О природе новизны
Автор термина “информационный метаболизм”, польский психиатр Антон Кемпчинский писал: “Роль нервной системы сводится к барьеру, в котором разнородная информация, поступающая из окружающего мира, а также изнутри организма, трансформируется в разнообразные функциональные пространственно-временные структуры нервных сигналов. Образ окружающего мира зависит, следовательно, от уровня как филогенетического, так и антогенетического развития нервной системы; человек видит мир иначе, нежели животное, а взрослый - не так, как ребенок”. Австралийский нейрофизиолог Джон Экклз, лауреат Нобелевской премии, пошел ещё дальше: “Я хочу, чтобы вы знали – в реальном мире нет цвета. В реальном мире нет запаха. Там нет ни красоты, ни уродства. Там, за пределами нашего аппарата восприятия, существует непостоянный и неопределенный непрестанно струящийся квантовый суп. И мы практически становимся фокусниками в этом самом акте восприятия – мы берем этот квантовый суп и преобразуем его в переживание материальной реальности в своем обычном повседневном бодрствующем состоянии сознания”.
Попробуем приложить это знание к жизни. Вот конкретный пример: журналист приходит на место ДТП. Он видит разрушенные автомобили, слушает комментарий инспектора ГИБДД, в котором показана причина и обстоятельства столкновения. Вот она, "объективная реальность"! Мозг журналиста нарисовал ее, и теперь остаётся только перенести эти переживания на знаковую систему. Так родится сообщение о столкновении автомобилей. Мозг другого журналиста тоже воспроизводит изуродованные автомобили, но открывшаяся картина ему не интересна (фактом ДТП не удивишь), и он ищет для себя источник вдохновения. Что он делает? Он пытается поставить это ДТП в один ряд с другими, чтобы выявить отличия. Он опрашивает экспертов, и они ему рассказывают, что в этом месте автомобили сталкиваются чаще, чем в других местах. Почему? Ответ уводит его в совсем другую тему, порождая сюжет, в котором авария лишь иллюстрация к чему то по настоящему важному. Федеральная тема, которая касается всех дорог! Люди читают по всей стране, по всему миру, потому что новостью стал не "квантовый суп" Экклза, а результат силлогистического усилия, которое открыло реальность, до этого момента просто не существовавшую! В 2017 году ученые из Национального университета Австралии провели квантовый эксперимент, который подтвердил слова Экклза. Вывод, к которому пришли физики, в устах руководителя этого исследования Эндрю Траскотта, прозвучал так: “На квантовом уровне реальность не существует, если вы ее не видите”. Выходит, окружающий нас мир формирует совсем не то, что видят глаза, слышат уши, чувствует нос, ощущает кожа.
Когда Питера Медавара спросили, за что он получил Нобелевскую премию он ответил, за два слова, которыми он назвал всем известное явление: “толерантность” и “резистенция”. Значит ли это, что мир формирует интеллект, существующий для того, чтобы создавать "штрих-коды" - текстовые целостности? Ведь это они включают в каждом из нас познавательный рефлекс - непосредственное наблюдение этого эффекта не дает.
Очевидно, мы имеем дело с новой наукой - наукой о текстовых триггерах, которую стоило бы назвать семантической психологией. Ведь что такое рефлекс новизны? Это впечатление, которое в психологии называется отреагированием (абреацией) - вымещением патогенной эмоции. Значит ли это, что проработка психотравм, которой занимаются все психотерапевты мира, на самом деле является освобождением "почтового ящика"? Ответ на этот вопрос дает семантическая психология. С этой точки зрения терапевт, занимаясь травматичными воспоминаниями пациента, по сути, инспирирует отложенный акт познания, который всегда находит выражение в эмоциональном импульсе (состояние впечатления). Таким образом, ключевым понятием семантической психологии становится новость - ключик в “замочек”, открывающий дверь в головной мозг, где совершается акт познания. Это значит, что новость не только социальный феномен, но и психический.
Свидетельство о публикации №225092600283