталинских чисток имел место и обратный процесс: портреты репрессированных вождей удалялись. Зачем? Потому что понимали, что человек, узрев лик вождя в книге, зная, что вождь в иконостасе, значит признан. А если его портрет удален – значит враг народа.  И так любой гражданин мог знать, каков курс партии на данный момент.  И срабатывало религиозное чувство причастности.
 
И конечно, любой человек выросший в СССР жил с самого рождения, укутанный заботливо, как дитя, в газетные передовицы, ощущал это чувство причастности.

Ко времени моей молодости стандартный плакат - иконостас с портретами членов Политбюро я мог видеть повсюду. Плакаты висели во всех присутственных местах. даже в поликлиниках и больницах. Менялся плакат только в том случае, если кто-то из членов Политбюро умирал.

 Если я по какому-то поводу задерживался в вестибюле своего (и не только своего) студенческого общежития, мне оставались три развлечения: либо смотреть на гипсовую голову Ленина в углу вестибюля, либо изучать лица членов Политбюро, либо снять с висящей у проходной в общагу полки брошюрку с работой Ленина и читать. Например, про «детскую болезнь левизны в коммунизме». Из членов Политбюро я уверенно мог по портрету назвать только Брежнева и Косыгина.
 
Зато, комсорг нашей группы Полина знала всех членов. Она этим хвалилась. Как-то, когда собрались что-то отмечать, пропустили, и после двухсот у Полины обострилось чувство своей значимости, и она завела волынку про свое великое знание членов Политбюро. И так достала, что мы решили проверить на практике. Мы спустились в вестибюль общаги, и Полина, став на таком расстоянии от плаката с членами Политбюро, что надписи были неразличимы, называла любого, в кого бы мы ни ткнули пальцем.  Фамилию, а подчас и имя –отчество. Не каждому такой талант даден. 

Но тут Славка Долгополов заявил, что он круче Полины по определению членов.  Он может любого члена определить на ощупь. А она – вряд ли. А конкретно: ему достаточно провести пальцами по портрету члена с тыльной стороны, и назовет фамилию. За имя отчество не ручается.  Короче член – наощупь. А Полине – слабо.

Наощупь?  -  с усмешкой произнесла Полина, почувствовав вызов, - Ну рискни, - 

  Поединок экстрасенсов продолжился в кладовке общаги.  Кладовка располагалась в двух шагах от проходной, на первом этаже. Славка подрабатывал у нас в общаге кем-то типа разнорабочего. И у него были ключи от этого чулана. Там за матрасами, спинками и сетками коек в углу стояли транспаранты с портретами членов Политбюро половину человеческого роста. Для праздничных дней.  Славка смотался за ключом, зашли в чулан, и Славка принялся священнодействовать.

Вовка Суворов подносил транспарант тыльной стороной. Славке достаточно было беглого взгляда на обратную сторону транспаранта, затем он задирал голову напрягался, проводил ладонью и безошибочно называл фамилию. И Суворов относил прошедший проверку транспарант и приносил новый.

- А имя-отчество?  - Полина повысила ставки.

- Имя – отчество не припомню, - признался Славка, - Но ты попробуй повтори.
 
 Еще оставалось несколько неопознанных членов. Полина пристально посмотрела на очередной портрет и произнесла:

 - Не надо нас дурить.

- Ты к кому обращаешься, ко мне или к портрету? – спросил Славка.

- Не надо нас дурить. Я не такие фокусы видала, - сказала Полина.
 
 Практика – критерий истины. Полина, подойдя, к Славке, выдернула из его рук транспарант, провела по нему ладонью. Как видно, ничего не нащупала. Потом, глянув на тыльную сторону, издала победный вопль. Как Архимед. Она обнаружила, в чем секрет.

Секрет был прост. Холсты с портретами были натянуты на сбитые из реек рамки. И на каждой нижней горизонтальной рейке изнутри был приклеен клочок бумаги с напечатанной на нем фамилией. Вероятно, для того, чтобы быстро найти портрет умершего и удалить. Разоблачив Долгополова Полина презрительно бросила.

- Не терплю, когда на высоком шулеры паразитируют.

- Кто бы говорил, - сказал Суворов

- А ты, Суворов, закрой рот, - повелела Полина.


 И позже, когда мы разошлись с посиделок по своим комнатам, Суворов, мой сосед по комнате, рассуждал на сон грядущий:

-   Ты помнишь, были такие иконоборцы. Утверждали, что икона - это просто кусок доски. Так у Полины прямо религиозное, иконное отношение к портретам. Как к иконам, подумал и   добавил, -  Нет скорее не к портретам, а ей что-то дает ее приближенность к портретам.

Я посмотрел на Вовку с нескрываемым удивлением и он, поняв, что такая мысль была для меня нова, продолжил:

 - Посмотри сколько этих изображений на каждом шагу. Что-то Политбюро перегнуло палку с изображениями самих себя. Что им это дает? Мне лично это ничего не дает. проходишь и не замечаешь.  Не знаю, чего больше ликов святых в церквях или ликов членов Политбюро. Но представь, если бы вдруг в одну минуту не стало бы ни этих портретов, ни статуй, ни памятников, ни названий площадей, станций метро, улиц. Что бы было?  Люди бы растерялись. Куда идти? Где ориентиры? - он помолчал минуту и добавил еще, - Когда верующие понятно. Чем больше ликов, тем глубже вера.  Видно и Политбюро та же история.   


Случаев, подтверждающих что многочисленные образы вождя – сродни иконе, немало. Один произошел со мной в совсем неподходящем для отправления религиозного культа месте. Сестра позвонила и предложила съездить на выходные, на пару дней в Лас-Вегас. Она с мужем и я с женой. Она закажет номера.

- Расслабимся поиграем в рулетку.

 Я согласился.  Я не азартен. Но в Лас-Вегасе не бывал. Она заказала номера. Гостиница «Мандалай» - многоэтажное здание. И для устойчивости, как это часто делается, основанием здания служит этакая массивная шайба внутри которой и расположено многое. В самых нижних подземных этажах парковки, служебные помещения. Выше -  на длинном коридоре, как на изогнутом кольцом шампуре, опоясывающем все основание, нанизаны игровые залы, концертные залы, знаменитый ринг. Ну и рестораны. 
 
Ресторанов много. Сестра повела нас к тому, который облюбовала, наезжая сюда. Приближаемся. У входа в ресторан стоит высотой метра четыре бронзовая статуя Ленина.  Стандартная. Как его часто изображают. Грудь вперед.  Полшага вперед. Сестра говорит

- Обрати внимание, Ленин без головы.

Смотрю – точно. Головы нет. Она лежит отдельно в ногах у статуи. Почему так? Спроси у автора статуи. Но не это меня удивило, а то, что, не обрати сестра мое внимание, я бы и не сразу заметил этот дефект. Мне голова для того, чтобы сложился образ, не требовалась. Знакомый с детства облик, поза, достаточно за себя говорил: Ленин.  И то, что я не заметил в фигуре Ленина отсутствия головы, лишний раз свидетельствовало о том, насколько упорно сидит в советских, точнее, бывших советских, религиозное отношение к Ленину. Оно упорно засело, и не в голове, а в сердце, «не по службе, а по душе». Так что фигуре Ленина, чтобы стать культовой, голова и не обязательна.  Поклоняются же святым мощам. Чем тогда хуже статуя Ленина даже без головы?




 
 


Рецензии
Аналогично с портретом нынешнего президента.В каждом кабинете висит, но никто не обращает на него внимания. Вопрос.Зачем вешать?

Владимир Харченко   18.09.2025 18:17     Заявить о нарушении
за тем же зачем висит икона в храме. и зря Вы говорите, что никто не обращает внимания. я как-то лет 15 тому зашел к директору. у него висит портрет ВВП. увидев мой взгляд он сказал, что иначе не может. он же в обойме. вот затем и портрет. меня бог миловал я у себя в кабинете его портрета не держал. у меня на стенах была гораздо более информативная информация. технологические схемы.

Леонид Колос   18.09.2025 18:50   Заявить о нарушении
Владимир, а в моём кабинете висел мой портрет.

Александр Сотников 2   18.09.2025 20:34   Заявить о нарушении
в золотой рамочке?

Леонид Колос   18.09.2025 20:57   Заявить о нарушении
Саша!
Портрет в виде расквашенной после боя физиономии. Угадал?

Владимир Харченко   18.09.2025 21:31   Заявить о нарушении
Султан Селим, Вольтер и Фридерик Второй
Смиренно в рамочках висели над софой;
думаю, знаете откуда эта цитата? всякое место можно украсить портретом. даже сиятельной особы.

Леонид Колос   19.09.2025 08:13   Заявить о нарушении
Портрет в обычной рамке с выражением творческого вдохновения на лице(без следов сильных побоев).

Александр Сотников 2   19.09.2025 09:18   Заявить о нарушении
так как ответа не получил, сообщаю, эти строки из поэмы Василия Львовча Пушкина "Опасный сосед" так были украшены стены захудалого публичного дома в Москве. данная цитата свидетельствует, что портреты сиятельных лиц могут урашать не только высокие кабинеты но присутственные места попроще.

Леонид Колос   19.09.2025 10:13   Заявить о нарушении
Леонид,обижаете!
Это у вас там, за бугром,неучи.
А у нас любой, получивший в 2025 году на ЕГЭ минимальные 32 балла по литературе приведёт не цитату, а перескажет Вам всю поэму "Опасный сосед" Василия Львовича Пушкина (родного дяди А.С. Пушкина).
С уважением, Владимир

Владимир Харченко   19.09.2025 10:18   Заявить о нарушении