Шекспир. Гамлет. Творческое завещание Шекспира
АКТ III СЦЕНА II. Зал в замке.
Входят ГАМЛЕТ и АКТЁРЫ
ГАМЛЕТ
Прошу, речь говорите так,
Как вам её я произнёс – легко и плавно.
Но если будете горланить так,
Как многие из нынешних актёров,
То мне бы больше подошёл
Для строк моих глашатай городской.
И не пилите воздух слишком много яростной рукой,
Вот так.
В самом потоке, буре, я сказал бы, вихре страсти
Должна быть мера, что придаст всему реальность.
О, мне до глубины души обидно слышать,
Как дюжий парень в парике
Страсть в клочья рвёт, в лохмотья,
Чтоб уши расколоть ближайших мест, которые не могут,
По большей части, в этом что-то разобрать, помимо
Необъяснимой глупости и шума.
Я высек бы его за перебор усердья Термаганта в воплях
И Ирода в безумстве. Вас прошу, такого избегайте.
ПЕРВЫЙ АКТЁР
Ручаюсь Вашей чести.
ГАМЛЕТ
Не будьте также слишком смирны.
И ваше собственное усмотренье
Пусть будет вам наставником.
Сообразуйте действие со словом,
И согласуйте слово с действием, но в этом
Не преступайте сдержанной естественности.
Ведь всё, что сверхпреувеличено, отходит
От цели исполнения, а целью было
Всегда и есть теперь –
Владеть глубинным отраженьем сути:
Показывать добру его черты,
Бесчестию – его презренный облик,
А всем векам и времени героям –
Их точное значение и место.
Теперь такие перегибы или недотяжки,
Хотя смешат профанов, но
Не могут знатоков не огорчать.
Такое осуждение от одного, должно для вас ценнее быть,
Хоть будь театр заполнен остальными.
О, есть актёры, чью игру я видел,
И слышал, как другие хвалят их весьма, которые,
Пусть это богохульством не звучит,
Не обладая ни произношеньем, ни походкой христианина,
Язычника иль просто человека,
Так завывали и расхаживали, что подумал я: наверно,
Из подмастерьев кто-то у Природы, создавая этот люд,
Их недоделал, так они ужасно подражали человеку.
ПЕРВЫЙ АКТЁР
Надеюсь, это мы исправили во многом у себя.
ГАМЛЕТ
Исправьте полностью. И пусть
Те, кто играют ваших клоунов,
Не больше говорят, чем им положено.
А то, бывают и такие,
Кто захохочут сами, чтобы рассмешить
Какое-то число пустых зевак, хоть в это время
Необходимо думать о проблеме важной в пьесе.
Такая мерзость выдаёт у дурака весьма дешёвые амбиции.
Идите, приготовьтесь.
АКТЁРЫ уходят
Свидетельство о публикации №225110500392