Почему Мастер трижды романтический 7
Да, Маргарита – совсем не пушкинская Татьяна. И всё же…
Маргарита уважает мужа и изменой тяготится. Она намеревается расстаться с ним, рассказав ему правду, но так, чтобы причинить ему как можно меньше боли. Даже если судить её с точки зрения общепринятой морали (а её нынешние критики, ой, какие блюстители морали!) на распутницу Маргарита всё-таки никак не тянет. Ни на банальную, ни даже на инфернальную. При всех дионисийских «вольностях», имеющих место в романе Булгакова ( о чём я уже как-то писала). Кроме лёгкого кокетства в общении (уже в качестве ведьмы) с Воландом, предъвить ей особо нечего.
Но это полдела. И к тому же вовсе не главные полдела. В романе-то есть и другое измерение, духовно-сущностное, есть другой, сверхчувственный план реальности. Прислушаемся к самой Маргарите – как она сама объясняет своё «непристойное поведение».
«Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя», - рассказывает Мастер Ивану. И это очень важная фраза, которую необходимо учитывать при трактовке образа Маргариты. Она - ключ к его пониманию.
То, что выглядит изменой в естественной, обыденной реальности, в сущностной (духовной) романной реальности представляется уже чем-то совсем иным, а именно – обретением Маргариты себя подлинной, возвращением-обращением Маргариты к своей душе, какова она есть в своей сущности, с присущими ей желаниями и стремлениями.
Скорее, это замужество было изменой - изменой самой себе и Мастеру, образ которого всегда жил в её душе. И предположение, что Маргарита была вынуждена выйти замуж за советского специалиста, чтобы скрыть своё «классово чуждое» дворянское происхождение, представляется вполне уместным. Во всяком случае, оно не противоречит направленности силовых (смысловых) линий, которыми создаётся её образ в романе.
Если же вспомнить пушкинскую Татьяну, то суть дела можно сформулировать так: Маргарита была предназначена, «отдана» Мастеру. Но не людьми (родителями), а кое-кем повыше. И всё её поведение (поиск Мастера) свидетельствует, что в глубине души она всегда хранила ему (жившему в её душе образу) верность. Так что у адюльтера, который совершает Маргарита, самая что ни на есть возвышенная, романтическая подоплёка.
Не говоря уже о том, что её отношения с Мастером построены на душевно-духовной близости.
Любовь Мастера и Маргариты - это пушкинское «единение душ», самая интимная близость, какая только может быть между людьми (о чём я тоже уже писала, делая отсылку к «Сцене из Фауста» А.С.Пушкина). Что может быть романтичнее такой любви?!
Мастер и Маргарита – «половинки», притягивающиеся друг к другу. В их «единении» каждый из них восстанавливает целостность своей души («завершается»). Отсюда – их предназначенность друг другу, неслучайность, романтическая судьбоносность их встречи. Космическая судьбоносность (коль в организации их встречи поучаствовал Воланд - персонификация Космоса).
В контексте идей о Софии – Вечной женственности, развиваемых в русской религиозной философии Серебряного века, любовь Мастера и Маргариты обретает ещё большую философскую глубину. Но я пока туда особо углубляться не буду.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №225100801087