Апология Маргариты
Чего добивается Маргарита, настаивая на публикации романа? Чтобы роман дошёл до читателей. Чтобы и другие читатели имели возможность пережить роман (прожить жизнь его персонажей), испытав столь же сильное впечатление от прочтения романа, какое испытала она.
Маргарита не догадывается, что роман Мастера о Пилате – не «проходной»? Живя с высокооплачиваемым инженером «в башне из слоновой кости» - в готическом особняке, она утратила всякое представление о том, что происходит за стенами её особняка? Да вроде не похожа она на совершенно легкомысленную особу, тем более, на полную дурочку.
А, может, она верит в трансформирующую облагораживающую силу писательского слова, в силу подлинного творчества, и именно эта вера движет ею, когда она подталкивает Мастера к попыткам публикации романа?
Маргарита рассчитывает, что редактор, прочитав роман, проникнется его духом и разрешит его к публикованию.
Она верит в справедливость, в то, что Мастеру воздастся по заслугам. А он заслужил славу и то, что ей сопутствует, - многомиллионную читательскую аудиторию. В этом смысле «плох тот писатель, который не хочет славы», т.е. того, чтобы его прочитало как можно больше людей, чтобы его роман жил в сознании людей.
Эта вера Маргариты наивна? Но разве не такая безотчётная вера, коренящаяся в «мире свободы» (если использовать терминологию Канта), лежит в основе всякого нравственного поступка? Разве не так же верил в силу искусство Ф.Шиллер, развивая идеи Канта о нравственности и свободе?
Мастер писал роман, следуя исключительно «зову» ««мира иного». Маргарита, следуя тому же «зову», стремится к публикации романа.
Нужно, чтобы творчество пересеклось с жизнью, с сознанием читателей. Если идея Мастера – свобода (самодостаточность, самоценность) творчества, то идея Маргариты – сущностная потребность жизни в творчестве, в том, чтобы благодаря творчеству в жизнь был внесён смысл, и окружающая реальность могла измениться к лучшему.
Но в «точке пересечения» творчества с окружающей реальностью (не совпадающей с сущностью жизни) неизбежно возникает конфликт. И Маргарита - «виновница» этого конфликта, она его спровоцировала. Прочитавшие роман редакторы и критики оказались совершенно глухи к голосу совести (Бога).
А поскольку в романе Булгакове это есть конфликт «мира иного» с «миром сим», «мира свободы» или, по Шиллеру, мира творчества с «миром природы», то он имеет самый романтически-возвышенный характер.
В «этом мире» разрешение конфликта может быть только трагическим - через смерть Мастера и Маргариты.
Противоположное, благополучно-счастливое разрешение он может иметь только в «мире ином». Невольно лишив Мастера покоя в этой жизни, Маргарита становится хранительницей его покоя в вечной жизни.
Но и в том, и в другом случае разрешение конфликта является также предельно романтически-возвышенным.
И всё же: в этом-то мире Мастер и Маргарита умерли, роман до читателей фактически так и не дошёл – значит, «миссия» Маргариты была напрасной, т.е. бессмысленной?
Нет! В рамках возникшего конфликта Мастер попадает в клинику, где встречает Ивана – столь же восприимчивого к его роману, что и Маргарита. «Преображение» Ивана даёт надежду на то, что роман Мастера будет жить, причём, в таком - совершенно законченном - виде, в каком он не мог быть написан самим Мастером. Хотя без прямого вмешательства Воланда здесь, конечно, не обошлось.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225103101349