Импичмент фараона и единомыслие разбойников

Терроризм во все века был инструментом политической борьбы.
В наш век, кажется, более чем когда либо, жертвами террора становятся  простые люди, а не те, кто определяет политику.   
          В главе «Исход» Библии описано, как Бог пытался вразумить египетского фараона, чтобы он отпустил из плена народ Моисея. Египетские казни - это, в каком-то смысле, тоже теракты.
Рядовые, или, как сейчас говорят, простые  египтяне далеко не все были виноваты в том, что их повелитель был такого жестокого и упорного нрава. Но и они стали невольными жертвами. 
Понятно, почему террористы нападают на безоружных людей: у царствующих персон всегда есть охрана. Но почему Бог позволяет им убивать невиновных?
Можно  ли предположить, что вся череда терактов, происходящих на земле, по сути, представляет собой попытку вразумления Богом современных «фараонов»? 
Можно ли допустить, что Бог наказывает невинных вместе с виновными?

Как известно, при освобождении заложников иногда от рук освободителей  погибает и часть самих заложников. Формула оправдания рисков звучит жестоко, но разумно: лучше спасти некоторых, чем никого.
Иммунитет человека в борьбе с болезнями иногда допускает фатальные и трагические для человека ошибки. Кажется, если уж природа так устроена, что с людей взять…
Люди отменяют смертные приговоры преступникам отчасти по причине возможных ошибок суда.
Многие верят, что божественное правосудие осуществляется уже сейчас, а не отложено до последних времён.
Может ли Бог ошибаться  при вынесение своих приговоров?

Поводы утверждать, что Он иногда принимает  ошибочные решения, есть.
 Даже сотворив уже человека,   Бог раскаялся в этом до того, что решил истребить всё живое.
Хотя, поначалу всё казалось весьма хорошим.
А однажды Он отменил Своё намерение разрушить город за его злодеяния, приняв во внимание  раскаяние жителей.

            Когда Бог поведал Аврааму, что решил истребить Содом, Авраам сказал: «Не может быть…, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым».
И Он обещал, пощадить  город, если в нём  найдётся десять праведников.
В Библии не однажды говорится, что  «Бог… не радуется погибели живущих».
Как бы,  оправдываясь, Он говорит: «Разве Я хочу смерти беззаконника?»
И в то же время читаем: «Я устал миловать…»…
«Не пощадит десница Моя грешников, и меч не перестанет поражать проливающих на землю кровь невинную».

В Новом завете есть слова, в которых Бог предстаёт совсем не таким, каким Он описан в разговоре с Авраамом:
« Иисус сказал …: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».
         То есть,  Бог попускает гибель  невинных людей в назидание другим?  И это напоминает известную из истории  практику коллективной ответственности, когда, например, расстреливают каждого десятого в строю.

Убийство всех первенцев в Египте - это наглядный пример коллективной ответственности народа за поступки  царя.
А чем было  убийство детей  в Вифлееме «по случаю» рождения Иисуса Христа?
Почему  Бог допустил убийство невинных младенцев?
На этот вопрос Иоанн Златоуст ответил: 
«Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды».
Чувствуя, что ответ не убедительный, он уточняет:
«Если уж Бог … попускает жить и тем, которые всю жизнь проводят во зле, то тем более не попустил бы умереть так этим детям, если бы предвидел, что они совершат что-либо великое».

То есть,  по мнению И.Златоуста, Сын Божий попустил убийство детей потому, что от них всё равно не было бы никакого толку? Можно сказать, что убил грешников с упреждением и  принял их в жертву?
Жертвоприношения были  распространённым  обычаем.
Но у пророка Иеремии есть слова, которые развеют всякие подозрения Бога в том, что Он требует приносить Ему в жертву детей: «Сыновья Иуды устроили высоты …, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило”.
Христос признал, что погибшие не грешнее тех, кто остались жить. И.Златоуст понимает, что это противоречит чувству справедливости. И, пытаясь, как адвокат,  оправдать Бога, предлагает свою версию:  невинные люди погибают, чтобы получить в другой жизни прощение или высокие награды.

В наше время посмертные награды за отвагу и героизм тоже дают. И отказаться от них никто не  может.
Религия патриотизма проповедует жизнь после смерти в памяти благодарных соотечественников.
С какой формулировкой получают свои награды  от Бога те, кто невинно погибают  ради того, чтобы остальные покаялись?
А если не покаются, напрасными будут жертвы?
Например, погибли люди в театре на Дубровке, или в концертном зале «Крокус».
Кому и в чём надо покаяться?
Может быть, невинные люди погибли, как египетские младенцы, за то, что царь не слушал  вразумлений Бога и не замечал, что многие бедствия были ему предупреждением?
         
После спасения Ноя с семейством Бог дал обещание больше не губить людей потопом.
Но библейский пророк утверждает, что всей земле угрожает «истребление, и притом внезапное».
И апостол подтвердил, что «земля и все дела на ней сгорят».
 Наука уточняет,  что это неизбежно случится через 3-5 миллиардов лет по причине остывания Солнца.
Понятно, почему такой прогноз не вызывает особого беспокойства: он слишком отдалённый.
Труднее понять, почему  не принимают всерьёз  слова Христа:
«Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся».
Богословие, не желая дать повод для обвинений в воинственности,   разъясняет, что под «огнём» здесь надо понимать горение души, а не исполнение  приговора и наказания.
Но в другом месте говорится: «Не мир пришёл Я принести, но меч…».
И.Златоуст  разъяснил, что меч необходим, когда зло и неправда прикрываются видом единомыслия:  «И врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член. Единомыслие не всегда хорошо: и разбойники бывают согласные».

А  если врач отсекает слишком часто члены  под предлогом их неизлечимости?
 Бывают врачебные ошибки по причине нерешительности врача. А бывает, что больной  не выдерживает , когда ему что-то отсекут.
         В конце 2021 года в СМИ и на сайте МЧС появились сообщения о том, что в РФ впервые вводится  стандарт «срочного захоронения трупов».
В это же время не стихали, несмотря на опровержения, слухи  о возможном военном конфликте.
И вдруг всех россиян оповестили о том,  в какую яму и как нужно укладывать гробы или мешки с телами.
Пошли тревожные  слухи: «Зачем понадобился новый ГОСТ?».
 На самые  панические отвечали: «Кому-то нужно расшатать устои».
Вскоре после первых сообщений о разработке нового стандарта случилась нелепая и трагическая гибель министра МЧС, которая тоже дала повод для слухов.
                После празднования Нового года и Рождества  большинство недоумений не то, чтобы  рассеялись, а просто отступили перед недоумениями и тревогами более высокого порядка.
Им  тоже стали давать объяснения. 
От частого и продолжительного повторения их  постепенно складывается обстановка единомыслия.   

Удивительно читать, что египетский царь упорствовал в своём нежелании отпускать пленников потому, что Бог «ожесточил сердце фараона». То есть, Бог «провоцировал» фараона?
В УК РФ есть статья о доведении до самоубийства. Примерно по такой статье  осуждают и Бога за то, что Он «ожесточал сердце фараона».
Почему бы не внушить фараону страх, раскаяние, сочувствие или милосердие к пленным?
Почему  бы не внушить мысль, что народ терпит беды по причине его упорства?
Богословы, защищая  репутацию Бога, объясняет этот  Его поступок  так сложно, что к недоумению от Библии добавляется ещё подозрение её толкователей в боязни выйти за установленные рамки единомыслия.
В те древние времена процедуры импичмента фараона ещё не было.
Но и в наши дни нет никаких гарантий того, что по причине ожесточения сердца фараона народ не станет жертвой «египетских» казней.
Случаются  беды и хуже, чем нашествие жаб, мошек и саранчи, но никто и не думает, что это происходит от того, что правитель страны в чём-то упорствует по ожесточению своего сердца.
Некоторые напасти, например, нашествие борщевика,  ставят в вину правителям, которых уже нет в живых.
А что могло  бы помочь образумиться египетскому фараону?
Всего-навсего, одна мысль о том, что есть Бог, который может и навести эти напасти, и предотвратить их.
Что могло бы спасти простых египтян от  казней, которые теперь зовут «египетскими»?
Одна мысль, что бояться и слушаться надо, прежде всего, Бога, а не фараона.
Но  в то время в Египте было полное единомыслие.


Рецензии
Отлично написали, Геннадий!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   08.11.2025 18:54     Заявить о нарушении