Воспоминания о вагоне-лаборатории
(Из книги американского автора афоризмов Э. Маккензи 14000 фраз)
Задолго до развала СССР я работал в Проектно-конструкторском бюро локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения и часто выезжал в командировки для проведения исследований или испытаний новой техники.
Для этого в нашей организации был вагон-лаборатория. В нем было несколько купе, большой салон со столами для проведения работ, кухня, туалет и помещение, где была установлена небольшой дизель-генератор. Обычно командировка с вагоном-лабораторией была рассчитана на 2-4 недели. Командированные специалисты жили в вагоне во время поездки до локомотивного депо, в котором должны были проводиться испытания или исследования. В депо они переселялись в дом отдыха локомотивных бригад, в котором были специальные комнаты для командировочных. На время испытаний выделялся локомотив, который надо было оборудовать всем необходимым для проведения исследований или испытаний. Во время поездки в кабине локомотива, помимо локомотивной бригады, присутствовали участник испытаний.
Я помню, что иногда в таких поездках случались любопытные истории, о которых можно и вспомнить.
Например, один раз мне надо было закрепить провода ниже лобового стекла локомотива. Только я закончил это делать и еще не успел спуститься на землю, как услышал, что машинист локомотива дал предупредительный свисток перед началом движения. Буквально за секунду я спрыгнул на землю и поднялся в кабину. Когда я объяснил машинисту с помощью непечатных слов, что надо было сначала убедиться, что все работы завершены, он умолял не докладывать руководству о его неосмотрительности. Мне этого было достаточно, ведь я отделался легким испугом.
Один раз во время испытаний ведения соединенных поездов я сначала находился в переднем локомотиве, а потом должен был перейти в вагон-лабораторию. Которая была прицеплена ко второму локомотиву. Уверенный, что поезд без меня не тронется, я спокойно шел вдоль состава. Вдруг поезд тронулся, и я понял, что на ходу садиться в в вагон у меня может не получиться. Мне повезло, что машинист второго локомотива обратил на меня внимание и по рации сообщил на головной локомотив, что надо остановиться.
Один раз мы проводили испытаний, в ходе которых поезд должен был останавливаться в режиме многократного экстренного торможения. Я сидел перед осциллографом в салоне вагона-лаборатории и наблюдал за динамикой процесса. Во время одного из торможения осциллограф упал со стола прямо на меня. Я от неожиданности упал со стула и осциллограф совершенно не пострадал. Я же отделался несколькими ссадинами и несколько дней ходил украшенный «зеленкой».
Поездки с локомотивом были у нас только в рабочие дни, а в выходными мы могли распоряжаться по своему усмотрению. Если радом было море, озеро или река, мы выезжали туда для пляжного отдыха, рыбалки или ловли крабов. Если рядом был крупный город, мы проводили досуг бродя по городу или заходили в кинотеатр.
Один раз у нас появилась возможность провести несколько дней на Черном море. Было начало декабря, и несмотря на солнечную погоду, море уже остыло. Мы сидели на берегу и обсуждали, как можно было бы отметить смельчака, который искупается в такой воде. Пока длилось обсуждение, я быстро разделся и бросился в воду. Она была не настолько холодная, чтобы было нельзя проплыть несколько метров и выскочить обратно. Вслед за мной еще несколько смельчаком повторили мой «подвиг». А потом все отогревались горячим чаем или кофе в ближайшей закусочной.
Как правило, во время исследований и испытаний выяснялось очень много ранее неизвестных нам фактов. Тогда начиналась творческая работа, в результате которой обычно появлялись новые идеи или предлагалось усовершенствование испытуемого оборудования. После возвращения из командировки немедленно писался отчет о проведенных работах и начиналась реализация идей, продуманных во время командировки.
К сожалению, после развала СССР вагона-лаборатории нашу организацию лишили. Наш отдел сменил тематику работу, которая уже не требовала испытаний и исследований в поездных условиях.
Свидетельство о публикации №225101900443