Просто Парменид Элейский
Но есть то, о чем слышали почти все и о чем споров не может быть, то, что является личным выбором каждого. Это идеализм и материализм. Материализм достаточно понятен, он основан на том, что воспринимается органами чувств. Скажем, если мы видим перед собой яблоко, то говорим "есть яблоко". А когда перед нами нет яблока, мы говорим "нет яблока, оно отсутствует". Но есть нюанс. Мы имеем в виду, что нет яблока "здесь и сейчас". В другом месте яблоко может быть и даже наверняка есть. То есть мы говорим об относительном существовании яблока. Вот этот мир "здесь и сейчас", относительный мир и есть мир материальный.
Но есть другой мир, известный по Платону, который опирался на Парменида, - идеальный. Платон явно сказал, что есть нечто важное, реальное где-то там, не "здесь и сейчас"! И не уточнил, где именно. Потому что не знал где. Вам придется представить это место самим. Суть идеального мира в абсолютности. На этот раз если речь идет о яблоке, то мы говорим не о яблоке здесь и сейчас, у нас перед глазами, а о яблоке, которое всегда "есть". Парменид так и говорил: "думай об отсутствующем, как о присутствующем". Это и есть идеальный мир. Степень абсолютности его распространяется не только на пространство, но и на время. Скажем, динозавра нет не только здесь и сейчас, перед нами, но и в другом месте его тоже нет. Так мы склонны полагать. Так вот и о динозавре Парменид сказал бы, что он есть. Потому что он рассматривает не только сейчас, но вообще все время, и прошлое, и будущее. И даже о том, что появится только в будущем, Парменид сказал бы, что оно есть.
Таким образом, Парменид указал нам на мир, в котором всегда всё "есть". Это и есть мир Идеального. Чего он не сказал, так это то, что это все есть еще и "везде". Об этом говорит онтология определенности - современное учение объективного идеализма. Справедливости ради надо уточнить, что в качестве "локомотива" своего учения Парменид выбрал самое простое для своих целей - одно "все". И так как оно было одно, то ему и пространство не требовалось, не было никакого смысла двигаться, так как пространственная ситуация для него никак не изменялась при движении. Что здесь, что там - никакой разницы. Пармениду осталось только обосновать аналогичную ситуацию и для времени, что он и сделал в своей поэме. Отсюда пространственная и временная абсолютность идеального мира, предложенного Парменидом.
Мир идеального со всеми своими сущими частями, для нас есть всегда и везде. В мире материальном мы вынуждены всегда уточнять где именно находится сущее в пространстве и когда именно во времени. Парменид сказал, что такой материальный мир есть мир кажущегося, такой, какому нет доверия, а в истинном мире все четко, абсолютно и никак измениться не может. Вот основная философская идея, предложенная Парменидом. Кроме этого в учении Парменида можно обнаружить множество других философских вопросов и нюансов, актуальных и поныне. Но в них мы здесь углубляться не будем. Скажем просто (кратко, ясно, понятно, легко запомнить): Парменид - это философ, открывший мир Идеального и настаивавший на его реальном существовании, и его приоритете перед миром материальным. А "бытие" - это особое состояние, в котором этот мир пребывает, всегда и везде, неизменно, абсолютно. Именно таковы свойства этого "состояния" Вселенной.
Принимать ли учение Парменида или нет - решает каждый сам. Те, кто принимает - являются идеалистами, те, кто не принимают - материалистами. Но в философском дискурсе мало кто говорит о том, зачем нам понадобился Идеальный мир. А это и есть главный вопрос философии. Был и остается...
Материалисты говорят, что идеальный мир - лишнее, объективные идеалисты уверены в его реальности и важности, субъективные идеалисты связывают этот мир исключительно с чьим-то разумом, сознанием. Понятие "бытие" у всех этих подходов разное, свое. Тем не менее изначальное понятие "бытие" и его понимание все-таки парменидовское.
Онтология определенности утверждает, что идеальный мир всегда находится непосредственно рядом с вами и неотделим от мира материального, соседствуя с ним естественным образом и образуя наш идеально-материальный мир. Именно поэтому материальное яблоко потенциально возможно в любой точке пространства нашей Вселенной в свое время, при наличии для этого соответствующих материальных условий (не подумайте, что оно возникнет из воздуха, как у фокусника или мага). И яблоко здесь и сейчас будет точно таким же, как где-то там во Вселенной, в прошлом, настоящем или будущем, благодаря неизменности именно идеального мира. Идеальная форма яблока, формирует (соединяет в единое целое) подходящую "материальную" материю (части) и в конкретном месте, в конкретное время возникает сочное яблоко, которое можно попробовать на вкус. Так спросите себя, нужна ли нам неизменная идеальная форма, если без нее не возникнет сочное яблоко, если не будет чего-то, что соединит разрозненные части материи в единое целое яблоко? И нужен ли нам неизменный мир идеальных форм, мир Идеального, открытый Парменидом?.. Нужен ли, и есть ли он?..
Свидетельство о публикации №225102900369