Шедевры живописи. Даная-невеста золотого дождя

   
Одна картина в исполнении трех  голландских художников,
  XVI-XVII веков.
   Исторический процесс, завершившийся  эпохой  Возрождения, требовал появления  титанов. И она породила  титанов по силе мысли, страстей, характеров, явившись величайшим прогрессивным  переворотом из всех пережитых  до того времени человечеством.
    У людей возникла уверенность, что, оказывается, можно  хорошо жить  и на земле, что жизнь прекрасна, что земные радости уже не почитаются грехом, как во времена Средневековья. Правда, церковь, религия все еще могучи, но их власть уже не всесильна, и  страх испытаний  перед  жизнью небесной уже не гнетет ужасом.
    В течение времени наравне с Италией, родиной Ренессанса,  Нидерланды  становятся самой передовой, самой развитой европейской страной. 
    Прекрасная, юная живопись Нидерландов. Казалось, только что родилась она и вот уже  слава ее - все то, что она смело вносила  в изобразительное искусство, пересекает Альпы,  воспринимается как новаторство во Франции, Германии, вызывает восхищение даже в самой Италии. У каждого из крупнейших нидерландских мастеров, начиная с XV по XVIIв.в., своя заслуга. Каждый  привнес что-то новое, выразил в живописи какую-то лишь ему присущую сущность  видимого мира. Рядом с ярким, чувственным  праздничным стилем Барокко Фландрии стояла сдержанная голландская живопись. Время, в которое  жили те или иные  художники, рождало свою  подлинную живописную культуру.
   Например, братья Ван Эйк, создавшие потрясающий гентский алтарь, проложили путь  позднейшим знаменитым художникам-колористам.  Если Венеция напоена солнцем и блеском моря, синевой  южного неба, то Нидерланды - страна туманов и дождей, север, в котором солнечный свет, как бы разбавлен молоком.
    Но от этого еще ярче вспыхивает жаркое пламя очага и и языки его пусть на миг ослепляют  взор всеми цветами радуги.
   К семнадцатому веку гении Брейгеля и Босха вывели нидерландскую живопись  на первое место в мире.
   Художники, наравне с  так называемой реалистической жанровой  школой  живописи использовали библейские и мифологические сюжеты.
 И вот об одном интересной вещи мне хочется рассказать в настоящей публикации.
   Дело в том, что  в ряду многих  мифологических  сюжетов один  особенно вызывал у художников разных  стран большой интерес.  Это древнегреческий  миф о Данае. Сюжет интересен как своим содержанием легенды, так и воспеванием художниками женской красоты.
         Отец Данаи царь Акрисий  поверил предсказанию Оракула, что он умрет от руки своего внука. Встревоженный царь приказал заточить красавицу дочь Данаю  в башню, чтобы она никогда не стала матерью.  Но нет преград для всевидящего  и всемогущего Зевса! Плененный красотой Данаи, он проник сквозь решетку темницы звонким золотым дождем и осыпал им  девушку.   Даная родила прекрасного младенца, назвав его Персеем. 
    Через десять лун Акрисий,  проходя мимо башни, услышал голос ребенка, и догадался, что его предосторожности не помогли. Рассвирепев, он приказал слугам  сбить деревянный ящик,  сам посадил туда дочь с внуком и безжалостно столкнул их в бурное море. .. Чудом  они спаслись, и  юноша Персей, нечаянно убил Акрисия во время спортивных игр. Так  сбылось пророчество Оракула.
    Зевс- Бог неба , грома и молний, в древнегреческой мифологии главный и самый сильный из Богов, ведающий всем миром . Он был женат на богине мудрости Метиде, богине правосудия Фемиде и матери всех богов Гере.
   Зевс был вообще большим ценителем женской красоты. Влюбившись в красавицу Европу, он обернулся быком, похитил ее и увез на остров Крит. Там он обернулся прекрасным юношей  и стал супругом Европы.
   Хочется добавить, что на поиски Европы отправился ее брат Кадм и, не разыскав ее, основал город Фивы-зеркало неба на земле, место, где  человек живет в гармонии со всей Вселенной.
   Многие художники не могли пропустить этот сюжет. В частности, известна картина Валентина Серова.»Похищение Европы».
   Некая Леда, жена царя Спарты Тиндарея, также возбудила интерес Зевса. Он соблазнил ее на берегу реки, обернувшись лебедем. В итоге на свет появилась дочь- Прекрасная Елена и сыновья Кастор и Полукс. История нашла отображение в творчестве итальянских художников  Леонардр да Винчи и Микельанджело, и француза  Буше.
    В облике змеи Зевс соблазнил Деметру, а затем ее дочь Персефону. Деметра- мать земли, одна из самых почитаемых божеств в Древней Греции. Богиня плодородия и вечных перемен. Жизнь полна потерь и страданий, но всегда есть надежда на возрождение и новую весну. История, в общем, печальная. Персефону похитил Аид и увез ее в царство мертвых …
   Много интересного можно почерпнуть обо всем этом в «Метаморфозах» Овидия.
 Но мы возвращаемся к героине нашего повествования - к Данае.
    Художники разных стран обращались к образу Данаи. Например, итальянцы Тициан и Корреджио в середине шестнадцатого века. Но я расскажу  о нескольких художниках Голландской школы. 
   Ян Госсард, по прозвищу Мабюз,  родоначальник романтизма в нидерландской живописи пятнадцатого-шестнадцатого веков. Он первый со времен античности  воплотил в  европейской живописи миф о  Данае. Он  не был гением, но способным живописцем, рисовальщиком и гравером. Он имел  зоркость наблюдения, остроту рисунка и склонен был  к некоей театральности изображения. Данаю он нарисовал, сидящей в башне, в красивом  синем плаще, не рискнув    изобразить ее обнаженной, так как еще   не так далеко по времени ушла эпоха жестокого Средневековья. У мастеров  этого времени еще не было той  внутренней свободы, какая  была у итальянцев. От картины Госсарда веяло  некоторой искусственностью и  холодком. Картина находится в Мюнхене,  Старой Пинакотеке, одной из самых старых галерей мира.    
    Следующим художником по времени был Хендрик Голициус, мастер из Харлема.  Его творчество приходилось на рубеж шестнадцатого-семнадцатого века.    
     Картины Голициуса  отличались прекрасным рисунком и ярким колоритом. Он был уже как  бы рожден  живописцем и гравером, с резцом и кистью в руках. Несмотря на то,  что в основном голландская живопись жанровая и изображала жизнь максимально приближенной к натуре, сюжеты на мифологические темы были очень популярны в Голландии и Европе в семнадцатом веке.  Когда хотели изобразить нежное девичье тело, образ Данаи подходил как нельзя лучше.
    У Хендрика Голициуса Даная изображена обнаженной, возлежащей на пышном ложе, окруженная служанками. Над ней парит, раскрыв крылья орел, не сам ли Зевс, который осыпает ее в это время золотым дождем.
     Режиссура восприятия как бы задана художником, направляя наш взгляд и пробуждая  впечатление   последовательно и в нужном направлении.
    Титаном, которого  пробудила эпоха, стал великий голландский художник Рембрандт ван Рейн. Рембрандт в своем творчестве достиг высот уже не вмещающихся в рамки нидерландской живописной культуры.  Как Микельанджело, «творец миров» , недосягаемо возвышается над всем искусством Италии, так Рембрандт,  открывший в живописи глубокие тайны и грезы человеческих душ, возвышается один над всем искусством Нидерландов.
    Великая непревзойденная магия его живописи чудесным образом преображает для нас самые обыкновенные предметы.
    Картину «Даная» Рембрандт написал в  середине 1600-х годов,  в период сплошного «праздника жизни» с обожаемой женой Саскией. Эти года совпали и со временем наибольшего успеха в его творчестве. Картина Рембрандта- это изящество и законченность целого. Поза , поворот головы, плавность и мягкость жестов- прихотливы, но послушны воле художника. Особую роль играет в картине свет. Свет- для Рембрандта главный  способ для контрастов, подчеркивает   тончайшим  золотым световым лучом таинство происходящего.  Светом Рембрандт творит чудеса.
   Внешность Данаи  имеет сходство с Саскией, которую вначале  написал художник. Она позирует, лежа на шелковых стеганых подушках.  В  более позднем варианте просматриваются черты некоей Гертье Диркс, экономки Рембрандта, с которой он  жил после смерти Саскии.
   Художник запечатлел в картине «Даная» вечную женственность и красоту, рождающуюся под потоком  любовного  света и сияющую негой и счастьем.
    Считается, что эта картина- одна из лучших, созданных  художником.
    Такова история трех картин, рассказывающая  о мифической красавице Данае и великом искусстве живописи, оставившем нам   эти драгоценные сокровища.   


Рецензии