Сен-Санс. Лебедь в лунном луче вечности
Плетется кружево pas de bourree, подчеркивая изящество силуэта, взлетают и опадают руки-крылья… покоем и умиротворением веет со сцены… кажется, ничто не предвещает беды, но вот резкий поворот и внезапно сверкнул красный отблеск, как лезвие кинжала, от капли рубина в белоснежном оперении…
Мелодия Сен-Санса зазвучала,
И лег на сцену предзакатный свет.
И крылья лебединые сначала затрепетав,
Кричали смерти : «Нет!»
Но медленно стихает трепетанье,
Напрасно крылья просятся в полет,
И лебедь, величавое страданье,
Сейчас замрет.
И смолкли скрипки, полные печали,
В иное что-то звуки обратив…
«Лебедь» Сен-Санса- одна из музыкальных пьес сюиты «Карнавал животных», была написана композитором в феврале 1886 года. Сен-Санс считал сюиту музыкальной шуткой и запретил издавать ноты этого произведения при его жизни, опасаясь прослыть автором несерьезной музыки. Единственной частью сюиты, а именно только «Лебедя», Сен-Санс разрешил издавать и использовать для публичного исполнения.
Рубеж 19-20веков в России- время расцвета декаданса. Одной из отличительных черт этого течения был романтический символизм, особо ярко проявившийся в творческой среде Петербурга. Сама архитектоника города способствовала появлению таких поэтов, как Анна Ахматова, Александр Блок, Осип Мандельштам… В этом городе не могли появиться Маяковский, Цветаева, Пастернак, дерзкие бунтари с московским размахом купеческой натуры.
В литературе, живописи и искусстве театра начала ХХ века присутствовали полутона и недосказанность, эстетические обертона, эфирный облик вечной женственности. В большой моде были произведения, изображающие так называемую элегическую, «красивую гибель». Журнал и творческое объединение «Мир искусства» владели умами и душами публики, пропагандируя идеи символизма и модерна.
На «щите» «Мира искусства» был начертан девиз: «Не для житейского волненья…» (Строка А.С. Пушкина.)
В 1907 году молодой талантливый танцовщик и начинающий хореограф Мариинского театра оперы и балета в Петербурге, Михаил Фокин, поставил для примы-балерины театра Анны Павловой хореографическую миниатюру на музыку Сен-Санса. У композитора пьеса носила название «Лебедь», а в интерпретации Фокина она стала «Умирающим лебедем»- хореографическим шедевром, исполнявшимся балериной можно сказать всю жизнь, и принесшим славу многим русским балеринам и танцовщицам других стран.
Хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» Фокина единственная и неповторимая в своем роде. Это символическая лебединая песня романтического балета. Фокин освободил жест и подчинил его музыке, мелодии, року. Это позволило танцовщицам импровизировать, временами не соблюдая жестких рамок единого танцевального рисунка.
Скованное однообразное движение pas de bourree и свободный корпус, руки-крылья танцовщицы, привносят оригинальный диссонанс в общий рисунок танца. Устремленные вперед арабески как бы продолжают движение, так птица борется с надвигающейся смертью…
Михаил Фокин, с 1910 года балетмейстер Мариинского театра, основоположник классического романтического балета начала ХХ века. И «Умирающий лебедь»- яркая иллюстрация этого направления в русском балете того периода.
Великое произведение композитора для великой русской балерины, поставленное великим русским балетмейстером. Правда, за исключением, может быть композитора, никто из них еще не знал, насколько они велики и какой след они оставят в искусстве балета.
Михаил Фокин был активным участником Дягилевских Русских сезонов в Париже и поставил несколько выдающихся балетов, оставшихся в истории балетного искусства. Дягилев очень высоко ставил талант, гибкость и стремительность темперамента Фокина.
Все что Фокин ни ставил в первые годы своей балетмейстерской деятельности, поражало и казалось совершенно новым, никогда до этого не виданным! Фокин свято верил, в свое избранничество и свой особенный путь. ОН считал, что призван реформировать балетный театр.
Постановки Фокина вызывали у зрителей, зараженных его темпераментом, взрывы неистового энтузиазма.
В стилизованных балетах: «Шехерезаде» (Восток), «Клеопатре» (Египет), «Дафнисе и Хлои» ( греческая античность) и др. Фокин проявил такое изумительное знание стиля разных времен и народов, такую эрудицию, какой не обладал до него ни один балетмейстер в России, да и, пожалуй, во всем мире.
И еще одна отличительная черта Фокина-балетмейстера, в том, что он воспринимал сцену как холст, на котором можно создавать все, что угодно. Постановки Фокина отличались гармоническим соединением хореографии, музыки и оформления. Конечно, неоценимый вклад в это внесли художники Дягилевских Русских сезонов Леон Бакст и Александр Бенуа, Константин Коровин и Александр Головин. Творчество этих художников создавало своеобразные рамки , в которых появлялись танцовщики. Костюмы Бакста поражали цветовой гаммой и причудливыми формами, декорации Головина – пышностью и богатством …Коровина и Бенуа-изыском. Серж Лифарь, выдающийся танцовщик и друг Дягилева, в воспоминаниях так писал об этом: «Это были художники, настоящие художники, не декораторы, которые создавали декорации и оформление спектаклей из свободного пристрастия к театру».
Живописно-драматургическая основа определяла образ спектакля. Музыка и танец вступали в содружество, чтобы служить драме и живописи, как главным компонентам балетного действия.
Фокин придумал для Анны Павловой образ-имитацию лебедя, оформив его новой универсальной пластической идеей.
Русская балерина, работавшая много лет за рубежом, Наталия Макарова, в своей книге «Биография в танце» писала о том, как она создавала образ « Умирающего лебедя», о том, как ей в этом помогла Анна Павлова. «Я увидела в Лондоне старую кинозапись ее «Лебедя» и была потрясена. Лента донесла безупречное чувство стиля, одухотворенное лицо, выразительные руки. Для этого выступления мне сшили костюм по «образу и подобию» павловского лебедя, и с ним в меня влились новые эмоции. На одном из концертов мне пришлось «умирать» дважды… публика потребовала повторения номера. Ко мне за кулисы пришел мой английский партнер Энтони Дауэлл. Его таким я никогда не видела . Его голос дрожал, глаза были полны слез. Он сказал мне: «Вот, оказывается, что можно сделать на сцене, если есть пара красивых рук и pas de bourree. Только душа и pas de bourree и больше ничего».
«Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой потряс Сен-Санса. Композитор посетил танцовщицу в 1913 году. В ту пору весь мир лежал у ее ног. Казалось, не будет конца молодости, силам…Некуда было девать их избыток.
«…после обеда Сен-Санс для нее играл. Через распахнутые окна из парка долетал запах свежего сена. Лак рояля отражал свет большой фарфоровой лампы, смягченный абажуром.
Седобородый музыкант взял последний аккорд и снял с клавишей руки.
Павлова сидела, уронив плечи, выгнув шею, опустив глаза на ладони, сложенные в белом шелке платья.
«Поразительное чувство формы»,-отметил про себя Сен-Санс. Оба молчали. Композитор улыбнулся задумчиво и печально: «Боюсь, мне уже не сочинить ничего, достойного стать наравне с вашим «Лебедем»,- тихо сказал он».
Прекрасное преходяще, вечен порыв к нему…………….
«Приготовьте мой костюм Лебедя…»
Сцена знакома. Мягко пружинит покатый пол. Торжественно сияет рампа. В зрительном зале обитые голубым бархатом крутобокие ложи-кораблики, отправляются в плаванье.
Дирижер Дриго постучал по пульту, поднял светящийся жезл. Прозвучало арпеджио арфы…
Она открыла глаза и подняла с усилием руку…
Привычный жест. Сейчас, оттолкнув все, что мешает, все, что не танец, Анна Павлова поднимется на пальцы и с первым звуком виолончели поплывет через сцену, гибко расправляя крылатые руки…
Плыл по волне голубой
Лебедь гордый над водой,
Озаряемый луной.
Образ танцовщицы… у каждого свой…для каждого великий.
Свидетельство о публикации №225101501088
И вообще лебеди играют какую-то роль в этой истории. Как и Орфей с его лирой. И Греция.
До Греции я пока не добралась.
Написано великолепно, всё переплетено, легко, непринуждённо.
Спасибо! Прочла с удовольствием!
Надя Бирру 15.10.2025 18:12 Заявить о нарушении
Алла Сорокина 15.10.2025 18:20 Заявить о нарушении
Надя Бирру 15.10.2025 18:23 Заявить о нарушении
Алла Сорокина 15.10.2025 18:38 Заявить о нарушении
Надя Бирру 15.10.2025 19:16 Заявить о нарушении
Алла Сорокина 15.10.2025 20:38 Заявить о нарушении
http://youtube.com/@nadiabirru
есть плейлист Dances, последние внизу.
Да, спокойной ночи, Алла 🌛🍁👋
Надя Бирру 15.10.2025 20:42 Заявить о нарушении