Открытая книга. гл 9

на фото архитектор-реставратор Григорий Владимирович Михайлов.

Для игры Светлой Ночки  «Этюды 7», тема 5. "Открытая книга" http://proza.ru/2025/09/19/178

Письма к Маню. гл 9. Открытая книга.
***

Привет, Манюша!
Всё никак не собраться было написать тебе. А тут вдруг тема этюдов- "Открытая книга". И меня понесло...

***

По моей квартире книги не то чтобы разбросаны. Но по привычке, с тех пор когда дети были школьниками, книги у меня живут какой-то своей жизнью.
А было оно так...
В основном Юлька оставляла раскрытые книги везде - в кухне на батарее "Васёк Трубачёв и его товарищи", в детской на кровати Гарсия Лорка с рисунками поэта, в туалете Крапивин. Как мне не нравилась эта её манера бросать читать повествование на ком-то месте и, перемещаясь по квартире, окунаться в иной сюжет и без начала и конца читать другое.
Но... Я ведь тоже не избавилась от своей привычки все книги сначала читать две последние страницы, чтобы потом раскрывая постигать историю и стараясь найти ответы на вопросы -почему случилось то, что случилось и каким образом привело к тому результату. Так что своих-то тараканов лелеем. Да?
Как там заканчивается классическая голливудская муз. комедия - "У каждого свои недостатки".( «Well, nobody’s perfect»)

Вот эти привычки книг - болтаться по квартире - как-то плавно перетекли в 21 век. Наверно это просто было и в моём стиле. А ещё по всем комнатам моей квартиры бродят то табором, то по одиночке общие тетради на пружинках с дневниковыми записями и черновиками …
А книги прилегли и замерли на прикроватной тумбочке - Платон и Пушкин на одном журнальном столике, Паола Волкова на другом, Куприн и Лорка(!!!)там же. Эх…

***

Странно, Маню, но меня все видят в каком-то не том свете. Мне так кажется.
В смысле не так, как я себя вижу. Ну не тургеневская барышня я ни разу. И не избалованная барынька. Где это видано, чтобы барыня ходила сама по магазинам и мыла окна и полы? А пыль? Кто убирает ту самую пылюку? То-то и оно. Всё сама, всё сама.
Смахивая пыль с корешков книг недавно наткнулась на шикарно изданный альбом с работами Гриши Михайлова* и пока рассматривала...

Мои мысли поскакали, полились быстрее чем я хотела бы. Понеслись селевым потоком с камнями, больно ударяющими по затылку, и маленькими камушками, просто заставляющими открываться секретные ящички воспоминаний с роликами в моём мозгу.

***
90-е...Самое начало.
В середине лета приехала с дачи на худсовет Лавки в Союз художников. Привезла свои и Сашины работы. Муж мой ужас как не любил все эти смотрины-приёмки. Считал что все экзамены остались в институте и я отдувалась за двоих. Совет прошла, ярлычки с ценниками и допусками получила и понесла холсты в "Лавку художника" на Невский,8. Ты же помнишь, что в то время единственный магазин, где современные проф. художники могли продавать свои работы. Престижно было. Да? Да. Просто выставиться там и повисеть и то удача.

Маняша, а ты помнишь, что шикарное здание из розового гранита, напоминающее итальянское палаццо, в которое мы переехали после второго курса, строилось для Первого Российского страхового общества, которое возглавлял барон Штиглиц? Тот самый богатый меценат, по воле которого будет создано Рисовальное училище и при нем музей( лучшее, что сотворил архитектор Месмахер!)
Господи, сколько оказывается случится переплетений имен, связанных с Мухинским.
Первая частная акционерная страховая компания была создана банкиром Л. И. Штиглицем, а проектировал здание архитектор Бенуа.
К зданию техникума слева стеночка к стеночке примыкает Академия растениеводства им. Вавилова. Обойти его по краюшку Исаакиевской площади и завернув на Мойку можно прогуляться по набережной до Невского. А справа с нашим "палаццо" соседствует здание Императорского общества поощрения художеств, отданное Ленинградскому отделению Союза художников СССР.

Красивое. А внутри какая лепота! А выставочный зал какой чудесный с лестницей распашонкой! Как люблю я все коридорчики и закоулочки этого здания, сколько всяких встреч и историй связано с коллегами и друзьями, и просто знакомыми.
А теперь удивительное...

Реконструкцией и созданием всей этой красоты занимался... та-дам!!! Архитектор Максимилиан Месмахер, тот самый, что спроектировал любимую Альма Матер.

А ещё в этом здании СХ с входом со стороны Мойки, (откуда быстрее попасть во всякие бухгалтерии СХ), в начале ХХ века жил и работал художник Рерих.

Вообще, как люблю я эту улицу!
И какие красивые здания на Большой Морской!
Через фасад то банк, то страховое общество. Напротив нас шикарное здание с сохранившимися витражами внутри. Сейчас там Выставочное пространство Рос фото.
А тогда...Выходишь из техникума, голову поднял, а там на противоположной стороне, на самом верху дома между окнами панно, майоликовый фриз по рисункам Рериха -поход былинного войска! Рядом, через здание Страхового общества "Россия", прилепилась к нему гостиница "Астория", заворачивающаяся на Исаакиевскую площадь.

Ты знаешь Маню, мне кажется, мы тогда не понимали, не осознавали в полной мере того, в какой близости, шаговой доступности были к главным историческим достопримечательностям -памятникам архитектуры и искусства. Это просто было так естественно - зайти посидеть в садик перед Исаакием, понаблюдать за незнакомой и такой далёкой жизнью, плещущейся в интуристовской Астории(Англетер было стёрто из памяти, оставив только факт смерти Есенина) за этими львовскими экскурсионными автобусами, что плотным строем загораживали первый этаж гостиницы для иностранцев. Впрочем, возможно не только, но нам сие было неинтересно за ненадобностью. Да?
Посидели в садике, встали и прошли к Клодтовскому Петру I. Да не столько на Петра смотреть, топчущего конём змеюку подколодную, мы торопились в Александровский сад к розам... Какая замечательная коллекция роз цвела между памятником императору и Адмиралтейством.

***

От того, Маню, что я обожаю смотреть на небо - голова вверх - моя любимая поза, я и на город смотрю так же. Ах, наверху чудеса расчудесные! И лепнина не хуже, чем внизу, а может быть ещё и круче. А какие панно!

Маню, это ж наверно только я такая дурная… дурилка.
Смотрю детектив, снятый в Питере. И вдруг в кадре вижу на фасаде необычная красота по всему верхнему этажу! Раз показали, два. Гранитный цоколь, огромные застекленные эркеры верхнего яруса, пластичная, модерновская "перетекающая" лепка из растений и животных, и огромная мозаика по верху, на которой промышленный пейзаж с дымовыми трубами. На третий раз я не выдержала. Не видела я этого раньше!
Ну что ж. Скриншот и вуаля! А это ж доходный дом дом Лейхтенбергского, на Петроградской стороне.
Представляешь, мозаика там выполнена в технике укрупненного набора - как бы крупными мазками в известной мастерской Фролова (автора мозаики церкви Спаса на Крови). Редкость. Теперь внесена в "памятники".

***

Но я ж с тобой про Гришу повспоминать хотела. Так вот. Начинаю сначала.
Совет в СХ прошла. Выхожу на улицу. А на улице...

Лето! Теплынь. Самый центр города. У меня алая штапельная юбка в мелкий белый горошек с белым нижним подъюбником, отороченным старинным шитьём и белая блузка-вышиванка. Ну не совсем вышиванка, таких орнаментов на Руси много было. Да на груди две нитки бус из красного бисера.
Всю жизнь терпеть не могла хозяйственные сумки и авоськи. Для хоз. походов приспособила купленную в Феодосии плетёную корзинку для фруктов. Двуцветная, красивая и прекрасно вписывалась в образ…
И вот иду я такая нарядная, летняя, сияющая от удовольствия после хорошо выполненной миссии, вся в цветах, картинах, корзинах, картонках, но без собачонки.
И!
Встречаю нашего Гришу Михайлова. Где?
В полуподвальном Гастрономе.

Большая Морская. Центр города, рядом Невский проспект. И о,счастье! - в магазине есть и сыр, и ветчина, и колбаса и паштет!!! (напомню - самое начало 90-х)
Раньше ведь как? Ты поди забыла. Хотя не думаю.
Сначала нужно было отстоять в очереди, чтобы тебе всё взвесили и написали на бумажках сколько чего и по чём и с этими шпаргалками отправиться в очередь в кассу, где стоит народ в разные отделы пробить чеки. А потом с чеками снова к прилавку, чтобы из всех свёртков продавец выудила твой. А потом осчастливенной, околбасенной мадамой выходишь из магазина.

Стою в очереди в отдел гастрономии взвесить деликатесы (порадовать деток, что с мужем на хуторе), передо мной мужчина со смутно знакомым профилем. А не виделись мы с Михайловым лет...15-20. Поэтому я не очень понимала - он ли это. У Гриши, это я точно помнила, отсутствовала фаланга пальца на правой руке.
Впереди стоящий мужчина положил руку на прилавок и … фаланги на пальце не хватало. Тогда я тихо прошептала в спину
-Гриша, а это ты?
Он повернулся и признал меня. Лицо его при этом расцвело в удивлённой улыбке.
Жена Лида стояла в очереди в кассу, поэтому мы справились в два раза быстрее и ребята пошли меня сопровождать в Лавку Художника.
Я рассказывала про хутор, про цветочки, а Гриша мне и говорит
-Ты наверно каждый вечер в кресле-качалке сидишь и книжку читаешь. Тургенева с Пришвиным вместе.
Боже мой, Маняша, как я смеялась! Видел бы он меня рыскающей с ведром около нашего хутора после выпаса стада и собирающей коровьи лепёшки. Ой, а я же под каждый кустик перчика прикапывала хребет карася. А как же! Фосфор перцы любят. Вот я взахлёб и рассказывала о приобретенном хуторе и жизни на нём.


Почему в кресле качалке с книгой? Можно подумать тургеневская женщина. Хотя, кане-ешна, красиво и романтишно.
Да, с книгой у окна, но не на плетёном кресле, а на краешке тахты.
А может быть плетёное кресло это не главное? Может быть главное всё же книга? Набокова перечитывала только я. Каждое лето. Фантастику... А, вспомнила! М. Митчел! Читали её только мы с Юлькой. Купили в книжном магазине в Печорах. И так почему-то получалось, что Саша без конца садился на унесённые ветром эти книги. То на ступеньку крыльца, то на стул, то на лавочку под берёзой.
-О! Опять этот Эшли! - вскликивал он, вынимая из под попы то одну, то другую часть, а потом и продолжение уже Александры Рипли.
Ну да, именно так наши блуждающие книги переехали и на хутор.

Опять я не о Грише. Ну хорошо.
Но это надо не в начало 90-х, а в начало 60-х вернуться.

***

Что такое строительная практика в архитектурном техникуме на первом курсе после первой сессии?
Нам по 15 лет. Зимний морозный день. Очень морозный. Реконструкция дома на Петроградской. То есть это просто кусок улицы с разрушенной стеной фасада первого этажа углового здания. Я с Михайловым в огромных холщовых рукавицах разгребаем груду кирпичей. Ну, собственно, разгребать кирпичи Грише пришлось почти всю жизнь. Очень это дело ему понравилось.

Сейчас вспоминаю фотографию, где первый президент вручает Грише Орден за заслуги перед Отечеством. Вот наразгребал ведь! После Меншиковского дворца Гриша копал в подвалах Эрмитажа. Раскопали там первый Эрмитажный театр. Он ведь долгое время гл. архитектором Эрмитажа работал, потом своя архитектурная студия "АСМ"(Архитектурная Студия Михайлова) появилась...

Куда совершенно случайно или неслучайно попал мой младший сын. Они с женой после института искали работу, поехали на собеседование. Гриша пригласил обоих. Правда устроился только сын, невестка не захотела. Как-то через полгода в телефонном разговоре с Гришей спросила, как там работается Диме К? Гриша конечно рассмешил. Он совсем забыл, что у меня уже давно не девичья фамилия.
-А откуда ты его знаешь?
-Так это мой сын.
-Как, почему ты ни словом не обмолвилась?
Я ответила: "Они взрослые люди и не хотят быть ничьими протеже".
Это сын знал Григория по моим рассказам, но он как партизан молчал. И только потом они, приехав к нам, рассказали весь сюжет собеседования. Взял же без меня? Взял. Правда сын как-то не задержался на реставрации, ему стало скучно "перерисовывать окошечки". Хотелось сотворять свои проекты.

А Гриша с удовольствием занимался реконструкциями и в России, и за её пределами - замков в Чехии, Польше и тд. и т.п.
Потом помню на дне рождения Танечки Крыловой, уединившись, рассказывала ему про свои персональные выставки, а Гриша делился, насколько тяжело давалось ему руководство реставрацией, восстановлением Константиновского дворца в Стрельне. Самым сложным оказалось не научные изыскания, проектирование, а когда на последнем этапе пришлось курировать сразу несколько проектных организаций. Как это трудно объединить под одним началом и всё время их координировать, следить за сроками. Он переселился в вагончик на территории реставрируемого дворца. Лидочка очень горевала, что редко мужа видела в те времена. А, кстати, Манюша, только Гриша всегда приезжал с женой на наши посиделки бывших однокурсников. И я испытывала смущение, что Лидочка всегда с какой-то опекающей нежностью общалась со мной...

Очень Гриша гордился морским кабинетом для президента в Константиновском дворце. Особенно тем, что придумал, как осветить двухуровневое помещение так, чтобы на фасаде не произошло никаких изменений (наклонные окна в крыше решили эту проблему) И конечно деревянной лестницей, удивительно стилистически удачной.
А Константиновский дворец, Стрельна - это конечно получилась глыба!
Боже мой, быть начальником такого объекта! Конечно проще, гораздо проще было заниматься раскопами в Меншиковском дворце.

Как раз в конце 70-х Меншиковский передали Эрмитажу.
Ой, накопали, наразгребали они там...
Я с мухинской подружкой решила посмотреть, что же получилось. Кажется это было летом 1981 года. Мы зашли в какое-то помещение администрации спросить, бывает ли Григорий Владимирович хоть изредка здесь? Молодая сотрудница, узнав, что Гриша мой бывший одногруппник, тут же вызвалась провести нас по всем залам и закоулкам, так сказать "по блату", вернее просто от восторга, что я с Гришей знакома…. А "Он такой… такой... он просто замечательный!" И нам с Тамарой достались брызги восторга этой девочки от Гриши.

Что запомнилось? Внизу. Кухня и плита огромная. Всё в голландском стиле. Полы шахматные... Наверху в личных комнатах отделка стен голландской керамической плиткой. Пыли никакой. И картины висят на лентах с бантами.
Во дворце были обнаружены непонятные колодцы в стенах, очень узкие, 20х30 см и как потом обнаружилась в них зола. Мань, её сбрасывали в эти колодцы, чтобы не носить из печек через покои! Вот, оказывается, какой был первый мусоропровод! Это нам тогда девочка поведала.
А ещё... я влюбилась в синие глаза первого губернатора Питербурха! Какой шикарный портрет Меншикова там висит.

Сейчас, Маню, после стольких лет уже - опять реставрация. Представляешь, нашли, отколупали:)самый нижний слой штукатурки на главном фасаде. И он оказался цвета асфальта! Пилястры были белые, а капители лимонного цвета! Манюша, как это интересно и стильно с точки зрения художника смотрелось в нашем климате! Да?

А какую гордость я испытала, когда приехала, в 2005 году с экскурсией (Наташа, приятельница, на мой день рождения такой подарок сделала) в восстановленный Константиновский дворец. Гордость за наших мастеров, умельцев, реставраторов. Ну могут же! Ну и за Гришу тоже гордость.

***

Проклятый ковид забрал его.
В октябре 2021.

16.10 в 16:00 закрылась Гришина книга.

Да, Маню, закрылась.
Но иногда, сметая пыль, так приятно предаться воспоминаниям, когда все были живы.
И в этот момент они точно с нами рядом. Живыми и раскрытыми книгами.
***
Продолжение следует...


Григорий Владимирович Михайлов – заслуженный художник России, почетный архитектор Санкт-Петербурга, реставратор высшей категории, лауреат государственных премий в области литературы и искусства и области науки и техники, член правления Санкт-Петербургского союза архитекторов.
В 1990 году основал компанию «АСМ» (Архитектурная Студия Михайлова). Среди работ архитектора – проект возрождения дворца А. Д. Меншикова, Королевского замка в Калининграде, реставрация здания Константиновского дворца в Стрельне, бывшего Волжско-Камского банка, Эрмитажного театра, дома Паскевича-Эриванского, казино-клуба «Премьер». Г. В. Михайлов активно участвовал в создании государственного комплекса «Дворец конгрессов», ряда знаковых для России проектов.


Рецензии
Очень интересно об очень интересном.
В далёком переферийном городке,где я родился и рос,центральные улочки оставались ещё в первозданном,дореволюционном виде. Конечно,то был не Питер, но и на Кавказе строили красиво. А в тихих прогулках на стенах ещё висели овальные,жестяные таблички с круговой надписью "страховое общество Россiя".
Сегодня многое там уже не так и история места вымарана в угоду новой власти

Юрий Ник   09.11.2025 18:46     Заявить о нарушении
Приветствую, вас, Юрий!
Жаль, что очень многое исчезает, а могло бы сохраниться, как часть памяти, именно как памятники в музейно-выставочной жизни.
Томск когда-то был знаменит своею кружевной деревянной архитектурой. Я вдруг про него вспомнила сейчас и заглянула посмотреть, как сохраняется этот жилой двух-этажный фонд.
Интернет говорит, что около 2100 таких домов представляют историческую ценность.
А дома- каждый, как из книжки сказок.
Что на самом деле, конечно неизвестно, но экскурсии по семи домам проводятся.
Такие новости ...
Спасибо за отклик, Юра!

Эль Ка 3   10.11.2025 05:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.