Просто Парменид Элейский

Чаще всего, говоря о Пармениде, говорят об открытом им понятии "бытие". Это понятие сложное, ставшее со временем неоднозначным. Скажем философ Мартин Хайдеггер откровенно признался, что не знает, что такое бытие. Поэтому можно оставить эту тему профессиональным философам.

Но есть то, о чем слышали почти все и о чем споров не может быть, то, что является личным выбором каждого. Это идеализм и материализм. Материализм достаточно понятен, он основан на том, что воспринимается органами чувств. Скажем, если мы видим перед собой яблоко, то говорим "есть яблоко". А когда перед нами нет яблока, мы говорим "нет яблока, оно отсутствует". Но есть нюанс. Мы имеем в виду, что нет яблока "здесь и сейчас". В другом месте яблоко может быть и даже наверняка есть. То есть мы говорим об относительном существовании яблока. Вот этот мир "здесь и сейчас", относительный мир и есть мир материальный.

Но есть другой мир, известный по Платону, который опирался на Парменида, - идеальный. Платон явно сказал, что есть нечто важное, реальное где-то там, не "здесь и сейчас"! И не уточнил, где именно. Потому что не знал где. Вам придется представить это место самим. Суть идеального мира в абсолютности.  На этот раз если речь идет о яблоке, то мы говорим не о яблоке здесь и сейчас, у нас перед глазами, а о яблоке, которое всегда "есть". Парменид так и говорил: "думай об отсутствующем, как о присутствующем". Это и есть идеальный мир. Степень абсолютности его распространяется не только на пространство, но и на время. Скажем, динозавра нет не только здесь и сейчас, перед нами, но и в другом месте его тоже нет. Так мы склонны полагать. Так вот и о динозавре Парменид сказал бы, что он есть. Потому что он рассматривает не только сейчас, но вообще все время, и прошлое, и будущее. И даже о том, что появится только в будущем, Парменид сказал бы, что оно есть.

Таким образом, Парменид указал нам на мир, в котором всегда всё "есть". Это и есть мир Идеального. Чего он не сказал, так это то, что это все есть еще и "везде". Об этом говорит онтология определенности - современное учение объективного идеализма. Справедливости ради надо уточнить, что в качестве "локомотива" своего учения Парменид выбрал самое простое для своих целей - одно "все". И так как оно было одно, то ему и пространство не требовалось, не было никакого смысла двигаться, так как пространственная ситуация для него никак не изменялась при движении. Что здесь, что там - никакой разницы. Пармениду осталось только обосновать аналогичную ситуацию и для времени, что он и сделал в своей поэме. Отсюда пространственная и временная абсолютность идеального мира, предложенного Парменидом.

Мир идеального со всеми своими сущими частями, для нас есть всегда и везде. В мире материальном мы вынуждены всегда уточнять где именно находится сущее в пространстве и когда именно во времени. Парменид сказал, что такой материальный мир есть мир кажущегося, такой, какому нет доверия, а в истинном мире все четко, абсолютно и никак измениться не может. Вот основная философская идея, предложенная Парменидом. Кроме этого в учении Парменида можно обнаружить множество других философских вопросов и нюансов, актуальных и поныне. Но в них мы здесь углубляться не будем. Скажем просто (кратко, ясно, понятно, легко запомнить): Парменид - это философ, открывший мир Идеального и настаивавший на его реальном существовании, и его приоритете перед миром материальным. А "бытие" - это особое состояние, в котором этот мир пребывает, всегда и везде, неизменно, абсолютно. Именно таковы свойства этого "состояния" Вселенной.

Принимать ли учение Парменида или нет - решает каждый сам. Те, кто принимает - являются идеалистами, те, кто не принимают - материалистами. Но в философском дискурсе мало кто говорит о том, зачем нам понадобился Идеальный мир. А это и есть главный вопрос философии. Был и остается...

Материалисты говорят, что идеальный мир - лишнее, объективные идеалисты уверены в его реальности и важности, субъективные идеалисты связывают этот мир исключительно с чьим-то разумом, сознанием. Понятие "бытие" у всех этих подходов разное, свое. Тем не менее изначальное понятие "бытие" и его понимание все-таки парменидовское.

Онтология определенности утверждает, что идеальный мир всегда находится непосредственно рядом с вами и неотделим от мира материального, соседствуя с ним естественным образом и образуя наш идеально-материальный мир. Именно поэтому материальное яблоко потенциально возможно в любой точке пространства нашей Вселенной в свое время, при наличии для этого соответствующих материальных условий (не подумайте, что оно возникнет из воздуха, как у фокусника или мага). И яблоко здесь и сейчас будет точно таким же, как где-то там во Вселенной, в прошлом, настоящем или будущем, благодаря неизменности именно идеального мира. Идеальная форма яблока, формирует (соединяет в единое целое) подходящую "материальную" материю (части) и в конкретном месте, в конкретное время возникает сочное яблоко, которое можно попробовать на вкус. Так спросите себя, нужна ли нам неизменная идеальная форма, если без нее не возникнет сочное яблоко, если не будет чего-то, что соединит разрозненные части материи в единое целое яблоко? И нужен ли нам неизменный мир идеальных форм, мир Идеального, открытый Парменидом?.. Нужен ли, и есть ли он?..


Рецензии