Воспоминания о походах на байдарках
(Билл Бэйли – британский музыкант и актер)
В середине 60-ых годов любимым видом летнего туризма стали байдарочные походы.
Мы с друзьями приобщились к этим занятиям по окончании 3-го курса, поехав на озеро Селигер. Это было увлекательное путешествие. У нас были три байдарки двухместные с деревянным набором и одна байдарка с надувными бортами. Большинство из нас раньше на байдарках не плавали.
Сначала мы научились их собирать, а затем осваивали управление байдаркой у берега. И только потом отправились в путешествие. На нашу удачу волн на озере не было. Мы совершили первый переход до заранее намеченной стоянки без приключений. На берегу установили палатки, разожгли костер и сварили еду из концентратов. Все это делать мы давно умели, т.к. неоднократно ходили в пешие походы на несколько дней. Потом легли в свои спальники и мгновенно заснули. А на следующий день все снова погрузили на байдарки и поплыли к месту следующей ночевки.
Иногда на месте стоянки мы встречались с группами туристов, в основном из Москвы и Ленинграда. Обменивались информацией о маршруте и обязательно выясняли, можно ли где-нибудь купить продукты в сельских магазинах. Мы конечно постарались максимально взять продукты из Москвы, в основном мясные консервы и концентраты, но физическая нагрузка требовала большого количества разнообразной пищи. Пытались мы ловить рыбу, но рыбаков среди нас не было. Сельское снабжение в то время было неважное и не было рассчитано на посторонних. Особенно в дефиците были хлеб и масло, а овощей вообще в продаже не было. Прошлогоднюю картошку удалось несколько раз купить у крестьян. До нового урожая впереди было еще пару месяцев, т.к. наше путешествие проходило в июле. Несколько раз мы отплывали в хорошую погоду, но в течение перехода погода портилась.
Один из переходов проходил в непрерывный дождь, и ближе к вечеру мы уныло сидели в байдарках недалеко от берега и с грустью думали, как в дождь не хочется покидать байдарку и вылезать на берег. Незаметно один из нас вышел на берег и стал плясать под дождем незамысловатый танец. Это вызвало у зрителей такой хохот, что мы дружно решили плыть дальше, пока дождь не прекратиться. Это кажется чудом, н1о буквально через час дождь закончился, после чего мы нашли отличное место для ночлега.
Во время этого похода мы часто купались в озере, как правило по утрам. Вода была очень теплая и можно было спокойно плавать, как на тренировке в бассейне.
В этом походе мне исполнилось 20 лет. Отмечали это событие на небольшом острове, рядом с которым на берегу находилась туристическая база и какой-то поселок. В этом поселке был неплохой магазин, в которым мы купили вино, белый хлеб, какие-то консервы и большой кусок шоколадного масла. Когда все наелись и выпили вино, приступили к десерту – белому хлебу и шоколадному маслу. Это был самый лучший десерт, о котором можно было только мечтать. И только один из нас доел весь хлеб и шоколадное масло до конца, остальные так наелись, что о еде даже думать было противно.
В дальнейшем мы еще несколько раз ходили в байдарочные походы, но путешествие на Селигер было самым интересным и веселым.
Так на следующий год во время каникул мы снова отправились в байдарочный поход, но уже в другом составе. В поход пошли только институтские друзья. Поплыли мы в край болот и озер Мещеру в Рязанской области. Мещера – обширная равнина, которая расположена междуречье Оки и Клязьмы. Этот поход запомнился речным пожаром, который буквально на наших глазах быстро распространился по лесу на одном берегу узкой протоки между озерами, по которой мы плыли. Мы буквально промчались мимо берега с полыхающими деревьями, а когда оглянулись, то увидели, что пожар уже перекинулся и на другой берег протоки.
А еще в этом походе нас поразили местные подростки, любимым развлечением которых была «атака» на байдарочников. Они кидали в нас довольно увесистые камни и так ругались нецензурными словами, что я значительно расширил свои знания нецензурной лексики.
А самым «трагическим» было двухдневный поход на байдарках 13-14 апреля 1968 г. Мы решили поплыть на выходные по реке Воря двумя байдарками. Погода была солнечная и для апреля довольно теплая. После того, как мы собрали байдарки и поплыли, одна байдарка уплыла вперед, а мы немного задержались. Потом мы двинулись следом и очень торопились, стараясь догнать первую байдарку. Гонка продолжалась недолго. В какой-то момент байдарка под действием быстрого течения перевернулась. Мы оказались в воде недалеко от берега, поэтому сразу перевернули байдарку обратно и вытащили ее из воды. Вещи, лежащие в рюкзаках, почти не промокли. Переодевшись мы решили плыть дальше. Однако через некоторое время быстрый поток принес нас к острой ветке утонувшего дерева, которая пропорола днище нашей байдарки. Пришлось снова из нее выскакивать и выползать на берег совершенно мокрыми. Байдарка повисла на ветке дерева и достать ее не удалось. Тогда мы стали искать, где можно найти крышу над головой. Местный житель нам рекомендовал летний пионерский лагерь, который охраняла семейная пара. Мы кое-как добежали до их домика и испугали стариков своим неожиданным появлением. Но они быстро сообразили, что мы на бандитов не похожи, и повели нас на ночлег в холодный сарай. После перенесенных волнений мы спали «как убитые», зарывшись в матрасы. Погода за ночь радикально изменилась. Все вокруг было покрыто снегом. Старики нас накормили блинами и напоили чаем. Сытые и довольные мы отправились на место аварии и увидели, что река за ночь обмелела и байдарку можно попытаться извлечь из воды. Нам помог сделать это местный житель и снова лезть в воду нам не пришлось. Наконец, достав байдарку, мы вспомнили о наших друзьях, уплывших в первой байдарке. Как выяснилось позднее, они благополучно завершили поход и вернулись в Москву. Нашу байдарку мы кое-как просушили, вышли на шоссе и добрались до железнодорожной станции, где дождались электрички и вернулись домой. Самое удивительное, что после таких купаний у нас даже насморка не было. После этого день 13 апреля мы запомнили на всю жизнь.
Летом 1986 г., уже закончив институт, мы с двумя институтскими друзьями отправились на север Вологодской области, для того, чтобы по реке Вожега доплыть до озера Воже, живописный уголок северной природы. У нас было две двухместные байдарки на троих. До озера мы добрались удачно, и решили доплыть до острова Спас и на нем заночевать. Погода была отличная, а остров оказался необитаемым. Но следы пребывания человека на нем были в избытке. Мы даже нашли банку рыбных консервов, которые не побоялись съесть. На следующее утро один из нас решил переправиться с остова на берег озера в большую деревню, в которой было почтовое отделение. Ему надо было послать своей невесте телеграмму, чтобы поздравить ее с днем рождения. Мы пытались его отговорить, но безуспешно. И буквально через несколько часов погода резко изменилась. Поднялся сильный ветер и на озере начался настоящий шторм. К вечеру стало ясно. Что наш друг обратно не вернется. Мы провели бессонную ночь, представляя самые неблагоприятные сценарии развития событий. А на следующий день погода не улучшилась до вечера, когда к берегу причалил рыбацкий баркас, который привез нашего друга и его байдарку. Мы так обрадовались его возвращению, что даже не стали его ругать за ничем не оправданный риск. После этого случая я понял, что с природой шутить нельзя и лишний риск может обернуться трагедией.
В майские праздники 1969 года мы с друзьями в последний раз почти всем коллективом поплыли на пару недель на байдарках. В этом походе наш коллектив школьных и институтских друзей плыл по одному маршруту с коллективом старшего брата одного из нас. Мы до этого никогда двумя группами не плавали и быстро убедились, что самое правильное договариваться о месте очередной стоянки и весь день плыть независимо друг от друга. Маршрут начинался в Твери и плыли мы по Волге. Наша команда никуда не спешила и останавливались пообедать в середине дня. Вторая команда днем не останавливалась и ждала нас на очередной стоянке. Погода была отличной, мы даже неплохо загорели. Когда я вернулся после отпуска на работу, коллеги не могли поверить, что загар у меня не с юга.
Этот поход завершил мои приключения на байдарках. Я только потом понял, что риск погибнуть в наших походах был очень велик. Ведь мы ни разу не регистрировались в качестве туристов и нас никто бы не искал в случае трагического развития событий.
Свидетельство о публикации №225100301246
Владимир Погожильский 04.10.2025 08:57 Заявить о нарушении
Михаил Певзнер 04.10.2025 09:30 Заявить о нарушении