Из жизни Бродского

    24.05. 1940. Ленинград. Его, едва ли не самого «несоветского» подданного СССР
   назвали Иосифом в честь Сталина. Уже с ранних лет в жизни Бродского многое
  символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питерском» доме,
  где до революции жили Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус и откуда они отправились в
  эмиграцию. В школе, которую посещал Бродский, некогда учился Альфред Нобель: в   
   1986 Бродский станет Нобелевским лауреатом.
    О детстве он вспоминал неохотно: «Обычное детство. Я не думаю, что детские
   впечатления играют важную роль в его  дальнейшем развитии».
    В отрочестве проявились его самостоятельность и строптивость. В 1955, не
    доучившись, Бродский поступает работать на военный завод фрезеровщиком,
  выбрав для себя самообразование, главным образом, чтение. Пожелав стать
  хирургом, идет работать помощником прозектора в морге госпиталя при
  ленинградской тюрьме «Кресты», где помогает анатомировать трупы. За несколько
  лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара,
  кочегара, фотографа и т.д. Ищет работу, которую можно совмещать с творчеством.
  Писать стихи впервые попробовал в 16 лет. Подтолкнуло писать стихи  впечатление
  от чтения сборника Бориса Слуцкого. Первое стихотворение было опубликовано,
  когда Бродскому было семнадцать лет, в 1957: Прощай, / позабудь / и не обессудь
  / А письма сожги, / как мост. / Да будет мужественным / твой путь, / да будет
   он прям / и прост...
    На рубеже 1950–1960-х изучает иностранные языки (английский и польский),
   посещает лекции на филологическом факультете ЛГУ. В 1959 знакомится со
   сборником стихотворений Е.А.Баратынского, после чего окончательно укрепляется
   в желании стать поэтом: «Читать мне было нечего, и когда  он нашел эту книжку
   и прочел ее, тут-то я все понял для себя, чем надо заниматься…».
    Читательские впечатления Бродского этой поры бессистемны, но плодотворны для
  развития поэтического голоса. Первые стихи Бродского, по его собственному
  призванию, возникли «из небытия»: «Мы пришли в литературу Бог знает откуда
  практически лишь из факта своего существования, из недр» (Беседа Бродского с
  Дж.Глэдом). Восстановление культурной преемственности для поколения Бродского
  подразумевало прежде всего обращение к русской поэзии Серебряного века. Однако
  и здесь Бродский стоит особняком. По собственному признанию, Пастернака он не
  «понимал» до 24 лет, до той же поры не читал Мандельштама, почти не знал (до
  личного знакомства) лирики Ахматовой.
    Безусловной ценностью обладало для него
  с первых самостоятельных шагов в литературе и до конца жизненного пути –
  творчество М.Цветаевой. Бродский больше отождествляет себя с поэтами начала 19
  в. В Стансах городу (1962) соотносит свою судьбу с судьбой Лермонтова. Но и
  здесь сказывается характерная черта поэта: боязнь быть на какого-то похожим,
  растворить свою индивидуальность в чужих смыслах. Бродский демонстративно
  предпочитает лирику Е.Баратынского, К.Батюшкова и П.Вяземского пушкинским
  традициям.


Рецензии