Ф. Ницше и Ворон 12. Вечное Возвращение
«Ещё раз!» - краткая формула ницшевской концепции Вечного Возвращения.
Философ искал научного подтверждения идеи Вечного Возвращения. И, не находя, даже на время отказался от неё и стал работать над концепцией сверхчеловека.
Однако, несмотря на то, что идея Вечного Возвращения так и осталась не до конца прояснённой и разработанной (о концепции здесь можно говорить с большой натяжкой), всё же именно её (не концепцию сверхчеловека даже) Ницше считал самой главной в своём творчестве, своим самым важным философским открытием.
От её более-менее вразумительного изложения Ницше отказывался ещё и намеренно. То ли не имея достаточной аргументации, то ли ради подчёркивания атмосферы ещё бОльшей таинственности, даже мистичности, присущей этой идее.
Несомненно одно: она восходит к традиционным древним космологическим представлениям о закольцованности времени, к так называемому Великому Году Платона.
В диалоге «Политик» древнегреечский философ рассказывает о неизменно повторяющемся цикле с фазами зарождения и разрушения, которые снова и снова проходит космос.
Великий Год чаще всего отождествляют с периодом прецессии оси вращения Земли (астрологической точки Овна), который составляет около 25700-25800 лет. Хотя применительно к рассказу самого Платона называют и другие цифры – 72 тысячи, а то и 180 тысяч лет.
Но сколько бы ни насчитывалось лет в Великом Годе, основном комическом цикле, суть одна – вместе с повторением картины звёздного неба «всё опять повторится сначала». А раз так, - делает отсюда вывод Ницше, – человек снова и снова будет проживать свою жизнь.
"Так это была жизнь? — скажу я смерти. — Ну что ж! Еще раз!"
Вечное Возвращение – вот подлинный апофеоз жизни, её высшее утверждение, несокрушимое «Да жизни» во все её, жизни. целостности-полноте, со всеми её радостями и болью-страданием.
При этом в основе Вечного Возвращения – радость. Она-то, радость и есть фундаментальное основание Вечного Возвращения и самой жизни.
В «круговой песне», «песне кольца», которую поёт Заратустра в конце поэмы, есть такие слова:
«Мир глубок,
«И глубже, чем знает день
«Глубока его скорбь,
«Радость – ещё глубже скорби:
«Боль хочет быть такой быстротечной.
«Но всякая радость хочет вечности,
«- хочет глубокой, глубокой вечности!»
Название «песни кольца» всё то же - «Ещё раз!», а смысл её - «во веки веков». То есть «Ещё раз!» - это также и ницшевская формула вечности, вечной жизни.
И это полночь, «глубокая полночь» поведала Зарутустре о том, что радость глубже скорби. Вот было бы настоящее утешение для погружённого в скорбь лирического героя «Ворона». Да только Ницше далёк от мысли о необходимости утешения. «Напротив, друзья мои! Совсем напротив!»
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №225101501090