Воспоминания о лете 1957 года
(Сергей Есенин, поэт)
Введение
Вот и закончен 4-ый класс. Нельзя сказать, что все оценки отличные, но троек нет. На груди уже пионерский галстук, который в конце учебного года мне вручили в музеи имени Калинина. Это было незабываемое событие. Стоя один перед своими одноклассниками я торжественно обещал, отдавая пионерский салют: «Вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Всегда соблюдать законы пионеров Советского Союза».
Впереди почти взрослая жизнь в средней школе, где меня ждет так много интересного, в том числе изучение различных предметов, включая английский язык. Жаль только, что в начальной школе его мы не изучали. Ведь в конце июля в Москве будет очень необычное событие – VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Как тут обойтись без знаний английского, международного языка общения.
Глава 1. Отдых в летнем детском саду
Детский сад, где мама работала воспитателем, выезжал на лето в ближнее Подмосковье. Это был небольшой лагерь, состоящий из несколько домов, в каждом из которых размещалась одна группа детей, дом со столовой и кухней, дом с администрацией и дом для сотрудников с отдельными комнатами для каждой семьи. Ведь каждый сотрудник детского сада взял с собой детей или внуков школьного возраста. У нас с мамой была небольшая комната с двумя кроватями.
Лагерь располагался довольно далеко от ближайших населенных пунктов и для доставки продуктов лагерю был выделен грузовой автомобиль ГАЗ-АА с водителем. Это был мужчина средних лет, который сразу стал лучшим другом всех детей и внуков сотрудников. По-моему, его звали дядя Коля. Он брал нас с собой во время поездок за продуктами в ближайшую деревню. Дорога была проложена между полями, на которых уже колосилась пшеница. Во время поездок по этой дороге дядя Коля. доверял некоторым из нас немного порулить самостоятельно. Я помню необыкновенное чувство гордости, когда в большое рулевое колесо автомобиля я вцепился двумя руками, нажал на педаль сцепления, включил первую передачу и нажал на педаль газа. Естественно, делал это я под руководством дяди Коли, но у меня сразу получилось плавно двинуться с места. Проехав немного по пыльной дороге я по команде дяди Коля остановился и передал свое место другому мальчику. Девочек к управлению автомобилем дядя Коля не допускал, да они и не очень этого хотели. Помню, как приехав на молочную ферму, мы помогали загружать бидоны с молоком и были вознаграждены кружкой с парным молоком. Вкуснее молока я в жизни не пил, хотя в раннем детстве свежее молоко нам домой приносила «молочница». Таких поездок было много и в итоге за два месяца я мог запросто управлять этим автомобилем. А еще у кого-то из детей был подростковый велосипед. Я тогда еще не умел кататься на таком велосипеде и быстро научился самостоятельно кататься. Вечера мы проводили вместе, пересказывая друг другу содержание прочитанных книг. В этом я был особенно силен, ведь ничего я не любил так сильно, как читать художественную литературу про приключения.
Недалеко от нашего лагеря был большой лес, через который протекала небольшая речка. На эту речку мы ходили каждый день купаться, как правило сопровождаемые кем-то из взрослых. Утонуть в этой речке было довольно проблематично, так как глубина не достигала 1 метра. Но я уже хорошо плавал и подолгу не вылезал из воды. А еще можно было залезть на дерево и спрыгнуть с него с воду. Прыгали мы «солдатиком», чтобы не стукнуться о дно головой и не сломать себе шею. В месте купания мы сталкивались с деревенскими детьми, которые отличались от нас умением говорить с употреблением нецензурных выражений и явной агрессией по отношению к городским детям. Приходилось несколько раз отстаивать свою честь кулаками, что очень сдружило наш небольшой коллектив. Нашим мамам мы не говорили, откуда у нас ссадины и синяки, но они догадывались и запрещали нам выяснять отношения с деревенскими.
В один из июльских дней мы решили пойти в дальний поход через лес. Нас было не более 6-8 человек, в основном мальчики. С нами решил пойти дядя Коля, который был в этот день свободен. Отправились мы в поход рано утром сразу после завтрака. Запланировали вернуться к обеду, но на всякий случай взяли с собой немного еды. Погода была отличная и мы быстро двигались по лесной дороге вдоль речки. Через два часа лес закончился. Перед нами было большое поле, на котором паслось стадо коров. Сопровождали коров два пастуха, которым помогали собаки. Мы прошли немного дальше по дороге и решили сделать привал, чтобы подкрепиться нашей едой. К нашему удивлению, погода стала резко меняться. Появился сильный ветер и небо стало затягиваться облаками. Дядя Коля поговорил с пастухами, и они посоветовали ему срочно возвращаться, что мы и сделали. Сначала мы просто быстро шли по лесной дороге, но потом начался дождь, сопровождаемый сильным ветром. Все предвещало грозу, а мы знали, что в грозу быть в лесу очень опасно. Тогда мы быстро побежали по дороге, стараясь до начала грозы успеть вернуться в лагерь. Мы успели выбежать из леса, когда загремел гром и засверкали молнии. Оглянувшись назад, я увидел, что под действием сильного ветра на лесную дорогу, по которой мы только что бежали, стали падать деревья. Но мы уже были недалеко от лагеря и все мокрые, но невредимые вернулись к своим родственникам. Они за нас очень волновались и место себе не находили, пока мы не вернулись.
На следующий день мы узнали, что один из пастухов, которых мы встретили в походе, погиб от удара молнии. И я понял, что шутить с грозой никогда не надо особенно в лесу. После этого происшествия наши походы из лагеря прекратились, что и понятно. Очень скоро наше пребывание в лагере завершилось, так как мама отработала в лагере две смены, а на третью смену взяла отпуск, который мы планировали провести в Крыму в городе Евпатория вместе с родственниками.
Глава 2. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов
В Москву мы вернулись в конце июля, к самому началу фестиваля, а уехали в Крым в первой декаде августа, то есть почти к завершению фестиваля 11 августа.
Как я позднее понял, фестиваль произвел настоящий фурор в закрытом от внешнего мира советском обществе: такого наплыва иностранцев столица СССР еще не видела. В Москву приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Мне было слишком мало лет, чтобы досконально запомнить эти яркие и насыщенные событиями дни. Так как мы жили в самом центре, Кривоколенном переулке, откуда до Красной площади было идти 15 минут, то для того, чтобы посмотреть участников и гостей фестиваля, мне надо было просто выйти на улицу и дойти до Красной площади или до улицы Горького. А они в эти дни была полны людьми всех цветов кожи, в основном молодыми. Приехавшие иностранцы свободно общались с москвичами. Для свободного посещения были открыты Московский Кремль Я впервые побывал в Кремле и с восхищением осматривал то, что раньше видел только на экране телевизора или кинотеатра. В парке Горького проводилась художественная выставка, на которой мы с родителями провели целый день. Я не запомнил деталей, но впечатления от работ авангардного искусства. Ведь до этого я видел только картины, выставленные в Третьяковской галерее и Пушкинском музее.
Москвичи, в основном студенты, пытались общаться с участниками и гостями фестиваля на иностранных языках. Удержать меня дома в эти дни было просто невозможно. Родители были заняты своими делами, а я бродил среди большой толпы людей с различных континентов и был в восторге от такой возможности. К сожалению, мои школьные товарищи уехали из Москвы на каникулы и компанию мне составить не могли. А события, связанные непосредственно с фестивалем, наша семья наблюдала, сидя у телевизора. Это была очень разнообразная программа. Например, в ходе фестиваля проходили товарищеские соревнования по многим видам спорта (в том числе легкой атлетике, плаванию, борьбе, гимнастике, боксу, водному поло и академической гребле). Проводился профессиональный музыкальный конкурс на духовых инструментах.
Уже потом, смотря документальный фильм про фестиваль, я услышал, как на церемонии закрытия прозвучала песня «Подмосковные вечера. На фестивале также впервые прозвучала песня «Если бы парни всей Земли…» в исполнении Марка Бернеса. А значки с эмблемой фестиваля хранятся у меня дома до сих пор.
Фестиваль был началом «оттепели», которая благодаря тогдашнему генеральному секретарю КПСС Никите Хрущеву за несколько лет буквально перевернула страну. После окончания фестиваля в стране стала распространяться мода на джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру бадминтон. Советские люди после долгих лет тоталитарного контроля, начинали учиться открыто говорить и общаться с иностранцами. А еще у многих девушек через девять месяцев родились дети всех цветов кожи, отцы которых уехали в свои страны, такт и не узнав о своих наследниках.
Я осознал случившиеся уже учась в старших классах, и навсегда стал сторонником демократического образа жизни.
К началу фестиваля город преобразился. Я помню, как открылось крупнейшее спортивное сооружение – стадион Лужники и станция метро «Ленинские горы», от которой можно было быстро оказаться на большой спортивной арены стадиона Лужники.
Глава 3. Поездка в Крым
В августе незадолго перед окончания фестиваля я с родителями и семьей двоюродной сестры мамы поехали в г. Евпаторию. Наши постоянные спутники, мамина сестра с семьей в этот раз поехать не смогли, так двоюродный брат болел воспалением легких в очень тяжелой форме. Добирались мы до места в купейном вагоне, в котором я ехал впервые. Занимали мы с родственниками одно купе. Был я в Крыму впервые. Евпатория в то время была небольшим и тихим городом с песчаным пляжем, что сильно отличалось от пляжей с галькой, уже знакомых мне по Кавказу. Как всегда, отдыхая с родственниками, мы все время проводили в совместных посещениях пляжей, вечерних прогулках и прочих мероприятиях. Моя троюродная сестра была на два года младше меня, что в таком возрасте весьма существенно. Я уже неплохо плавал и демонстрировал сестре свое мастерство. А еще запомнился один эпизод, муж маминой двоюродной сестры, известный писатель Михаил Лев, сидя на скамейке в парке показывал мне свою книгу. К скамейке подошла какая-то дама и заинтересовалась этой книгой. Рассматривая обложку, она спросила у автора, какая у него фамилия, решив, что Лев, это псевдоним, а не фамилия. Я не уверен, что объяснение автора ее удовлетворили.
В это время в Ялте у друзей сестры папы отдыхали ее дочь и сын. Друзья тети учились вместе с ней в институте и после окончания войны решили перебраться в Ялту, где им предложили хорошую работу и квартиру.
Родители решили съездить туда на несколько дней. Добирались мы на автобусе по горной дороге. Периодически водитель останавливал автобус по просьбе пассажиров, которых сильно укачивало. Я же прекрасно себя чувствовал и только любовался видами на море и горы. Ялта поразила меня своей красотой и плохой погодой. Ведь выехали мы из Евпатории в прекрасный солнечный день, а приехали в Ялту через несколько часов в разгар непогоды. Дул очень сильный ветер и море сильно штормило. Волны полностью перекрывали набережную и доходили до первой линии домов.
Найдя друзей тети, очень большая квартира которых была совсем рядом с набережной на второй линии домов, мы увидели детей тети, сестру и брата, которые сидели и смотрели в экран телевизора. Брат уже закончил шесть классов, а сестра – среднюю школу. Она была отличницей и без экзаменов была принята на первый курс института. Наше прибытие их сильно обрадовало, ведь мы приехали без предупреждения. Нас разместили на ночлег и первый день в Ялте закончился.
А уже на следующее утро все сильно переменилось к лучшему. Ветер стих, море успокоилось, и мы отправились на пляж, который поразил меня остатками всего того, что море принесло на берег во время шторма. Чего там только не было, вплоть до каких-то досок, элементов одежды, обломков мебели и тому подобное. Все-таки искупавшись в море, мы отправились осматривать город и его достопримечательности. Занимались мы этим несколько дней. Очень яркое воспоминание оставил дворец Воронцова в Ялте и замок «Ласточкино гнездо» и дом-музей Антона Чехова. Через несколько дней мы простились с родственниками и гостеприимными хозяевами и вернулись обратно в Евпатории, а вскоре отправились в Москву тоже в купейном вагоне.
Эпилог
Более насыщенного событиями лета я в своей жизни не помню. За эти три месяца я повзрослел на несколько лет. Пережитый страх в лесу научил меня осторожности во время грозы. События фестиваля открыли целый незнакомый мир, для понимания которого я потом перечитал много литературы. Жаль, что моих школьных товарищей в то лето в Москве не было. Вот с ними я бы значительно больше увидел интересного на фестивале. Ну а поездка в Крым связана с незабываемыми воспоминаниями о красавице Ялте.
Свидетельство о публикации №225092801046
Анатолий Ефремов 04.10.2025 19:13 Заявить о нарушении
Михаил Певзнер 04.10.2025 20:15 Заявить о нарушении