Сен-Санс. Лебедь в лунном луче вечности

   Все гениальное, как выясняется, просто. Композитор написал замечательную музыку, и вот, из глубины сознания балетмейстера, рожденный трепещущими звуками, является образ танцовщицы, плывущий в магическом круге лунного луча.
   Плетется кружево pas de bourree, подчеркивая изящество силуэта, взлетают  и опадают руки-крылья… покоем и умиротворением веет  со сцены… кажется, ничто не предвещает  беды, но вот резкий поворот и  внезапно сверкнул красный отблеск, как лезвие  кинжала,  от капли рубина в белоснежном оперении…
    Мелодия Сен-Санса зазвучала, 
      И лег на сцену предзакатный свет.
    И крылья лебединые сначала затрепетав,
    Кричали смерти : «Нет!»
    Но медленно стихает трепетанье,
   Напрасно крылья просятся в полет,
   И лебедь, величавое страданье,
    Сейчас замрет.
    И смолкли скрипки, полные печали,
    В иное что-то звуки обратив…
   «Лебедь» Сен-Санса- одна из музыкальных пьес сюиты «Карнавал животных», была написана  композитором в феврале 1886 года.  Сен-Санс считал сюиту музыкальной шуткой и запретил издавать   ноты  этого произведения при его жизни, опасаясь прослыть  автором несерьезной музыки. Единственной частью сюиты, а  именно только  «Лебедя», Сен-Санс разрешил издавать и использовать  для  публичного исполнения. 
    Рубеж 19-20веков в  России- время расцвета  декаданса.  Одной из отличительных черт этого течения был  романтический символизм, особо ярко проявившийся в  творческой среде Петербурга.  Сама  архитектоника города способствовала появлению таких поэтов, как Анна Ахматова, Александр Блок,  Осип Мандельштам…  В этом городе не  могли появиться  Маяковский, Цветаева, Пастернак, дерзкие бунтари с московским размахом купеческой натуры.
   В литературе, живописи  и искусстве театра  начала ХХ века присутствовали полутона и недосказанность, эстетические обертона, эфирный облик вечной женственности. В большой моде были произведения, изображающие так называемую элегическую,  «красивую гибель». Журнал и творческое объединение «Мир искусства» владели умами и душами публики, пропагандируя  идеи символизма и модерна. 
На «щите» «Мира  искусства»  был начертан девиз: «Не для житейского волненья…» (Строка А.С. Пушкина.)
  В 1907 году молодой  талантливый танцовщик  и начинающий хореограф Мариинского театра  оперы и балета в Петербурге,  Михаил Фокин, поставил для примы-балерины театра Анны Павловой  хореографическую миниатюру на музыку Сен-Санса. У композитора пьеса носила название «Лебедь», а в интерпретации Фокина   она стала  «Умирающим лебедем»-  хореографическим шедевром, исполнявшимся балериной можно сказать всю  жизнь, и  принесшим славу многим русским  балеринам и танцовщицам   других стран.
 Хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» Фокина единственная и неповторимая в своем роде. Это символическая  лебединая песня романтического балета. Фокин освободил жест и подчинил его  музыке, мелодии, року. Это  позволило танцовщицам импровизировать, временами не соблюдая жестких рамок единого танцевального рисунка.
   Скованное однообразное движение  pas de bourree и свободный корпус,  руки-крылья танцовщицы, привносят оригинальный диссонанс  в общий рисунок танца. Устремленные вперед арабески как бы продолжают движение, так птица борется с надвигающейся смертью… 
    Михаил Фокин, с 1910 года балетмейстер Мариинского театра, основоположник классического романтического балета начала ХХ века.   И «Умирающий лебедь»- яркая иллюстрация  этого направления в русском балете того периода.
   Великое произведение композитора  для великой русской балерины,  поставленное великим русским балетмейстером. Правда, за исключением, может быть  композитора, никто из них еще не знал, насколько они велики и какой след они оставят  в искусстве балета.
   Михаил Фокин  был активным участником  Дягилевских Русских сезонов в Париже и поставил несколько выдающихся балетов, оставшихся в истории балетного искусства.   Дягилев  очень высоко ставил талант, гибкость и стремительность темперамента Фокина.
    Все что Фокин ни ставил в первые годы своей балетмейстерской деятельности, поражало и казалось совершенно новым, никогда до этого не виданным! Фокин свято верил,  в свое избранничество и свой особенный путь. ОН считал, что  призван реформировать балетный театр.
    Постановки Фокина  вызывали у зрителей, зараженных  его темпераментом,   взрывы неистового  энтузиазма.
    В стилизованных балетах: «Шехерезаде» (Восток), «Клеопатре» (Египет), «Дафнисе и Хлои» ( греческая античность) и др. Фокин  проявил такое изумительное  знание стиля разных времен и народов, такую эрудицию, какой не обладал до него ни один балетмейстер в России, да и, пожалуй, во всем мире.
    И еще одна отличительная черта Фокина-балетмейстера, в том, что он воспринимал сцену как холст, на котором можно создавать  все, что угодно. Постановки Фокина отличались гармоническим соединением хореографии, музыки и оформления. Конечно, неоценимый вклад в это внесли  художники Дягилевских  Русских сезонов Леон Бакст и Александр Бенуа, Константин Коровин и Александр Головин. Творчество этих художников создавало  своеобразные рамки , в которых  появлялись танцовщики.  Костюмы Бакста  поражали цветовой гаммой и причудливыми формами, декорации Головина –  пышностью и богатством …Коровина и Бенуа-изыском. Серж Лифарь, выдающийся танцовщик и друг Дягилева,  в воспоминаниях  так писал об этом: «Это были  художники, настоящие художники, не декораторы, которые создавали декорации и оформление спектаклей из  свободного пристрастия к театру». 
     Живописно-драматургическая основа определяла образ спектакля. Музыка и танец вступали в содружество, чтобы служить  драме и живописи, как главным компонентам балетного действия.
   Фокин придумал для Анны Павловой образ-имитацию лебедя, оформив его  новой универсальной пластической идеей.
   Русская балерина, работавшая много лет за рубежом, Наталия Макарова, в своей книге «Биография в танце»  писала о том, как она создавала образ « Умирающего лебедя», о том, как ей в этом помогла Анна Павлова. «Я увидела в Лондоне старую кинозапись  ее «Лебедя» и была потрясена. Лента донесла безупречное чувство стиля, одухотворенное лицо, выразительные руки. Для этого выступления мне сшили костюм по «образу и подобию» павловского  лебедя, и с ним в меня влились  новые эмоции. На одном из концертов мне пришлось «умирать» дважды… публика потребовала повторения номера. Ко мне за кулисы пришел мой  английский партнер Энтони Дауэлл. Его таким я никогда не видела . Его голос дрожал, глаза были полны слез. Он сказал мне: «Вот, оказывается, что можно сделать на сцене, если есть  пара красивых рук и pas de bourree. Только душа и pas de bourree и больше ничего».
    «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой потряс Сен-Санса. Композитор посетил танцовщицу в 1913 году. В ту пору весь мир лежал  у ее ног. Казалось, не будет конца молодости, силам…Некуда было девать их избыток.
«…после обеда Сен-Санс для нее играл. Через распахнутые окна из парка долетал запах свежего сена. Лак рояля отражал свет большой фарфоровой лампы, смягченный абажуром.
    Седобородый музыкант взял последний аккорд и снял с клавишей руки.
     Павлова сидела, уронив плечи, выгнув шею, опустив глаза на ладони, сложенные в белом шелке платья.
«Поразительное чувство формы»,-отметил про себя Сен-Санс. Оба молчали. Композитор улыбнулся задумчиво и печально: «Боюсь, мне уже не сочинить ничего, достойного стать наравне с вашим «Лебедем»,- тихо сказал он».
   Прекрасное преходяще, вечен порыв к нему…………….
«Приготовьте мой костюм  Лебедя…»
     Сцена знакома. Мягко пружинит покатый пол. Торжественно сияет рампа. В зрительном зале  обитые голубым бархатом крутобокие ложи-кораблики, отправляются в плаванье.
    Дирижер Дриго постучал по пульту, поднял светящийся жезл. Прозвучало арпеджио арфы…
     Она открыла глаза и подняла с усилием руку…
     Привычный жест. Сейчас, оттолкнув все, что мешает, все, что не танец, Анна Павлова поднимется на пальцы и с первым звуком виолончели поплывет через сцену, гибко расправляя крылатые  руки…
       Плыл по волне голубой
    Лебедь гордый над водой,
    Озаряемый луной.
Образ танцовщицы… у каждого свой…для каждого великий.


Рецензии
Да, но выражение "руки-лебеди" всё-таки связано (для меня) с Есениным и Дункан. И она же - ирландка по крови.

И вообще лебеди играют какую-то роль в этой истории. Как и Орфей с его лирой. И Греция.

До Греции я пока не добралась.

Написано великолепно, всё переплетено, легко, непринуждённо.

Спасибо! Прочла с удовольствием!

Надя Бирру   15.10.2025 18:12     Заявить о нарушении
Спасибо огромное.Люблю балет,много написала работ.Поступала в училище пятерка за торс и голову, но длинная была и стала.увы.но интерес остался.Благодарю за внимание.


Алла Сорокина   15.10.2025 18:20   Заявить о нарушении
И я люблю. Но я всю жизнь так и танцую. Снимаю на видео. Даю название. И до видео танцевала, и перед публикой, сама танцы ставила как хореограф, со светом и звук "собирала", но вот не было тогда у всех мобильных телефонов с камерами, осталась только память 🤔☺️

Надя Бирру   15.10.2025 18:23   Заявить о нарушении
О, Надя! Как приятно.рада встретить в Вас родственную душу.С теплом!!!!

Алла Сорокина   15.10.2025 18:38   Заявить о нарушении
Можно посмотреть ☺️

Надя Бирру   15.10.2025 18:41   Заявить о нарушении
Если Ютуб работает, то там. Если нет, на Одноклассниках с этого года дублирую. Напишите, где, дам ссылки на пару танцев

Надя Бирру   15.10.2025 19:16   Заявить о нарушении
Посмотрю обязательно.Спасибо думаю, получитсяДоброй ночи..

Алла Сорокина   15.10.2025 20:38   Заявить о нарушении
Если Ютуб работает, то у меня на канале
http://youtube.com/@nadiabirru

есть плейлист Dances, последние внизу.

Да, спокойной ночи, Алла 🌛🍁👋

Надя Бирру   15.10.2025 20:42   Заявить о нарушении