Блок. Балаганчик. Прочтение
. . том II
« Р а з н ы е с т и х о т в о р е н и я »
24. Балаганчик
Б а л а г а н ч и к
Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка,
Завывает унылый смычок.
Страшный чорт ухватил карапузика,
И стекает клюквенный сок.
М а л ь ч и к
Он спасется от черного гнева
Мановением белой руки.
Посмотри: огоньки
Приближаются слева...
Видишь факелы? видишь дымки?
Это, верно, сама королева...
Д е в о ч к а
Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?
Это – адская свита...
Королева – та ходит средь белого дня,
Вся гирляндами роз перевита,
И шлейф ее носит, мечами звеня,
Вздыхающих рыцарей свита.
Вдруг паяц перегнулся за рампу
И кричит: "Помогите!
Истекаю я клюквенным соком!
Забинтован тряпицей!
На голове моей – картонный шлем!
А в руке – деревянный меч!"
Заплакали девочка и мальчик,
И закрылся веселый балаганчик.
Июль 1905
Стихотворение – прямое продолжение предыдущего:
«Потеха! Рокочет труба,
Кривляются белые рожи,
И видит на флаге прохожий
Огромную надпись: "Судьба".
Палатка…
Июль 1905»
А в исходном – как на той же самой площади, другой аттракцион – балаганчик, простонародный, наивный театрик для увеселения почтеннейшей публики, где всё нарочито и не всерьёз, чтобы взрослые могли побаловать своих наивных детишек.
И мы видим двух таких деток – мальчика и девочку, каждый из которых на сцене видит своё: мальчик, который на подмостках видит королеву, и девочку, которая кричит: «Королевы они не такие!»
Весь первый том Блока, он как раз об этом: мальчик пытался втолковать девочке, что она – королева, а девочка возмущалась: я не такая!
Что ж, теперь и мальчик убедился, что – не такая, что это – балаган, что короли и дамы, (прекрасные они или нет!) – они не в Северных королевствах, а вместе с чертенятами и карапузиками – из ближайших болот, (описанных в предыдущей книге - "Пузыри Земли"), наверное. Благо, из любого места Питера до туманных трясин совсем недалече! А ведьм и прочих «пузырей земли» в достоевском и бесноватом городе – как грязи.
И только паяц на сцене никак не может поверить, что он не настоящий, и он кричит деткам:
"Помогите!..”
Потому что больно ему истекать клюквенным – болотным! – соком, потому что тяжек «картонный шлем» и больно ранит «деревянный меч».
Потому что для него «лезвие таинственного меча уже приставлено к груди… меч, пронзает все миры: "моря и реки, и дальний лес, и выси снежных гор", – и сквозь все миры доходит к нему вначале – лишь сиянием Чьей-то безмятежной улыбки».(Блок. «О современном состоянии русского символизма»).
Потому что нет никакого “сияния”:
Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?
Это – адская свита…
Потому что (Черновой набросок в ЗК10 (ЧН ЗК10)):
«Все звучит эта адская музыка
Завывает нелепый смычок
Черный демон схватил карапузика
И течет его клюквенный сок».
И невесело бедным деткам присутствовать при этом представлении.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Балаганчик - Балаганы (временные деревянные театры) появились в Петербурге в начале XVIII в. как часть масленичных и пасхальных народных развлечений. В конце XIX в. в балаганах, наряду с другими пьесами, разыгрывались традиционные арлекинады. О балаганах той поры см.: Алексеев-Яковлев А.Я. Русские народные гулянья. М.; Л., 1948; Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - нач. ХХ в. Л., 1984; о репертуаре балаганов Петербурга на 1880-1890-е годы: Лейферт А.В. Балаганы. Пг., 1922 (с предисловием А.Н. Бенуа).
[Народный театр - скоморохи - был на Руси ещё в домонгольский период, но церковь уничтожила его, как и все наше светское искусство - как литературу, например (В эпоху Шекспира вся наша "литература" - это переписка Ивана IV с князем Курбским). Восстанавливаться светская культура начала только при Петре I.]
...Сюжетную схему арлекинад на народных гуляниях современник описывает так:
"( ... ) Арлекин влюблен в Коломбину, но его преследуют недоброжелатели; ( ... ) при помощи слуги Пьеро, который тоже неравнодушен к Коломбине, эти недоброжелатели стараются поймать и сгубить Арлекина, что им и удается, но вовремя появившаяся благодетельная фея спасает Арлекина и соединяет его с Коломбиной. Блестящий, с бенгальскими огнями апофеоз в фантастическом храме фей завершает представление радостной аллегорией" (Алексеев-Яковлев А .Я. Указ. соч.
с. 68).
В творчестве Блока балаган стал символом современности. Ср. в "Воспоминаниях
об Александре Блоке" Е.П. Иванова: «Город, как и театр, по старой вере, - позорище, балаган. Обнаженную душу, вышедшую на зрелище-позорище, город, как паук, как зрительный зал, выпьет жадно; хоть истеки душа кровью в балагане - "клюквенный сок" на потеху сменит кровь» (БС-1. С. 377). Ср. также в предисловии Блока к сборнику "Нечаянная Радость": "( ... )душа, для которой мир - балаган, позорище" .
- «На голове моей - картонный шлем! // А в руке - деревянный меч!» - Вводятся сниженные атрибуты "рыцаря" - героя "первого тома" лирики...
[
Это не так. Герой первого тома - инок, теург, проповедник. "Рыцарь" - не действующее лицо, не актор, а слуга - появится только в томе втором. Соответственно "меч" - был в "томе I" не атрибутом вооружения "рыцаря", а рабочим инструментом теурга. (См. выше - А.А. Блок. «О современном состоянии русского символизма»)
]
... Ср. также в стих. "Свет в окошке шатался ... " (1902), предвосхищающем "Балаганчик": "Он - мечом деревянным // Начертал письмена" (т. 1 наст. изд.).
- «Вдруг паяц перегнулся за рампу·,..._, деревянный меч!» - Сцена почти полностью войдет в драму "Балаганчик" (1906).
»
Свидетельство о публикации №225102801472