Блок. Балаганчик. Прочтение

.                Александр Блок
  .          .           том II
      « Р а з н ы е      с т и х о т в о р е н и я »


24. Балаганчик 




                Б а л а г а н ч и к

                Вот открыт балаганчик
                Для веселых и славных детей,
                Смотрят девочка и мальчик
                На дам, королей и чертей.
                И звучит эта адская музыка,
                Завывает унылый смычок.
                Страшный чорт ухватил карапузика,
                И стекает клюквенный сок.

                М а л ь ч и к

                Он спасется от черного гнева
                Мановением белой руки.
                Посмотри: огоньки
                Приближаются слева...
                Видишь факелы? видишь дымки?
                Это, верно, сама королева...

                Д е в о ч к а

                Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?
                Это – адская свита...
                Королева – та ходит средь белого дня,
                Вся гирляндами роз перевита,
                И шлейф ее носит, мечами звеня,
                Вздыхающих рыцарей свита.

                Вдруг паяц перегнулся за рампу
                И кричит: "Помогите!
                Истекаю я клюквенным соком!
                Забинтован тряпицей!
                На голове моей – картонный шлем!
                А в руке – деревянный меч!"

                Заплакали девочка и мальчик,
                И закрылся веселый балаганчик.
                Июль 1905







     Стихотворение – прямое продолжение предыдущего:

                «Потеха! Рокочет труба,
                Кривляются белые рожи,
                И видит на флаге прохожий
                Огромную надпись: "Судьба".

                Палатка…
                Июль 1905»

     А в исходном – как на той же самой площади, другой аттракцион –  балаганчик, простонародный, наивный театрик для увеселения  почтеннейшей публики, где всё нарочито и не всерьёз, чтобы взрослые могли побаловать своих наивных детишек.
И мы видим двух таких деток – мальчика и девочку, каждый из которых на сцене видит своё: мальчик, который на подмостках видит королеву, и девочку, которая кричит: «Королевы они не такие!»
     Весь первый том Блока, он как раз об этом: мальчик пытался втолковать девочке, что она – королева, а девочка возмущалась: я не такая!
     Что ж, теперь и мальчик убедился, что – не такая, что это – балаган, что короли и  дамы, (прекрасные они или нет!) – они не в Северных королевствах, а вместе с чертенятами и карапузиками – из ближайших болот, (описанных в предыдущей книге - "Пузыри Земли"), наверное. Благо, из любого места Питера до туманных трясин совсем недалече! А ведьм и прочих «пузырей земли» в достоевском и бесноватом городе – как грязи.
     И только паяц на сцене никак не может поверить, что он не настоящий, и он кричит деткам:

                "Помогите!..”
 
     Потому что больно ему истекать клюквенным – болотным! – соком, потому что тяжек «картонный шлем» и больно ранит «деревянный меч».
     Потому что для него «лезвие таинственного меча уже приставлено к груди…  меч, пронзает все миры: "моря и реки, и дальний лес, и выси снежных гор", – и сквозь все миры доходит к нему вначале – лишь сиянием Чьей-то безмятежной улыбки».(Блок. «О современном состоянии русского символизма»).
     Потому что нет никакого “сияния”:

                Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?
                Это – адская свита…
   
      Потому что (Черновой набросок в ЗК10 (ЧН ЗК10)):

                «Все звучит эта адская музыка
                Завывает нелепый смычок
                Черный демон схватил карапузика
                И течет его клюквенный сок».


     И невесело бедным деткам присутствовать при этом представлении.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
     Балаганчик - Балаганы (временные деревянные театры) появились в Петербурге в начале XVIII в. как часть масленичных и пасхальных народных развлечений. В конце XIX в. в балаганах, наряду с другими пьесами, разыгрывались традиционные арлекинады. О балаганах той поры см.: Алексеев-Яковлев А.Я. Русские народные гулянья. М.; Л., 1948; Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - нач. ХХ в. Л., 1984; о репертуаре балаганов Петербурга на 1880-1890-е годы: Лейферт А.В. Балаганы. Пг., 1922 (с предисловием А.Н. Бенуа).

     [Народный театр - скоморохи - был на Руси ещё в домонгольский период, но церковь уничтожила его, как и все наше светское искусство - как литературу, например (В эпоху Шекспира вся наша "литература" - это переписка Ивана IV с князем Курбским). Восстанавливаться светская культура начала только при Петре I.]

     ...Сюжетную схему арлекинад на народных гуляниях современник описывает так:
"( ... ) Арлекин влюблен в Коломбину, но его преследуют недоброжелатели; ( ... ) при помощи слуги Пьеро, который тоже неравнодушен к Коломбине, эти недоброжелатели стараются поймать и сгубить Арлекина, что им и удается, но вовремя появившаяся благодетельная фея спасает Арлекина и соединяет его с Коломбиной. Блестящий, с бенгальскими огнями апофеоз в фантастическом храме фей завершает представление радостной аллегорией" (Алексеев-Яковлев А .Я. Указ. соч.
с. 68).
     В творчестве Блока балаган стал символом современности. Ср. в "Воспоминаниях
об Александре Блоке" Е.П. Иванова: «Город, как и театр, по старой вере, - позорище, балаган. Обнаженную душу, вышедшую на зрелище-позорище, город, как паук, как зрительный зал, выпьет жадно; хоть истеки душа кровью в балагане - "клюквенный сок" на потеху сменит кровь» (БС-1. С. 377). Ср. также в предисловии Блока к сборнику "Нечаянная Радость": "( ... )душа, для которой мир - балаган, позорище" .

     - «На голове моей - картонный шлем! // А в руке - деревянный меч!» - Вводятся сниженные атрибуты "рыцаря" - героя "первого тома" лирики...
     [
      Это не так. Герой первого тома - инок, теург, проповедник. "Рыцарь" - не действующее лицо, не актор, а слуга - появится только в томе втором. Соответственно "меч" - был в "томе I" не атрибутом вооружения "рыцаря", а рабочим инструментом теурга. (См. выше - А.А. Блок. «О современном состоянии русского символизма»)
     ]
... Ср. также в стих. "Свет в окошке шатался ... " (1902), предвосхищающем "Балаганчик": "Он - мечом деревянным // Начертал письмена" (т. 1 наст. изд.).

     - «Вдруг паяц перегнулся за рампу·,..._, деревянный меч!» - Сцена почти полностью  войдет в драму "Балаганчик" (1906).
»


Рецензии