О воспитании и детях
(Мария Эбнер-Эшенбах)
«А у вас свои дети есть?» Если ответ отрицательный, то гордые родители тут же лишают бездетного права голоса по любому вопросу касающегося воспитания ребёнка и высокомерно, а в лучшем случае снисходительно, похлопывают его по плечу. Дескать поговорим, когда у тебя свои дети будут. Но означает ли это, что, будучи врачом, вы имеете право лечить только те заболевания, которыми некогда переболели сами? Полагаем, что ответ очевиден, и он однозначное «нет».
Однако в вопросах воспитания помимо стороны родительского опыта существует ещё и оборотная сторона, которая часто забывается или не принимается в расчёт. Это опыт прошедшего детства. Каждый взрослый человек некогда был ребёнком. Не будем лукавить и признаем, что желания и стремления ребёнка хотя и учитываются, но в итоге последнее слово и решение всегда остаётся за взрослой, родительской стороной. Даже в тех случаях, когда право выбора и ответственность за своё решение предоставляется ребёнку, власть даровать ему этот выбор исходит от «большого взрослого», ибо «маленький взрослый» по известным факторам не в состоянии это право себе присвоить.
Иными словами, он ещё не дорос. Не дорос во всех смыслах, в том числе выступать и отстаивать свои как желания, так и права, от имени всех детей. Зато это право естественным образом признаётся за «большим взрослым». И отсутствие родительского опыта будет в данном случае для него скорее не недостатком, а преимуществом, ибо родитель в силу своего статуса уже не в состоянии рассуждать непредвзято, полностью абстрагировавшись от соответствующего опыта.
Отсюда следует, что человек не обременённый родительскими обязанностями, тем не менее имеет полное право не только высказывать свои суждения о способах воспитания ребёнка, но и оказывать непосредственное на них влияние, как представитель сообщества детей.
Свидетельство о публикации №225102701219
