Летайте самолётами

После посещения города Елабуга – http://proza.ru/2025/10/22/1361 обещал рассказать о посетивших размышлениях по поводу отечественного самолётостроения.


… Видимо, сказалось 9-ти часовое ожидание своего рейса в аэропорту «Бегишево» в городе Нижнекамск. От «нечего делать» оживились думы о сущем. Мы с коллегой стали рассуждать, почему так сегодня всё непросто в авиастроении.

Многие, наверное, вспомнят плакат, который постоянно мелькал перед глазами в советские годы: «Летайте самолётами Аэрофлота!»
Сегодня улыбнёмся такому призыву, понимая, что летать можно было только этой компанией, потому что другой просто не было.

И вот пришли другие времена. Авиакомпаний теперь много, конкурируют друг с другом за своих пассажиров. Но вот какой парадокс.

В период СССР граждане летали на отечественных машинах. А в современной России, по данным экспертов, больше 75% самолётов большой пассажирской авиации – иностранного производства. И на их долю приходится 95% пассажиропотока.

Как же мы до такой ситуации докатились?

Если задуматься, то оказывается, что в советские времена на один монопольный «Аэрофлот» работали и соревновались сразу несколько конструкторских бюро. Из-под их «крыла» и выходили всемирно известные ТУ, ЯКи, ИЛы.

Сегодня все названия этих КБ из названия отечественных самолётов вымараны напрочь. И мы все с нетерпением ждём МС-21 - «магистральный самолёт XXI века», разработка которого началась 17 лет назад, в 2008 году.

Уточним для информации: МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт.

Как грустно вспоминать, например, про Як-42 — советский среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт. В своё время он стал первым советским пассажирским самолётом, оснащённым турбовентиляторными двигателями и был предназначен для перевозки пассажиров на линиях малой и средней дальности.

Но вот сегодня в Саратове, на месте территории прежнего авиационного завода – жилые комплексы и торговые центры.

Но что, в России вообще нет самолёта, на котором можно было бы летать уже сейчас?

Где же дальнемагистральные лайнеры, которые так нужны стране с её размерами?
Например, ИЛ-96-300, который эксплуатируется спецотрядом и на котором летает первое лицо государства?

Ряд отраслевых специалистов отмечают, что он менее выгоден экономически в силу использования не двух, а четырёх двигателей. Но зато это повышает в разы надёжность судна! Или последний параметр не интересен для современных политиков и коммерсантов, которые настроены лишь на максимальное извлечение прибыли?

А кто-то подсчитал, сколько приходится переплачивать за покупку иностранных бортов и оплату лицензионных соглашений западным компаниям при эксплуатации сейчас?

В 2011 году летел на таком «спецборте» с Мирового политического форума, который проходил в городе Ярославле. Один из випов отказался лететь в Москву и мне предложили занять его место.

До сих пор помню этот полёт: плавный быстрый взлёт, без всякой качки полёт до места назначения, удобство в самом салоне.

В рамках комплексной программы развития авиационной отрасли России до 2030 года планировалось поставить 12 самолётов Ил-96-300. Однако с 2022 года был произведён лишь ОДИН самолёт — Ил-96-400М.

Проходят годы, стараются авиаторы и двигателестроители в Казани, Ульяновске, Перми, Иркутске, а массовых самолётов, которые могли бы заменить иностранные модели, в воздушной эксплуатации всё нет…

Из этого явствует, что самолётостроение может возродиться только при условии масштабного национального проекта, на который трудится вся страна и за реализацию которого несут персональную ответственность конкретные политики и управленцы. И где зарплата инженера не будет меньше, чем заработок курьера.

Или, может быть, возрождение отечественной авиации невозможно, пока многие высшие чиновники и олигархи летают на своих частных самолётах - бизнес-джетах?
http://proza.ru/2023/12/18/1073?ysclid=mhac0e1yqz362754431

Глядя на некоторые персоны, понимаешь, как же им претит сама мысль о том, чтобы потрудиться не на личный карман, а на общее благо.
 
Умеют ведь разрушать всё до основания бездарные политики и управленцы…

Чтобы затем всем миром всё заново строить?




P.S. На фото – самолёт АН-24 около здания старого аэропорта в городе Саратове


Рецензии
Я верю, что все вернется. Как в той песне - "кто летал, тем бояться нечего, кто летал - тот с заданием справится". Советская школа авиастроения не может исчезнуть бесследно. В конце концов, сама жизнь заставит пнуть пинком под зад всех нынешних "эффективных менеджеров", которых общество открыто презирает. Возродить школу, инженерную мысль. Не быстро, конечно, но с неизбежностью. Также, как с неизбежностью канет в лету нынешний режим компрадорской буржуазии.

Степан Астраханцев   28.10.2025 19:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.