Усадьба - 16, 6 Полис и хора. Полис
http://proza.ru/2025/09/17/58
Полис и Хора. Город и деревня.
"Полис и хора" - была такая книжка по археологии в моем детстве. Там автор, Александр Щеглов, описывал жизнь древнего города-государства Херсонес. Полис - это город, а хора - это территория сельскохозяйственных усадеб, которые обеспечивали город продуктами.
Можно сказать, что до тех пор, пока рода-племена жили на Земле без какого-то дополнительного объединяющего фактора в виде общего царя, города, столицы, этот строй был первобытно-общинным. Появление города все изменило. Начался процесс постепенного превалирования города над деревней: город стал местом где принимаются решения, где жизнь легче, ярче, моднее. Только в городе теперь можно выучиться, что-то продать или купить. Город стал всем, а семья-кланового типа почти полностью исчезла. Во многих странах наступало время, когда крестьян сгоняли с земли либо силой, либо налогами. Их превращали в безземельных батраков. Оставались только крупные землевладельцы, которые предпочитали жить в городе, а их делами занимались управляющие. Мы все читали книгу Гончарова "Обломов" и знаем, к чему такое управление привело. В России ситуация была не типичной. Вместо крупных землевладельцев (латифундистов) Обломовых, на землю пришел новый тип большого хозяина: колхоз и совхоз. Кстати, не стоит поддаваться общей и ангажированной идее, что коллективизация была всеобщим злом. Стоит только почитать книгу А. Энгельгардта "Письма из деревни", написанную настоящим помещиком задолго до революции, чтобы стало ясно: коллективизация - это совсем не то, что нам про нее говорят ее противники.
Правда, и этот большой коллективный хозяин земли в виде колхоза и совхоза не выдержал политических перемен и, в конце концов, само понятие "деревенская жизнь" теперь почти полностью уничтожено. За пределами города сейчас во многом просто земля, правами на которую владеет какой-нибудь международный концерн.
Кстати, в истории уже были фазы такого развития городов. Дальше следовал полнейший распад цивилизаций. Археологи до сих пор находят опустевшие города. Иногда даже без следов разрушения. Люди уходили и возвращались к первобытно-общинному семейному укладу. Что было тому причиной? Эпидемии? Неурожай? Технологический коллапс? А, может быть человек просто забыл, что поит и кормит его земля и труд на ней. Он оторвался от земли и унесся в "виртуальный" мир городской жизни. В какой-то момент ситуация могла дойти до того, что целую цивилизацию можно было уничтожить просто выключив электричество. Сейчас ситуация такова, что включив телевизор, сразу попадаешь в какую-то страну дураков и хочешь проснуться. Нормальный человек, должен как минимум, задать себе вопрос: а этот вечный карнавал, вакханалия и праздник городской жизни - это вообще надежная конструкция? Кто ее обеспечивает и зачем? Если что-то пойдет не так, я смогу сам себе добыть еду, тепло, огонь и одежду?
Разрыв этой связи человека и земли во всем мире - явление не новое. Но известное. Как только связь с деревней, связь с усадьбой, с землей прерывалась, наступал конец.
Город - это не самостоятельный способ жизни.
Город - это место встреч. Место коллективных решений тех, кто живет на земле. Место отдельных технологических решений. Если город теряет связь с землей, будет повторение Рима и Древней Греции.
Но и усадьба - это не изоляция.
Да и какая может быть изоляция в наш век с современным уровнем коммуникаций: связи, дорог, воздушный путей и интернета? Город становится все больше, а необходимая доля его в нашей жизни может становиться все меньше!
Я предлагаю границу между городом и усадьбой проводить по линии высшего и среднего образования или возрастного ценза по которому до 14ти или до 16ти лет человек живет и обучается в усадьбе, потом может получить дополнительное образование в городе или остаться жить в усадьбе, если квалификации достаточно (английские частные школы, существуют сотни лет, как неизменная часть системы образования и воспитания, сохраняющая традиции, такой должна быть и усадьба).
Современные средства связи и опыт жизни в изоляции нам сейчас позволяют огромное количество вопросов решать удаленно. Чем-то наша ситуация и открывающиеся возможности напоминают реальность фантастических романов советских писателей, когда ученые и дети жили на природе, среди красот, а все уроки и встречи проводили по видеосвязи через телеконференции.
Подобные конструкции не отменяют встреч, слетов, лагерей и походов.
А город оставляет себе роль хаба, завода, аэропорта и... космолета, если до этого дойдет.
А что же усадьба?
Что выпадает на ее долю?
Об этом в следующей главе.
Продолжение следует.
http://proza.ru/2025/09/19/1311
Свидетельство о публикации №225091900095
По поводу телевидения давно никаких вопросов не задаю. Не смотрю неделями, пока не увижу, что идёт что-то приличное в моем понимании.
Внуки от него отдыхают у нас.
А вопрос с электричеством и в деревне имеет место быть: электрическая плита, котел, стиральная машина, холодильник, морозильная камера, пылесос и обогреватели.
Мы на газ изначально не рассчитывали.
При современном уровне связи усадьба, конечно, не будет в изоляции. И, правда, при этом города все больше, а нужда в них меньше. Но при этом и поселками обрастают.
Станут ли они усадьбами? В конце концов не от гектаров это зависит, а от того какие поставлены цели.
А вот какую границу проводить не знаю. Главное, чтобы Усадьба не была неким заповедником или теплицей для детей, а давала высокий уровень социализации, образования и культуры
Лана Вальтер 08.11.2025 13:45 Заявить о нарушении
Ваша рецензия требует развернутого ответа.
Во-первых, хочу дополнить мысль о несамостоятельности города, как такового: стоит только понять, что современный город - это "конструкция", в которую нужно ежедневно привозить сотни тонн продовольствия, а вывозить те же сотни тонн отходов и, если хоть на пару недель эта деятельность прекратится, то наступит коллапс, как сразу же будет ясно, что любой город - это самый настоящий Титаник:-) или теплица на северном полюсе, полностью зависимая от проводов и питательных трубочек. Поэтому, общий вывод такой: как можно больше самостоятельности. У меня есть электричество, но все равно есть генератор, баллон с газом и дровяные печи. Есть бензопила, но есть и ручная.
Во-вторых, про границу. Этот вопрос, как мне кажется, тоже надо решать через выводы первого. Социальная самостоятельность: дети летом в деревне играют вместе - это вполне себе социум. Кстати, школьный класс - это искусственный социум. А детская компания во дворе или в деревне - естественный. Первый навязан - нельзя не ходить в школу. Второй добровольный. Часто видел, как детские отношения портились от вмешательства взрослых. Не по злому умыслу.
Нужно, чтобы и в усадьбе было достаточно детей и молодежи для образования естественного социума.
Как еще оду альтернативу очень рекомендую прочитать книгу: Александр Нил "Саммерхилл" - Не Макаренко, которого Вы, естественно, читали, но тоже запредельно полезная воспитателям книга.
Арчибальд Скайлс 09.11.2025 00:52 Заявить о нарушении
Это основной вывод. Я изначально пришел к мысли, что усадьба - это место для общения не только моей семьи, но и для моих друзей, их детей и детей их детей. Из истории видно, что отдельные семьи вне общины легко становятся изолированными и уязвимыми.
Арчибальд Скайлс 09.11.2025 00:57 Заявить о нарушении
Лето- это отдых, но нужна и совместная познавательная деятельность, работа в команде, проективная и исследовательская работа, ну и культурный аспект, само собой
Лана Вальтер 09.11.2025 05:57 Заявить о нарушении
