Благодарности царице Хатшепсут и М. Боммасу
Еще пару дней назад мне казалось, что я почти безнадежно увяз в «путешествии» по множеству мифов Древнего Египта, следуя моему третьему ориентиру, обожествляемых фараонов, к которому привели два первых моих ориентира: небо и океан. На эти мифы, начиная с гелиопольского теокосмогонического, как и на Шестоднев до этого я, конечно, смотрю через призму установления, продолжения и окончания палеоконтактов. Обожествление фараонов – основной кандидат на поддержание древнеегипетского контакта.
Но вот наконец-то виден свет в конце очередного тоннеля, есть край у болота с твердой почвой соединения мозаики. Этот прорыв я считаю настолько важны, что специально отмечаю его здесь.
Осмысливая правление, обожествление великой царицы Хатшепсут, XVIII династия Нового Царства (около 1550-1070 гг. до н.э.), я узнал от египтологов, что многие из них, но не все считают обожествление фараонов элитами древних египтян пропагандой, с помощью которой элиты занимаются своим вечным делом – гнобят народные массы, т.е. управляют ими, убеждая их, как всегда, что это в их же интересах. «Начальству виднее…» Это, конечно, мой пересказ своими словами науки египтологов. Исходя из анализа источников многие египтологи полагают, что египтяне обожествляли не фараонов, как людей, а саму царскую власть. Т.е. кресло красит человека, а не наоборот; без бумажки (короны, скипетра, трона и т.д.) ты букашка, а с бумажкой – человек (царь). (В сообществах самих египтологов/учёных практически то же самое…)
Отсюда немедленно следует, особенно с учетом того, что царями становились не обязательно по царскому происхождению, что ритуал коронации играет существеннейшую роль. Именно во время коронации на претендента нисходит божья благодать царской власти, альтернативно – восстанавливается контакт. Когда я впервые прочитал у известного российского историка, общественно-политического деятеля и деятеля РПЦ, а теперь иноагента, профессора, д.и.н А.Б. Зубова, что он египетских фараонов понимает в терминах христианского богословия и поэтому для него они, как Иисус Христос, имеют двойную природу: человеческую и божественную – то чуть со стула не упал. Но удержался, ну вот такой, значит, спектр мнений специалистов об обожествлении фараонов, такой материал древнеегипетского палеоконтакта – ничего не поделать.
Все прекрасно, докторские египтологов совершенно замечательные, но надоело, увяз в какой-то трясине очередного безбрежного болота. И тут появился немецкий египтолог Мартин Боммас [1] с ежедневным ритуалом царской инвеституры. Он много чего еще понаделал в египтологии, а эта книжка 2013 г., на немецком языке, в сети не доступна и рецензии на нее не так просто почитать. Тем не менее, поскольку на нее ссылаются в более поздних докторских его коллеги, то суть его открытия можно понять. Оно состоит в том, что царь восстанавливал свою царскую роль каждое утро, распевая и не один некий гимн, надевая корону и т.д. Сейчас уже не помню, кто из его коллег пояснил это тем, что каждую ночь силы зла подступают и поэтому каждое утро надо восстановить порядок, совершив соответствующий ритуал восстановления божественности царя.
Это еже-утреннее восстановление божественности/контакта царя у меня моментально ассоциировалось с моим главным вопросом буддизму [1]: как просветленный Будда Шакьямуни, у которого уже ничего не осталось от его человеческого «я», одно сплошное просветление и освобождение от всех на свете страданий, каждое утро вспоминал, кто он такой? Как понимал, что толпа голодранцев вокруг его палатки – это не пришедшие его убить бандиты, а его ученики. Не надо обращать внимания на тысячелетние философические отмазки буддистов об относительном и абсолютном уровне (раз он мог связно говорить, то все с ним было в порядке). Надо копать ширше и глыбже, учитывая, что кроме общеизвестного просветления, о котором буддисты твердят уже около 2500 лет, есть еще и его злой близнец, о котором почти не говорят, это когда личности медитаторов могут надолго распадаться (этим занималась W. Britton, сотрудничавшая с институтом Его Святейшества Далай Ламы XIV Mind and Life) [1].
Все-таки велик сэр Роджер Пенроуз, потому что и здесь работает его идея о том, что сознание надо изучать там, где оно отключается [2]. По крайней мере эту идею я узнал от него: в основу своей квантовой теории человеческого сознания (совместно со С. Хамероффом) он положил отключение сознания под действием общих анестетиков [2]. С просветлением то же самое, но только надо интересоваться не общеизвестным его «отключением»/отсутствием из-за всяческих загрязнений нашего грешного ума, а малоизвестным злым близнецом просветления.
Возвращаемся к фараону, которому надо было прийти в себя, вспомнить, кто он такой, каждое утро после ночного сна, совершив ритуал инвеституры, который открыл М. Боммас в парирусе Среднего Царства [1]. Для адекватной оценки этого действа надо понимать древнеегипетский мифологический контекст: что такое ночь для древнего египтянина в космическом масштабе? Кто был в пустыне знает, насколько быстро наступает там ночь и как она черна. Поскольку древние египтяне не понимали, что происходит ночью, то сочинили по поводу ночной жизни Солнца целый миф о его еженощной смертельной битве со змеем Апопом за то, чтобы утром вновь появиться над горизонтом. Солнцу надо в этом помогать и жрецы для этого исполняли соответствующие ритуалы. (Дураки какие-то, не правда ли? По-моему, нет, это просто жизнь в другой парадигме.)
В проекции этого мифа на ночной сон надо также учитывать, что древние не отличали сон от яви, как мы, сны для них были чем-то вроде еще одной реальности. По ночам во сне они могли общаться с богами, не помню кто из фараонов прикорнул у лап Сфинкса и тот с ним пообщался, кажется, храм сказал построить, что тот и сделал. Отсюда не сложно сообразить, что элементарный акт просыпания для древних египтян был не таким же элементарным действием, как для нас. Здесь также уместно помянуть семь лет назад ушедшего знаменитого мастера дзогчен Чогьяла Намкая Норбу Ринпоче (1938-2018), что я уже делал [3], но не вспомнил тогда о нем такую историю.
Сам о себе он говорил и я это слышал своими ушами, что он был тертоном, т.е. сновидящим, который во сне получал новые учения, терма (сокровища) (опубликовано 10 томов с закрытым доступом). Тертон – это отличительная черта тибетского буддизма, если, конечно, не считать разновидностью терма все сутры Махаяны, которые не были получены непосредственно от исторического Будды Шакьямуни. В основном считается, что тертоны открывают те учения, которые Гуру Падмасамбхава (VII в.), почитаемый в Тибете, как второй Будда, заложил в умы своих учеников или спрятал где-то в пещерах, чтобы они были открыты, когда придет время и люди будут готовы их понять.
В своих сновидениях ЧННР, получавший учения от дакинь (женские божества-защитницы Дхармы, хранительницы знания), часто занимался тем же, чем и на яву, учил дзогчен. Соответственно, как я читал в сети, хорошо знавшие его люди говаривали, что по его поведению во время лекций было иногда видно, что он не очень здорово понимает во сне он или на яву. Но кто же из лам-сновидцев в этом признается? Тем более что у буддистов все это и так подобно сну. Имея в виду такое поведение на яву великого сновидевшего ЧННР, еще легче понять ритуал инвеституры Боммаса для фараонов. Начальству никак нельзя путать сон с явью. )))
Здесь стоит вспомнить еще одну буддийскую байку, которую я впервые прочитал на форуме одного тхеравадина, широко известного в узких кругах буддийского рунета, одного из столпов одного из международных буддийских форумов. Он полагал, что если все люди перестанут верить в реальность этого мира, собственно, к чему и призывает Будда Шакьямуни, то этот мир рухнет. Я ему не поверил тогда и не верю сейчас по той простой причине, что реальность этого мира нужна не только человекам, но и многочисленной земной живности. Как иначе найти что поесть, с кем спариться, в какой стае начальником стать или прибиться к ней? Мой аргумент того же типа, что и аргумент ныне покойного академика РАН В. Рубакова и Б. Штерна (главред «Троицкого варианта»), которые смеялись над крупным космологом Дж. Уиллером, придававшим наблюдению/восприятию людьми Вселенной чуть ли не космогоническое значение: без наблюдателя во Вселенной нет времени. Рубаков со Штерном напомнили о волках, воющих на Луну, которые это делали до появления людей на Земле.
Кстати, лауреат Нобелевской премии А. Цейлингер во время встречи с Его Святейшеством Далай Ламой XIV выдвинул свое фундаментальное возражение физика против буддизма, сказав, что он не верит в то, что если он повернется спиной к своим родным Альпам (он из Австрии), то они исчезнут. То, что среди физиков не было и нет таких людей, это очевидно, иначе бы они так не ценили свои сообщества и, соответственно, кандидатские, докторские, Нобелевские и т.д. Начиная с многомировой интерпретации квантовой механики Х. Эверетта, они, конечно, замахиваются на выбор вселенной в каждом своем квантовом измерении, но это на уровне ля-ля, «начерти мне пару формул», а не личного опыта.
Тем не менее, в этой буддийской байке, которую озвучил тот известный в узких кругах буддийского рунета тхервадин, по-моему, есть рациональное зерно. Согласно моей альтернативной интерпретации Шестоднева, всем людям надо только «плодиться и размножаться», от всех людей этот мир не зависит по причине воющих на Луну волков и другой живности, которой он нужен для удовлетворения своих жизненно важных потребностей. Но! В основу альтернативной интерпретации Шестоднева положен единичный спонтанный опыт стадиального восстановления зрительного восприятия никому не известного, канувшего в Лету человека, завершающая стадия его трехстадийного варианта обозначает важнейший момент: осознание себя, как «я», для него было тем же самым, что восстановление полного поля зрительного восприятия [4].
Я это не к тому, конечно, что этот мир зависит не от внимания к нему всех людей, а только от некоторых, вот таких, а к тому, что именно такими могли быть фараоны, с которыми контачили мои древние «инопланетяне». Ведь древние египтяне, по мнению египтологов, обожествляли их потому, что считали, что от них зависит не только социальный, но и космический порядок (Маат), главным в нем для древних египтян, конечно, были регулярные разливы Нила.
Вот это и есть тот твердый берег в почти необозримом болоте материала, замыкание разных проектов благодаря великой царице Хатшепсут и немецкому египтологу М. Боммасу, которым я и благодарен. Но статью о ней все-таки надо закончить, в первый раз я от нее отвлекся и написал техническую статью о реальностях контакта [5], теперь эта заметка, в третий раз надо заканчивать с царицей.
Источники
[1] Кукаров А.Ю. Наконец-то есть ответ на мой главный вопрос. Литературный дневник, запись от 28.09.25, proza.ru.
[2] Кукаров А.Ю. Там, где исчезает… Моя страница портала proza.ru.
[3] Кукаров А.Ю. Это учение полезно даже кошкам и собакам. Проект 4, proza.ru.
[4] Кукаров А. Ю. Понимание воспринимаемого от первого лица. Две статьи. Проект «Чудеса маслоосаждения и реальность контакта», proza.ru.
[5] Кукаров А.Ю. О реальностях палеоконтактов. Проект «Чудеса маслоосаждения и реальность контакта», proza.ru.
Свидетельство о публикации №225092900781