О Гиляровском интересно
KP.RU:Комсомольская правда
2,16 млн подписчиков
Вы подписаны
Гиляровский служил в отряде самоубийц и усмирял рецидивистов словом
Сегодня
7424
5 мин
Оглавление
Звезда Хитровки
Разведчик-пластун
От Ходынки до пожаров
Живописный облик Гиляровского привлекал художников. Фото: Репродукция картины «Король репортеров» (С. В. Малютин. 1915 г.)
Звезда Хитровки
Откройте какую-нибудь энциклопедию - рядом с фамилией нашего героя будет прескучная информация: «Жил в 1855 (или 1853) - 1935 годах, москвовед, политобозреватель, журналист». Более занудной характеристики Владимиру Алексеевичу сложно выдумать. Потому что Гиляровский, несомненно, был главной рок-звездой своего времени. И не в плане музыки, а по образу жизни или, как сегодня говорят, вайбу. Он разгуливал по Москве в казацкой папахе и шинели с подбоем из шкуры кенгуру. Чехов писал о нем Горькому: «Носит часы с похабной панорамой и, когда бывает в ударе, показывает карточные фокусы». Что за похабщина на циферблате, история, увы, умалчивает. Дядя Гиляй (так называли его друзья, а вообще это один из псевдонимов писателя) - косая сажень в плечах. Своими великанскими ручищами он был способен завязать узлом столовую ложку и согнуть кочергу.
Узнав, что Станиславский и Немирович-Данченко в своем театре решают поставить горьковское «На дне», Гиляровский тащит труппу в самое злачное место Москвы - на Хитровку. Рынок, где оборванцы на украденные гроши покупают похлебку из тухлятины, чтобы утолить голод. Стены трактиров пропитаны водочным перегаром и запахом грязных портянок. Здесь можно за пару рублей нанять себе ораву нищих крестьян из далеких губерний. Нужен человек для криминала? В трактире «Каторга» найдешь такого за любым столом. И стоит проводнику на секунду оставить экскурсантов-театралов без присмотра, местные рецидивисты прут на них с «розочками» от разбитых бутылок. Останавливает их только пятиэтажная брань Гиляровского.
- Не признали, - стыдливо мямлят рецидивисты.
Журналист Гиляровский был здесь, на Хитровке, своим. Он умел говорить с людьми, помогал им и писал об их проблемах. Да и жил литератор неподалеку - в Столешниковом переулке. Отсюда же, кстати, две минуты пешком до дома генерал-губернатора Москвы (ныне здание столичной мэрии).
Начало ХХ века. Писатель и московский извозчик. Фото: Wikimedia Commons
Разведчик-пластун
В юности друг семьи Гиляровских учил паренька джиу-джитсу. Его тренер, в прошлом моряк, 10 лет прожил в Японии и там овладел приемами. С юным Володей он пытался колоть камни ударами ладони.
Из дома будущий журналист убежал в 18 лет, так и не доучившись в гимназии. И где только после этого не работал: бурлаком на Волге, крючником (грузчик, который тащит поклажу крюком), пожарным, объездчиком диких лошадей, циркачом, актером в провинциальных театральных труппах. Работая крючником, он сломал себе ногу. «Повезло! - сказали мужики. - А мог и хребет». Средний срок жизни крючника тогда составлял всего 8 лет.
Насмотревшись правды жизни, Гиляровский поступил в военное училище. Однажды он нашел на улице брошенного младенца и принес его в часть.
«Позоришь мундир. Вон отсюда!» - отцы-командиры подумали, что юнец обесчестил какую-то девицу, а затем забрал ребенка.
В Московском юнкерском училище Володя проучился всего месяц. В 1873 году юношу отчислили за строптивый нрав. Фото: Wikimedia Commons
Офицером он в итоге не стал. Но в 1877 году пошел добровольцем на очередную русско-турецкую войну. И вызвался вступить в «отряд самоубийц» - разведчиков-пластунов. Так тогда называли лазутчиков, которые должны были незаметно подобраться к вражеским позициям и по-тихому разобраться с охраной.
«Выстроили отряд и вызвали желающих умирать, таких, кому жизнь не дорога, - вспоминал потом писатель. - Зато житье у них привольное, одеты кто в чем, ни перед каким начальством шапки зря не ломают, и крестов за отличие им больше дают».
Свой Георгиевский крест Гиляровский получил за успешные диверсии на турецких заставах и захваченных «языков». Устав к 30 годам от скитаний, он наконец осел в Москве. И быстро завоевал славу «короля репортеров».
От Ходынки до пожаров
Дядя Гиляй писал о простых людях, выезжал на пожары, спускался в коллекторы подземных рек Москвы. Стал свидетелем катастрофы на Ходынском поле во время коронации Николая II. В надежде попасть на бесплатный пир в честь нового царя и получить подарки там собралось до полумиллиона человек. Толпа затоптала около 1300 бедняков, столько же получили ранения...
Впрочем, Гиляровский берется за темы не только городского, но и имперского масштаба. Например, пишет серию материалов о том, как французы и англичане под видом инвестиций расхищают природные богатства Малороссии (ничего не напоминает из современной истории?).
После революции 1905 года он прыгнул в поезд, на котором из Москвы пытались скрыться боевики партии эсеров (социалистов-революционеров). В списках жертв этих радикалов - два министра, 33 губернатора и 7 генералов. Однако в те годы у них оставалось немало сочувствующих. Журналист Гиляровский в своих заметках описывает, как революционеры скрываются от преследователей под огнем правительственных войск. А потом начинают грабить станции и склады.
После октябрьского переворота новая власть отнеслась к Гиляровскому с пиететом. Его семье оставили квартиру в Столешниковом, а его книги наконец-то начали издаваться свободно. Но патриарх москвоведения уже в годах - время берет свое.
«Хранится у меня давнишняя бутылка замечательного шампанского «Аи» (французское, такое пивали и Пушкин, и Блок, и вообще напиток - синоним бомонда тех лет. - Авт.). Я берегу ее на самый торжественный случай, - пишет Гиляровский. - Когда мне станет еще хуже, я соберу вас всех, близких мне, сам открою бутылку, налью каждому (...) и с поднятым искристым бокалом весело, радостно сойду на нет».
Но тризну при живом ее устроителе так и не проведут. Гиляровский умрет тихо, полностью ослепшим и почти глухим. Ему было то ли 82 года, то ли 80 лет - среди историков до сих пор есть разночтения по году его рождения.
КОМПЕТЕНТНО
Надгробие из метеорита
Гиляровский похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Надгробие для дяди Гиляя сделал скульптор Сергей Меркуров. О том они договорились еще при жизни литератора - в шутку. Кстати, вместо гранита мастер использовал кусок метеорита - как символ яркой жизни писателя.
КСТАТИ
«Знал каждый закоулок города»
- Секрет успеха Гиляровского - в живом тексте, - считает издатель Мария Райдер. - Там не сухое перечисление фактов, а запахи, звуки, лица, уличные разговоры. Он жил Москвой, знал каждый ее закоулок. Сегодня мы читаем его книги и видим прошлое через тело города: как дышал рынок, как говорил дворник, какие ритуалы сопровождали повседневность. Гиляровский не фокусировался на документальной точности, но был свидетелем эпохи и ее художником.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Андрей АБРАМОВ
Свидетельство о публикации №225101501067