04. 11. 2025. Искусство разведки

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. Книга 2-я.
(к 50-летию советского 12-серийного телефильма «Семнадцать мгновений весны», 1973).

Иллюстрация: 1918-1920. Москва. Московский трамвай. Где-то среди людей, висящих на подножках трамвая, искусно затерялся Всеволод Владимиров, слушатель группы нелегальной разведки первых инспекторских курсов ВЧК.

04.11.2025. Искусство разведки.

(В книге используется цитатное изложение данных книги Б.Е. Захава «Мастерство актера и режиссера». Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г.).

В сентябре 1918 года ситуация с транспортом в Москве была сложная: часто и густо на улицах Москвы действовал конный транспорт – извозчики, ломовые, собственные лошади богатых москвичей. Чаще всего москвичи и гости древней столицы России ходили по городу пешком. Автомобильные перевозки, конечно, были: грузовые и легковые, а вот пассажирский автомобильный транспорт только зарождался.
В 1907 году граф Шереметев запустил в Москве два автобуса (8-местный «Даймлер» и 12-местный «NAG») по пригородному маршруту из Марьиной Рощи до Останкино. В 1908 году появились ещё два временных пригородных маршрута. В конце 1908 года был запущен временный автобусный маршрут от Театральной площади до Серпуховской заставы. На этом маршруте использовался один автобус «Бюссинг», но он проработал всего три недели.
Однако к 1918 году в Москве активно развивалось трамвайное сообщение и протяжённость путей достигла 323 км. Всеволод мог доехать на трамвае от Покровки, д. 27 до дома портного Петра Фёдоровича Иванова, места явки, по маршруту трамвая №90: Павелецкий вокзал – Парк Сокольники. Время в пути составит около 40-50 минут в зависимости от дорожной ситуации, а от остановки трамвая «Парк Сокольники» до дома портного останется пройти несколько минут пешком. Также до парка Сокольники можно было за 1-1.5 часа доехать на извозчике, но для этого нужны были немалые деньги и вид какого-то «слушателя» в солдатской шинели без знаков различия вызывал бы подозрения.
До 1915 года фиксированных тарифов для московских извозчиков не существовало, оплата зависела от договорённости с извозчиком. В среднем стоимость поездки у честного извозчика составляла от 30 до 70 копеек. Услуги «лихача» (извозчика бизнес-класса с хорошей лошадью и комфортным экипажем) стоили 3 рубля за поездку. Однако в 1918 году после Октябрьской революции и в условиях Гражданской войны, цены на услуги извозчиков и ломовиков существенно были выше довоенных.
Чтобы не рисковать опозданием, Всеволод решил выйти из здания инспекторских курсов ВЧК на Покровке заранее, в 16:30, чтобы не спеша, но и не медля, проверяясь на ходу, добраться до дома портного Петра Фёдоровича ровно к 18:00. Правда, для этого нужно было всего ничего – разрешение на выход во время занятий из здания курсов ВЧК…
После обеда занятия продолжились с 14:00 и это были специальные дисциплины (тактика ведения допроса, основы агентурной работы, разбор примеров оперативной работы сотрудников ЧК). Однако в группе Всеволода слушателей ждала практическая лекция об актёрском искусстве разведчика-нелегала.
- Предметом нашего с вами исследования на этом занятии, - сказал тот самый невзрачный в возрасте преподаватель, который возник как бы ниоткуда в классе-аудитории среди слушателей группы нелегальной разведки, - будут вопросы искусства разведки.
Правда, в этом искусстве множество противоречий и препятствий, в том числе и внутренних, которые трудно понять, осознать и принять, если не пользоваться законами материалистической диалектики.
Единство и борьба противоположностей формы и содержания, единство и борьба истинной личности и придуманного образа разведчика, физического и психического в его творчестве, индивидуального и типического в создаваемом разведчиком образе, свободы и необходимости в процессе разведки, внутреннего и внешнего в каждой отдельной операции-сцене, то есть в интонации, жесте, расстановке участников во времени и пространстве операции – все эти вопросы, так или иначе, явятся предметом нашего рассмотрения на этом часе занятий.
- Надо прочно для себя уяснить, - сказал преподаватель. - Ни один из этих вопросов нельзя разрешить и найти на них ответы без знания законов диалектики. Только зная в теории, в истории и по жизненному опыту законы и закономерности инстинктивных и межклассовых взаимоотношений людей, можно верно и результативно выполнять задания разведки.
Конечно, талант разведчика – это важное условие успешной и эффективной разведки, но талант только тогда может реализоваться, если разведчик обладает врождённой или благоприобретённой способностью глубоко мыслить и тонко чувствовать.
К сожалению, есть немалое количество примеров судеб талантливых разведчиков, которые достигли предельного уровня своего собственного невежества, обрадовались, что они достигли высот развития и низверглись с этих «высот» на землю, а то и в землю…
- Этим выскочкам следовало бы не прыгать и скакать выше своей собственной головы, - как-то с раздражением и горечью сказал преподаватель, - а, достигнув своего уровня возможностей таланта, развить его, быть свободным в реализации своего таланта. Талант даётся разведчику не для того, чтобы он хвастался внешним успехом, званиями и наградами, а для того, чтобы с помощью своего таланта помочь государстве, стране и обществу победить в борьбе с врагами, с неправдой, с угрозами их существованию и жизни. Разведчик только тогда становится настоящим разведчиком, когда посвящает свой талант, жизнь, работу и творческую деятельность истинной правде, глубоким чувствам, высокими мыслями, идеалам борьбы за лучшее будущее народа и всего человечества.
- А что нужно для того чтобы разведчик был защитником человечества? – спросил преподаватель. – Для этого разведчик должен обладать этими высокими и сильными чувствами, мыслями, идеалами, стать самым передовым человеком своего времени, приобрести широкий культурный и творческий кругозор, стать мыслителем и общественным деятелем, вооружиться передовым мировоззрением современной эпохи, он должен быть Человеком с большой буквы, героем-демиургом, богочеловеком или богоборцем.
- Сложно, да? – спросил преподаватель. – Ничего, слушайте меня внимательно, вникайте в то, что я вам говорю и постепенно вы всё увидите, услышите, воспримите и поймёте. Главное – не теряйте и не умаляйте своё желание увидеть, услышать, воспринять и понять. Ищите и вы обрящете…
Всеволод и его товарищи уже слышали это странное выражение, которое «попахивало» чем-то церковным, старым и далёким. Это выражение в речи преподавателя из ВЧК звучало странно, но не враждебно, а наоборот, оно пробуждало в душе что-то очень глубокое, важное, значимое.
Само собой, интуитивно и внезапно в сознании Всеволода возникло ощущение, что он уже где-то слышал это выражение, причём в двух почти одинаковых по смыслу, но разных по произношению формах. «Ищите и обрящете», – звучало в его памяти, а потом вдруг выразилось в более полной форме: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам», а потом в ещё более древней – «Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам». Откуда звучали эти слова и выражения в памяти семнадцатилетнего Всеволода? Не знаю…
Знаю только, что Всеволод сам сделал вывод, что это выражение означает: ищите варианты приложения воли и усилий, и только тогда можно обрести результат, открыть истинную правду. Всеволод вспомнил давнее, ещё детское нравоучение своего отца: «Упорно старайся, добивайся своего и твоё упорство будет вознаграждено».
- Для реализации своего таланта разведчику мало вызубрить наизусть свою легенду к моменту отправки на разведку, ему надо упорно стараться, чтобы заключённые в легенде и задании истины вошли в его кровь и плоть, стали органическим достоянием разведчика, руководством к его инстинктивным и осознанным действиям.
Например, разведчик должен полностью перевоплотиться в человека и гражданина той страны, в которой ему придётся выполнять задание разведки, то есть стать «своим среди чужих и чужим среди своих». Для этого необходимо полностью принять мировоззрение героя своей легенды и даже мыслить только на языке страны пребывания. Нужно понять и принять, что мировоззрение и творчество в искусстве разведки нерасторжимы, что творчество без идеологии ведёт либо к бескрылому, невзрачному натурализму, притворству, фальши и лицемерию, либо толкает разведчика в холодные и жёсткие объятия бездушного, голого формалистического притворства, пустозвонства и кривлянья.
- Путь к подлинному искусству разведки требует от разведчика единства идейности и мастерства, высокое мастерство разведчика может родиться и вырасти только на почве высоких идей, мощной идеологии, широких и глубоких мировоззренческих знаний.
- А теперь – об искусстве разведчика и разведки, - сказал торжественно преподаватель. - Вы ведь помните, что сказал английский драматург Вильям Шекспир? Он сказал: «Весь мир театр и люди в нём актёры». Вернее, он сказал иначе: «Весь мир — театр, в нём женщины, мужчины — все актёры» или по-английски: «All the world's a stage, and all the men and women merely players».
Преподаватель впервые произнёс фразу на английском языке и Всеволод мгновенно уловил и удивился чистоте и правильности произношения преподавателя, он выражался как истинный классический англичанин, даже с ноткой традиционного британского превосходства в тоне и в голосе…
- Только Шекспир не одинок в выражении этой идеи и мысли, - сказал преподаватель, - до него эту мысль можно найти у Пифагора, Платона и Сенеки. Шекспир лишь развил и сделал популярной эту идею в своём произведении, комедии «Как это вам нравится».
Смысл этого выражения в том, что с одной стороны, получается, что каждый человек играет определённые роли в жизни, а с другой, - что у каждого человека своя роль в жизни как его судьба, единство и борьба противоположностей – ролевой судьбоносной предопределённости и свободы творческого самовыражения.
- Действительно, посудите сами, - сказал доверительно преподаватель. – Разведчик свободен только в своей натуральной истинной личности, но на задании в разведке он следует придуманной ему легенде и роли, играет свою роль в соответствии с легендой, заданием и условиями разведки. Согласны?
Вот и получается, что весь мир и конкретно страна и среда пребывания разведчика, область и сфера его работы, жизни и деятельности – есть театр, сцена и мизансцены, в которых он играет свою роль, живёт своей легендой и выполняет данное ему задание – пьесу, спектакль, постановку. При этом разведчик обязательно действует и играет свою роль в гуще людей и событий этого действия, постановки, спектакля и театра, а театр – это искусство коллективное.
- Далее я не буду вам говорить и сравнивать разведку с театром, с постановкой и спектаклем, а разведчика – с актёром, - сказал преподаватель. – Надеюсь, это утверждение вам понятно и вы его принимаете за аксиому, то есть истину, не нуждающуюся в доказательствах. Поэтому, первое, на что необходимо обратить внимание, когда мы говорим о специфике разведки, - это то, что разведка осуществляется не одним разведчиком, а многими соучастниками.
Кто-то выполняет функции сценариста и драматурга, создаёт разведчику его историю, его легенду. Кто-то, как режиссёр, ставит перед разведчиком задачу и руководит его подготовкой, тренировками, репетирует с ним его роль, разыгрывает в деловой игре выполнение главной и второстепенных задач. Кто-то одевает и обувает разведчика, оснащает его разными предметами и вещами, учит их применять и использовать. Кто-то вооружает разведчика и учит его стрелять, защищаться или нападать. Кто-то учит разведчика органично жить в соответствующих интерьерах, условиях и обстоятельствах. Кто-то помогает разведчику выработать необходимые навыки поведения.
Таким образом, есть масса людей, которые помогают, обеспечивают и участвуют вместе с разведчиков в выполнении задания разведки. Вот и получается, что подлинным творцом в искусстве разведки является не только главное действующее лицо – разведчик, а целый творческий коллектив участников, специалистов разведки. Это вам ясно?
Слушатели дружно вразнобой закивали головами.
- Хорошо, - удовлетворённо подытожил преподаватель. – Таким образом, коллектив в целом является автором искусства разведки. Сама природа разведки с её естественной непредсказуемостью, опасностью и разнообразием возникающих задач требует, чтобы весь процесс выполнения заданий разведки был творческим, одновременно расчётливым и спонтанным, то есть неожиданным, внезапным, незапланированным и… не ожидаемым ни разведчиком, ни его помощниками и участниками разведки. Почему так? Об этом далее…
- Мыслью и живым натуральным и естественным поведением должны быть насыщены каждое слово разведчика, каждый эпизод и элемент операций разведки, каждое движение и поступок разведчика, каждая ситуация и обстоятельство. Всё это — проявления творчества разведчика и всех, кто участвовал и участвует в его истинного и подлинного авторского произведения искусства – разведки.
При этом творческое участие каждого отдельного человека, специалиста или коллектива в осуществлении разведки, есть не что иное, как выражение идейно-творческих принципов, знаний и умений всего коллектива в целом. Без объединенного, идейно сплочённого, увлеченного общими творческими задачами коллектива не может быть полноценной разведки, нужного и ценного результата.
- Согласитесь, - понизив голос, сказал преподаватель, - без общности мировоззрения, общих идейно-художественных устремлениями, без единых для всех участников разведки творческих методов, подчинённых строжайшей дисциплине и единому замыслу, не может быть успешной разведки. Те, кто нарушает творческое единство подготовки и обеспечения разведчика, кто вольно или невольно «халтурит» и «порет отсебятину», тот не просто ошибается, а совершают преступление не только против своих товарищей, но и против самого искусства, которому они служат - разведке.
- Кстати, - сказал преподаватель несколько игривым тоном и с усмешкой. – Халтурить — это значит «некачественно делать работу», подрабатывать не стороне. Выражение «пороть отсебятину» придумал художник Карл Брюллов в первой половине XIX века и хотя оно относилось к живописи и означало «плохое, сочинённое не от правды и истины, а от себя живописное сочинение, картину» в наше время широко распространилось и означает отход разведчика от сценария и постановки операции разведки, от её цели и главной задачи, причём не обоснованный, а своевольный, капризный и вредный отход от задания разведки.
Например, в протоколе задержания, обыска и допроса не должно быть отсебятины в виде предположений, фантазий, придумок и фальсификаций фактов, речь разведчика не должна не соответствовать его роли и быть насыщенной всякого рода отсебятиной, демаскирующих и нарушающих конспирацию, о отчёты и сообщения разведчика в центр но должны иметь никакой отсебятины, только реальные и действительные факты. Это вам тоже понятно?
Слушатели опять, как болванчики, дружно закивали головами…
- Задача воспитания разведчика в духе коллективизма, вытекающая из самой природы разведки на пользу государства и общества, народа, Родины и Отчизны, - это задача, прежде всего, коммунистического воспитания в духе стойкости убеждений и преданности интересам и ценностям доминирующей в государстве и обществе идеологии и мировоззрения.
Нынешняя основа нашей идеологии и мировоззрения – это революция, слом старого и построение нового социалистического государства и общества, борьба за счастье и благополучие для всех ранее угнетённых и рабов, Мы против мещанского и буржуазного индивидуализма, мы за советскую власть трудящихся и наш братский коллективизм. Вот почему мы говорим, когда нас награждают: «Служу трудовому народу!».
- Итак, подведём промежуточные итоги, - сказал преподаватель, когда утихли жаркие аплодисменты слушателей группы нелегальной разведки. – Разведка – это синтетическое коллективное искусство, а разведчик – это главный носитель, выразитель и исполнитель этого искусства.
- Сейчас мы прервёмся ненадолго, а потом продолжим, - сказал преподаватель и кивком головы отпустил группу нелегальной разведки на краткий перерыв, при этом он сам поспешил в туалет…
Через пять-шесть минут лекция об искусстве разведки продолжилась, все слушали преподавателя максимально внимательно.
- В самой тесной связи с коллективным началом в разведке находится другая специфическая её особенность – синтетическая природа искусства разведки. Разведка – это синтез многих других искусств, находящихся в органичном единстве и борьбе противоположностей, во взаимодействии друг с другом.
Какие же иный виды искусств взаимодействуют с искусством разведки? Прежде всего, искусство добычи и обработки разнообразной открытой и тайной информации, в том числе печати и литературы. Далее идут искусство литературы, риторики, живописи, архитектуры, музыки, вокального искусства, искусства танца, спорта и интеллектуальной игры, соперничества, состязания и конкурентной борьбы. Среди этих искусств находится одно такое, которое принадлежит только разведке – это искусство разведчика.
Разведчик неотделим от разведки, а разведка неотделима от разведчика. Разведчик вне разведки, процесса разведки, превращается просто в обыкновенного человека, живущего своей или чужой жизнью, легендой. Вот почему разведчик – это носитель специфичного искусства разведки.
При этом совершенно ясно, что синтез искусств в разведке – их органическое соединение – возможно только в том случае, если каждое из этих искусств будет выполнять определённую разведывательную функцию. При выполнении этой разведывательной функции любое из искусств приобретает новое для него качество.
Например, разведывательная живопись не то же самое, что просто живопись, а кодированное сигнально-символьное информационное изображение, намёк, а то и просто указание на клад, тайник, место встречи и т.д. Разведывательная музыка не то же самое, что просто музыка, а морально-психологическое сигнально-символьное информационное воздействие, выражение определённых эмоций, чувств и настроений, намёков или прямых указаний разведчику.
То же самое и разведывательная декорация, то есть интерьер, ландшафт, обстановка, антураж места действия разведки. Если использовать аналогию с театром, то пьеса – это сценарий постановки разведки, идейно-художественная первооснова разведки, а действия в пьесе – основной материал, как театрального искусства, так и искусства разведки.
- Ну, к сценариям и к режиссуре постановки разведки мы ещё вернёмся, - сказал преподаватель, - а сейчас о том, что касается лично каждого из вас, к искусству быть разведчиком.
Итак, разведчик является главным носителем специфики разведки. Но в чём же заключается эта специфика? Мы показали, что искусство разведки есть искусство коллективное и синтетическое. Но эти свойства, будучи очень важными, не являются исключительной принадлежностью разведки, их можно найти и в некоторых других искусствах.
Здесь же речь идёт о таком признаке, который принадлежит только разведке. Признаком, отличающим одно искусство от другого и определяющим таким образом специфику каждого искусства, является материал, которым художник пользуется для создания художественных образов.
В литературе таким материалом является слово, в живописи — цвет и линия, в музыке — звук и мелодия, в скульптуре — пластическая форма. Но что же является материалом в искусстве разведки? При помощи чего разведчик создаёт свои образы?
Этот вопрос не получал должного разрешения до тех пор, пока в театральном искусстве не сложилась система К.С. Станиславского с её основополагающим принципом, гласящим, что «главным возбудителем сценических переживаний актёра, сиречь разведчика, является действие».
Действительно, что толку в том, что разведчик есть, сидит без движения, числится разведчиком и получает за это зарплату и награды? Нет, разведчик должен действовать, двигаться, искать и находить, разрешать тысячи проблем и вопросов разведки. Именно в действии разведчика объединяются в одно неразрывное целое мысль, чувство, воображение и физическое проявление разведки.
 Действие – это «волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели». В действии наиболее наглядно проявляется единство физического и психического. В нём участвует весь человек. Поэтому действие и служит основным материалом в искусстве разведки, определяющим его специфику.
Живое наглядное человеческое действие и является материалом искусства разведки, ибо именно из действий разведчик творит свои ела и свершения. Вот почему в сценариях разведки и в театральных пьесах разведчики и актёры называются действующими лицами.
На языке человеческих действий разведчик проявляет себя, свою личность, как настоящую, так и принятую на себя по роли, по сценарию и легенде. Поскольку же эти действия разведчик производит сам и таким образом, что в осуществлении этих действий принимает участие весь его организм как единое психофизическое целое. Поэтому разведчик сам для себя является инструментом, орудием, а когда надо – оружием разведки.
Итак, разведчик одновременно и творец, и инструмент своего искусства разведчика, а осуществляемые им человеческие действия служат ему материалом для создания своего образа разведчика. Поскольку разведчик является носителем специфики разведки, то можно обоснованно сказать: «действие разведчика – это основной материал искусства разведки». Вот почему так много внимания уделяется практическим занятиям, тренировкам, подготовки разведчиков.
Итак, разведка – это такое искусство, в котором жизнь и деятельность разведчика выражается в наглядном, живом, конкретном человеческом действии. Посудите сами, что может быть конкретнее, нагляднее и в то же время богаче по своему содержанию, чем живое человеческое действие! Мы же воспринимаем людей по их внешнему виду, внешнему поведению, по их действиям и поступкам, не так ли?
Если в литературе о человеческих действиях писатель рассказывает в своих текстовых произведениях, а в живописи художник эти действия изображает, и то лишь в неподвижной, застывшей форме, то в театральном искусстве актёр тут же, на сцене, реально их осуществляет. Если при этом учесть, что в театре действие выражается в непрерывном потоке живой человеческой речи и живых человеческих движений, если оценить свойственную театру непосредственность эмоционального воздействия актерской игры, то станет совершенно понятным то необыкновенное могущество идейно-художественного воздействия, которым обладает театр.
В театре идея, художественное обобщение, смысл пьесы и спектакля находят для себя такое жизненно конкретное, такое наглядное, такое чувственно убедительное выражение, что кажется, будто бы это вовсе не спектакль, а сама жизнь. Именно в этом секрет той необычайной власти над человеческими сердцами, которой обладает театральное искусство, а теперь и кино. Не многие искусства способны вызывать такой подъём, такое воодушевление и объединять всех в одном страстном порыве, в одной мысли, в одном чувстве, как это способен сделать театр.
- А театр, напомню вам, это жизнь, жизнь в движении. Театр – это многогранное искусство, которое можно определить через следующие ключевые характеристики и афоризмы великих личностей, напомню вам:
«Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» (Н.В. Гоголь).
«Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов» (А.И. Герцен).
«Театр – это искусство отражения жизни через драматическое действие, осуществляемое актерами перед зрителями». Не помню, кто это сказал…
А вот вам ещё более глубокие философские определения, что такое театр:
 «Театр — это зеркало, которое вынуждает зрителя видеть всё: и светлые, и тёмные стороны его жизни» (А. Островский).
«Искусство театра — это искусство прибегнуть к лжи таким образом, чтобы она стала правдой». Не помню, кто это сказал, но сказал верно…
«Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг» (Р. Роллан).
 «Насколько живое воспроизведение действует сильнее, чем мёртвая буква и холодный пересказ, настолько сцена производит более глубокое и длительное впечатление, чем мораль и законы» (И.Ф. Шиллер).
«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь» (К.С. Станиславский).
«Театр для актёра — храм. Это его святилище!» (М.С. Щепкин).
«Театр — это жизнь в движении. С каждым представлением она меняется местами и ролями» (О. Уайльд).
«Любое представление — это магия, создаваемая на сцене» (Ф.М. Достоевский).
- Так вот, - веско сказал преподаватель, - разведка – это и театр, и сама жизнь во всех их специфических проявлениях. Специфика разведки – это системность и комплексность мероприятий по сбору информации о противнике или конкуренте. Разведка - это искусство получения секретных сведений, особая форма информационного противоборства. Разведка – это профессиональная деятельность разведчиков по добыванию данных.
По определению древних и мудрых современников:
«Разведка — это искусство видеть невидимое»,
«В разведке, как и в любви, главное — не попасться»,
«Хорошая разведка начинается с умения слушать»,
«Успех разведки измеряется не добытой информацией, а её своевременностью» и
«Разведчик должен уметь играть любую роль, как актёр».
- Что роднит и связывает разведку и театр? – спросил преподаватель слушателей группы нелегальной разведки. – Молчите? Правильно делаете, но знайте, то у разведки и театра есть следующие общие черты:
- Необходимость перевоплощения разведчиков в соответствии со своими легендами, заданиями и действиями,
- Важность актёрского таланта и мастерства разведчика,
- Умение разведчика держать свою роль, не отступать от неё ни при каких обстоятельствах, то есть не попасться.
- Непосредственная работа с персонажами, публикой или окружением разведчика, с агентами, помощниками, друзьями и противниками, а также нежелательными свидетелями действий разведчика,
- Самое главное – следование сценарию разведки, цели и задачам разведки, своей легенде и своему предназначению.
- Какие театральные аспекты существуют в разведке? – спросил преподаватель и сам же ответил:
- Роли и маски: разведчик как актёр меняет образы и создаёт новые личности,
- Сценическое мастерство: умение держаться, говорить, двигаться в соответствии со своей ролью, легендой, сверхзадачей спектакля и постановки,
- Драматургия: построение легенды, создание убедительной биографии и истории разведчика по его роли,
- Антураж: создание правдоподобной обстановки вокруг разведчика, соответствующей его легенде и роли,
- Командная работа: взаимодействие разведчика с агентурой как работа в едином ансамбле, едином коллективном действии всех персонажей постановки или сценария разведки.
- Таким образом, - сказал преподаватель, итожа тему этого занятия, - делаем логичный и обоснованный вывод: разведка и театральное искусство тесно переплетаются в своей сути: оба этих искусства требуют глубокого понимания человеческой психологии, умения манипулировать восприятием и способности к полному перевоплощению разведчика. Главное отличие — театр служит искусству и развлечению, а разведка — государственным интересам.
Хотя, по моему мнению, театральное искусство – это не только развлечение публики, а школа жизни, храм духовного воспитания и образования, а это, на самом деле, государственный интерес. Не так ли?
К вопросу о действии как основном материале искусства разведки и главном возбудителе переживаний разведчика мы не раз будем ещё возвращаться, особенно на практических занятиях по актёрскому и ролевому перевоплощению.
- Вот и сейчас, - сказал лукаво преподаватель, - вам предстоит немного перевоплотиться, то есть одеться подобающим образом, выйти в город и добраться целыми и невредимыми, не попасться милиции и иным любопытным и приставучим личностям, до назначенных вам явкам – адресам конспиративных квартир или иных мест, в которых с вами начнут знакомиться и общаться ваши персональные кураторы, возможно, руководители тех отделов районных ЧК города Москвы, в которых вы, может быть, будете работать.
Ваша задача: добраться за 1-1.5 часа до адресатов, встретиться с кураторами, убедиться, что они – это те, за кого они себя выдают, то есть в разговоре-общении сказать пароль: «Кто вы, незнакомец?», получить точный ответ: «Тот, кто вам нужен позарез», ответить на их вопросы и расспросы максимально полно, точно, но кратко, исключая свои настоящие имена и фамилии, а после этого вернуться сюда на курсы, к ужину, то есть к 19:00. Конечно, тоже старайтесь никому не попасться… В этих конвертах адреса ваших явочных квартир и мест. Выбирайте.
Преподаватель разложил на столе серые неподписанные конверты и слушатели группы нелегальной разведки, не спеша и не толкаясь, начали подходить и выбирать из них «свой» конверт.
Когда Всеволод попытался взять один из конвертов, преподаватель неожиданно на секунду прижал его пальцем, а потом, якобы выравнивая конверты на столе, коснулся пальцем другого конверта. Всеволод взял этот конверт. В конверте у него оказалась только увольнительная записка на среду 25 сентября 1918 года с 16:30 до 19:00 в Сокольническую районную ЧК.
В других конвертах были адреса и явки следующих районных ЧК города Москвы:
1). Алексеевско-Ростокинский район. РЧК избрана 19 августа 1918 года в составе председателя Золоторовича и членов ЧК Лесово и Ракчеева.
2). Басманный район. Президиумом Басманного Совдепа
23 августа 1918 года избрана ЧК в составе: председателя Фомина, товарища председателя Махлиса и члена Елены Картушевич.
3). Замоскворецкий район. 23 августа 1918 года президиумом Замоскворецкого Совдепа избран председатель РЧК т. Захаров.
4). Рогожско-Симоновский район. Президиумом Рогожско-Симоновского Совдепа избрана ЧК в составе: председателя Свободина и членов: Сафонова и Емельянова.
5). Бутырский район. Председатель районной ЧК Залогпа. Наладилась канцелярия из 3 лиц.
6). Хамовнический район. Состав районной ЧК окончательно определён 24 августа 1918 года и с 26 августа районная ЧК начала работу.
7). Сущевско-Марьинский район. РЧК составлена из 2 членов: председателя Цампа и члена РЧК Целинского. Имеется 2 сотрудника на канцелярскую работу. Приглашены рабочие для работы в области разведки. В качестве комиссаров ПЧК работают члены комиссии и члены Исполнительного комитета районного Совдепа. Члены РЧК работают также и в качестве следователей.
8). Сокольнический район. РЧК под руководством С.А. Мессинга продолжает свою работу. Закончены дела по спекуляции и преступлениям по должности; дела эти переданы в Революционный трибунал. Начаты два дела по контрреволюции.
9). Пресненский район. РЧК избрана в составе председателя Николаева и члена Боброва. За время существования РЧК было 4 небольших дела по спекуляции, закончившихся в трёх случаях освобождением и в одном — расследование ещё продолжается.
(Источник: Из протокола собрания районных чрезвычайных комиссий Москвы об организации и деятельности РЧК. 24 августа 1918 г. // Коллекция архивных материалов по истории ВЧК и МЧК. Из истории Московской чрезвычайной комиссии: Сб. док. (1918-1921 гг.) — М.: «Моск. рабочий», 1978. (229).
Таким образом, Всеволоду Владимирову повезло, ему не пришлось выдумывать в администрации первых инспекторских курсов ВЧК повод и обосновывать своё увольнение в город без упоминания о найденном в чужой табакерке ребусе-адресе. Все девять слушателей группы нелегальной разведки получили, вероятно, такие же задания, как и Всеволод, только его задание было обставлено так, что он воспринимал его как волнующее шпионское приключение.
Сразу после получения конвертов с адресами явочных квартир и мест, слушатели группы нелегальной разведки поспешили собраться и поочерёдно, не привлекая особого внимания других слушателей, которые собирались на очередное занятие, вышли из здания курсов и разошлись-разбежались в разные стороны. Денег у них на это «приключение» ни у кого не было, поэтому им пришлось импровизировать…
Как и чем добирались другие члены группы нелегальной разведки до своих явочных квартир и адресов, Всеволод не знал и не узнал впоследствии, но сам он воспользовался трамваем №90 («Павелецкий вокзал — Парк «Сокольники»). Маршрут трамвая проходил через улицу Покровка (остановка «Покровский бульвар»), далее следовал через Чистопрудный бульвар, Каланчёвскую площадь, и заканчивался у выхода к парку «Сокольники».
Всеволод специально мысленно выбрал себе этот маршрут движения от усадьбы Боткиных на Покровке, д. 27 на трамвае с остановки «Покровский бульвар» потому что это был самый удобный и, главное, прямой маршрут, без пересадок. За проезд на трамвае в одну сторону и без пересадок Всеволод заплатил кондуктору 5 копеек. Время в пути составило около 40-50 минут, а от остановки трамвая до центрального входа в Сокольнический парк оставалось пройти несколько минут пешком.
Всеволод немного прошёлся вокруг остановки трамвая, проверился на наличие замеченных им ранее знакомых физиономий, не увидел никого, поэтому не спеша, но и не медля пошёл по известному адресу портного МЧК Петра Фёдоровича Иванова на улицу Первую Сокольничью к дому № 15.
Всю дорогу в трамвае и пешком до дома портного Петра Фёдоровича Всеволод напряжённо вспоминал и думал о сегодняшней лекции по искусству разведки и разведчика, ему очень нравилась тема лекции, он представлял себя в роли выдающегося актёра выступающего в паре с его любимой актрисой Мод Адамс. При этом Всеволод Владимиров не забывал, якобы, рассеянно оглядываться при переходе улицы на идущий транспорт, уступать дорогу симпатичным женщинам и оглядываться на них, смотреться в витринах магазинов, заходить и почти тут же выходить из лавок или подъездов домов. Слежки и наблюдения за Всеволодом не было.
Поэтому за 3 минуты до назначенного срока Всеволод позвонил, а потом постучался в дверь дома №15 на улице Первая Сокольничья, вошёл в прихожую, вдохнул уже знакомый запах мастерской портного и увидел в дверях смотровой и примерочной комнаты Станислава Адамовича Мессинга, председателя московской Сокольнической районной ЧК.

Справка (краткая):
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) — русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении более сотни лет имеет популярность в России и мире.
Родился 5 (17) января 1863 года в Москве, умер 7 августа 1938 года.
Детство и юность. Увлечение театром — с 1877 года в домашнем любительском спектакле. Вокруг Станиславского образовался кружок любителей театра, получивший название Алексеевского.
Учился актёрскому мастерству: брал уроки вокала, занимался пластикой, многое перенимал у артистов Малого театра.
Театральная карьера. В 1888 году Станиславский вместе с Фёдором Комиссаржевским и Фёдором Сологубом основал Московское общество искусства и литературы (МОИиЛ). Станиславский профинансировал общество и лично разработал его устав.
С 1891 года Станиславский был не только актёром, но и режиссёром в МОИиЛ. Поставил спектакли по произведениям «Уриель Акоста» Карла Гуцкова, «Отелло», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира, «Село Степанчиково» Ф. М. Достоевского.
В 1898 году Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (МХТ). Репертуар театра почти полностью составили современные авторы — Генрик Ибсен, Антон Чехов, Максим Горький.
Система Станиславского. В 1900–1910 годах Станиславский разработал метод актёрской техники и теорию сценического искусства, которая была названа в честь создателя — системой Станиславского. Цель системы — достичь полной психологической достоверности игры: актёр должен максимально вжиться в роль, чтобы окружающие поверили ему.
Некоторые принципы системы Станиславского:
Ремесло — использование стандартных приёмов, благодаря которым зрители легко распознают выражаемые актёром эмоции.
Представление — во время долгих репетиций актёр действительно проживает определённые чувства, которые формируют внешнюю форму роли, но на спектакле он уже не испытывает этих эмоций, а лишь точно воспроизводит их внешние проявления.
Переживание — актёр в момент исполнения роли искренне ощущает те же самые чувства, что и его персонаж, тем самым оживляя образ на сцене.
В 1930-х годах К. Станиславский опубликовал несколько книг, в которых изложил основы своей системы. Наиболее известные из них — «Работа актёра над собой» (в двух частях) и «Моя жизнь в искусстве».
Станиславский умер 7 августа 1938 года на 76-м году жизни в Москве. Похоронен 9 августа 1938 года на Новодевичьем кладбище (участок № 2).


Рецензии