Смычка

    В двадцатых-тридцатых годах прошлого века в стране началась активная смычка города с деревней. Партия старалась подружить крестьянина и рабочего. Если официально, то это называлось общественным движением по воплощению в жизнь экономического, политического и культурного союза передового рабочего класса и крестьянства. Крестьянство в то время считалось отсталым, вот рабочие и старались подтянуть его до своего уровня. Выезжали в колхоз с театральными постановками, на полевых станах кино крутили, агитаторы ездили с лекциями о международном положении: рассказывали о загнивании буржуйских стран. С тех пор ничего не изменилось - всё ещё продолжают загнивать. В то время большой популярностью пользовались папиросы “Смычка”. На пачке рабочий и крестьянин пожимают друг другу руки. А были ещё конфеты в коробках и печенье. Ешьте и смыкайтесь, как бы говорила партия. Партии этой давно уже нет, а процесс смычки продолжается, и зашёл далеко: почти всё крестьянство выехало в город, а рабочие прижились в деревне. Появилась новая разновидность поселений - дачные деревни. Это те, кому повезло. Но не всем. Многие деревни вымерли, на месте некоторых выросли леса, и это хорошо - не так ранит глаз, когда ничего не видно. А то ведь есть такие живописные развалины, заросшие будяком и крапивой, глядя на которые сердце кровью обливается.
       Кулебяково из тех, кому повезло. Ещё теплиться кое-где жизнь. Не все подряд дома брошены, а через два-три. Попадаются и шесть жилых кряду. Летом в селе весело: солнце, река, лес рядом, ребятишки скачут по улицам. Будяка и крапивы почти нет- сельсовет косит возле ничейных домов. А вот зимой совсем тягостная картина. Дни становятся короче. В пять вечера деревня погружается в темноту: фонарей на улице нет, и свет только в редких окнах. И днём не веселей. Если пройтись по улице, то по отсутствию тропинок к калиткам можно посчитать, сколько жилых домов осталось. Цифры лета и зимы ощутимо разнятся: летом происходит особенно сильная смычка - дачники приезжают. За три - четыре месяца надо успеть посадить, вырастить, выкопать. Работа кипит, деревня живёт! И смычка продолжается!
       Светлана Сергеевна родилась, выросла и почти состарилась в городе, а когда
вышла на пенсию, то решила переехать в деревню. Ближе к земле оно во все времена было сытнее: и в революции, и в гражданскую, и в перестройку, и в последние четыре года, когда инфляция сожрала почти всю её пенсию в пятнадцать тысяч. Пенсия была получена честным, но малооплачиваемым трудом портнихи.
       В её мечтах жизнь в деревне представлялась сплошным праздником. Кругом Кулебякова были леса с грибами и реки с рыбой. За грибами будет ходить сама, а рыбу купит у местных рыбаков. Переезжать решила весной. В это время года, когда вокруг всё цветёт и пахнет, птицы поют даже ночами, легче прижиться на новом месте.
       Соседи оказались людьми душевными. Надежда - та, что справа через забор, взяла над ней шефство: то раннюю редиску принесёт, то кабачок, потом пошли огурцы, чуть позже помидоры. Осенью угостила Светлану Сергеевну целым мешком картошки.
       Чужой труд завораживает. Со стороны всё легко и просто. Нагнулся, воткнул, полил. Расти!
       “Сама я что ли безрукая”: подумала Светлана Сергеевна, и на следующую весну посадила первые в своей жизни десять помидоров. Видя такое рвение к сельскому хозяйству, Надежда принесла ей для посадки лук-севок. Кулёк был маленький, еле умещался на ладони.
       “Какая же она жадная!”: осудила Светлана Сергеевна соседку. Участок земли был готов ещё вчера, и он был бОльшенький. Она же видела, сколько посажено лука у самой Надежды, вот и старалась, упиралась, копала. А сегодня получила вот эту жалкую кучку.
       Ей ещё предстояло узнать всю мудрость Надежды.   
       Заглянув в  кулёк, Светлана уже в слух повторила: “Какая же она жадная!” И нагнулась, чтобы воткнуть первую луковичку в землю. Примерно на десятой она поняла, что в её возрасте стоять вниз головой нельзя, присела на корточки и колени тоже сказали - нельзя. Пришлось опять встать вниз головой. И понеслось: голова вниз, голова вверх, колени хрусь, давление ввысь. Пульс застучал в висках.
Вы смерти моей хотите?! - обращаясь в пустоту, причитала Светлана, ползая по грядке. - Я получу кровоизлияние в мозг! Давление! Пульс! Я сейчас умру!
       Умереть она не успела - лук закончился. Надежда точно рассчитала её силы. В этом и была её мудрость - городских надо беречь, иначе в первый же год надорвутся на сельхоззаготовках, и сбегут обратно в город. Тогда уж деревня окончательно вымрет.
       Победив лук, Светлана Сергеевна решила, что можно и помидорчиков досадить, огурчики тоже хорошо бы своих иметь. И капуста бы своя не помешала. Она нагнулась, воткнула-посадила, полила, и начала ждать урожая.
       Она не знала, что скоро придут, прилетят, приползут и съедят то, что ещё даже не успело вырасти. Прямо на корню. А последний удар нанесёт тот, кого она даже не разглядит - грибок. Доест, что не доели другие.
       Через пять месяцев непосильного труда, наворотив целую тачку остатков-ошмётков урожая, еле сдвинув её с места, Светлана Сергеевна поволокла на компостную кучу всё выращенное непосильным трудом. 
       - Да чтоб я ещё когда нибудь?! Да никогда! Ни одной луковицы, ни картофелины, ни одного зёрнышка! Клянусь! - Светлана Сергеевна с усилием толкала тачку и приговаривала: -  Да разрази меня гром, если я ещё хоть раз подумаю о своих помидорах-огурцах!
       И тут среди ясного неба, как бы предупреждая её - не клянись! - раздался громкий звук.
       - Батюшки, неужто гром? - от неожиданности Светлана Сергеевна аж присела.
Не клянись! - Из-за забора выглянула Надежда, и ещё раз ударила по тазику, который мыла у себя во дворе. - За зиму отдохнёшь, накопишь силёнок, а с мая начнёшь с новыми силами борьбу за урожай. Потом придёт время, чуток обучишься, и начнёшь борьбу с урожаем.
       - А в чём разница?
       - Первый вариант у тебя на тачке. Ты проиграла борьбу за урожай. А вот когда всё уродится, а ты этого не сможешь съесть, это будет второй вариант - борьба с урожаем. Сначала варишь, сушишь, банки закручиваешь, потом по соседям разносишь, а в финале всё сваливаешь в овраг в конце огорода, если уже в компостную кучу не умещается.
       Всё произошло, как и предсказала мудрая Надежда. За зиму Светлана Сергеевна отдохнула, накопила силёнок, и поняла, что борьбу за урожай она готова начать не с мая, а уже с апреля. А если бы погода позволяла, то ещё раньше. Так сильно захотелось своих помидорчиков-огурчиков…

      



               


Рецензии
Знамо дело. А ещё будяки. Тайга и джунгли будяков.

Закочевряжилась, не пошла ты за меня тогда, теперь придется одному жить в Германии. Не по своей воле переехал, но мне Германия нравится. Удачи.

Владимир Олишевский Виллич   18.09.2025 13:16     Заявить о нарушении
Так ты ж не настойчиво звал...а то б пошла...

Наталия Баранова 3   18.09.2025 17:00   Заявить о нарушении
Женщинам не угодишь...

Роман Огнев   18.09.2025 17:05   Заявить о нарушении
точно) представляете, как нам трудно!

Наталия Баранова 3   18.09.2025 18:47   Заявить о нарушении
Слабо. Никогда не был женщиной...

Роман Огнев   18.09.2025 19:36   Заявить о нарушении