Подход к государству будущего

Нами делается попытка взглянуть на проблемы государственного строительства с мировоззренческих (то есть наиболее общих) позиций. И эта работа ведётся нами прежде всего в контексте проблем человека в современном мире. Наряду с разработкой «картин будущего» мы сразу же пытаемся нащупать ходы к их осуществлению.

Об актуальности темы статьи.
Начавшееся острое столкновение РФ и Западной коалиции (последняя всё же умудрилась начать воевать «руками Украины», впрочем, это преимущество по сути авторства и инициативы в событиях Запада, мы/Россия пока – реагирующая сторона) поставило нашу страну в беспрецедентно сложное положение. Как всегда в таких случаях, с одной стороны, от РФ требуется оперативная реакция на события (а здесь успех во многом определяется качеством и достигнутой зрелостью ранее наработанных политической, экономической, военной и культурной стратегий), с другой стороны, от РФ требуется ускоренная дальнейшая работа над этими стратегиями (эта работа никогда не завершается, но лишь время от времени проверяется на адекватность её продвижения возникающими жизненными катаклизмами) – здесь мы и видим точку приложения своих сил, и, более того, считаем актуальным выведение работы на мировоззренческий уровень, то есть видим необходимым подняться в работе над каждым отдельным направлением (будь то политическое, культурное, экономическое и любое другое направление) – нужно ухватить нечто целостное.
При таком смысловом посыле данный текст не более чем крупица той глыбы труда, которая должна быть вложена в достижение намеченного, но эта титаническая работа в России уже начата, и это главное.

Ключевые идеи разработки Государства будущего.
Нам будет полезна следующая классификация типов государств. Государства можно разделить по тому духу/энергии, которые в них заложены и которые, соответственно, поддерживают их жизнедеятельность – и страны в целом, и её народа, и общества, и каждой его группы, наконец, и каждого отдельного человека. Подпитка и пропитка каждой активности в государстве этой энергией/духом – необходимое условие осуществимости государства – это его императив.
Мы выделяем в истории два основных типа государств: военное и экономическое.
Мощь и стойкость военного государства составляет его военная сила, его армия, его воин. Способность к защите своих владений, а также способность к захвату (в ситуации конфликта) ресурсов других, более слабых государств в конечном счёте и составляют могущество отдельного государства данного типа. Отсюда и служивое (военно-обязанное) дворянство – элита военного государства. Итак, «движок» военного государства – военная сила, стремление к ней.
Богатство и жизненную стойкость экономического государства составляют производимые в нём материальные блага (продукты/услуги) и наличие у государства их финансового эквивалента – денег. «Всё продаётся и всё покупается», в том числе, любые ресурсы (солдаты и специалисты в том числе), главное – это наличие денег. Таким образом «движок» экономического государства – финансово-экономическое могущество, стремление к нему.
Все современные государства, независимо от провозглашаемых лозунгов, являются экономиче¬скими в том смысле, что основу их жизнедеятельности составляет экономика, финансы. То есть, любые разворачиваемые государственные (в том числе и социальные) программы всегда ставятся в за¬висимость от экономической возможности их обеспечения.
Однако, экономическому государству свойственны серьёзные недостатки:
• Когорта финансистов-экономистов ставит себя в современном (экономическом) государстве выше политики (политиков), абсолютно веруя, что это так и должно быть. Когда мы всё же вспоминаем, что ключевая задача политики – охранение и сохранение народа и его государства, важнее чего в жизни народа вроде бы ничего и нет (государство – ключевая форма народной жизни), то всплывает существенное противоречие между духом современного (экономического) государства и политической сутью государства.
• В экономическом государстве, а значит во всех современных государствах, не реализовано разделение «собственно государ¬ства» (политического образования, его институтов) и гражданского общества (социального/общественного об¬разования), о чём писал П. Флоренский, а задолго до него Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо и другие философы. Вероятно, непреодолённая тесная увязка политического и социального (общественного, сегодня включающего в себя и экономику) в современных государствах, отчасти, объясняется как раз их «экономической сущностью», а значит давлением над всем экономического аспекта – «джина выпустили из бутылки». В итоге учитель перестаёт учить, врач лечить, а полицейский охранять – все зарабатывают (во всём с неумолимостью проявляется «экономический движок»).
• Сложившийся рыночный механизм асимметричен к спросу и предложению – свободно выражает себя только предложение; спрос же «работает» в пределах складывающегося и весьма ограниченного предложения. По природе вещей ситуация, казалось бы, должна быть обратной (разве не прежде всего – человеческие желания, надежды?). Соответственно, рынок сегодня «социально» не сбалансирован – мы имеем только рынок предложения (от самой же экономики). То, что называется на рынке спросом, точнее было бы назвать «реализованным пред¬ложением». Таким образом, «социальное» – в форме общественного спроса – в экономику вообще не включено и последняя стала своеобразной «вещью в себе».
• Экономике нужен «упрощенный человек» для исключительного встраивания его в цикл двух своих же институтов (производства и потребления): <фабрика-магазин-фабрика-магазин-фабрика...>. Задача экономического государства не выпустить человека из сферы материальных потребностей в область свободы и творчества. Даже университеты с академиями для экономики желательно свести к высшим ремесленным курсам (и сводятся).
• Однако, сегодня уже неактуально оценивать только материальный уровень жизни. Следует оценивать условия/уровни жизни в более широком плане. И в этом случае можно будет увидеть, что социалистические страны и в недавнем прошлом, и в настоящее время дают не только не худший, но даже лучший жизненный шанс человеку. Да и в высокой оценке качества жизни на Западе также можно усомниться, хотя материальный уровень там довольно высок.
• Апогеем экономического государства является глобализм (по сути уничтожение им естественно-исторического, эволюционно складывающегося культурного человечества и создание некоего нового кибер-человеческого образования). Особенно чудовищно в глобализме лишение человека возможности трудиться. Труд – одно из важнейших, ценнейших качеств человека («Молитвенно примем дар труда» /Н. Рерих/), лишение возможности полноценно трудиться – это уже просто преступление глобалистов.
Вывод 1.  На смену экономическому государству должно прийти социальное государство (это пока рабочее название, расшифровка смысла далее).
Экономическое государство (рынок, капитализм) появилось и укрепилось лишь после завершения "силового" (военного) передела мира (силовым оставался возможным только очень дорогой передел и для очень немногих государств, и этим способом миропорядок и политический климат в мире в целом уже не определялся). Аналогично и социальное государство (социальные институты) могут возникнуть лишь по завершении экономического передела мира. Последнее, однако, происходит прямо на наших глазах.
                * * *
Мы исходим из того, что наиболее ценный жизненный ресурс – это человек, его бесконечно разнообразные и неограниченные возможности. Экономическое государство чрезвычайно слабо использует этот «ресурс» (точнее сказать – оно лишь снимает с него «сливки» – активно используя только уже проявивших себя, наиболее ярких и способных людей, остальную же – и основную – массу людей отправляют на «жизненные задворки»). В этом также просматривается суть экономического государства – получать лучшее за наименьшую цену (вечная гонка за рентабельностью).
«Наше» социальное государство (СГ) принципиально меняет отношение к человеку – в нём/СГ вся жизненная потенция и активность есть человеческое «Хочу осуществиться, состояться в жизни!», которое, как порождение/исток идёт «от народа», от естественной человеческой природы и свои результаты возвращает в «народ же». Конечно, такое «Хочу осуществиться!» встречается и в экономическом государстве, но там эта жизненная установка – удел лишь очень немногих и у ещё меньшей части оно воплощается (и нередко за счёт ущемления других), что объясняется, с одной стороны, ограниченностью ресурсов, с другой стороны, ориентированностью на рентабельность (выживает лишь экономически выгодный). То есть данная установка в экономическом государстве вовсе не является жизненным императивом, как это предполагает СГ.
Итак, ключевой момент – то, что определяет существо СГ и является его «социальным движком», – это человеческая активность. Жизненная активность человека столь же естественное его качество, как и материально-потребительская сторона экономического человека. В СГ всё «взывает» к человеческой активности и всё достигается через неё же (военное и экономическое могущество, в том числе). Каждая активность человека сразу же становится социально значимой, поскольку она ожидаема и принципиально значима для общества, то есть она есть также и сразу же – социальная активность. Можно даже говорить о возникновении своего рода социального «поля человеческой активности» в СГ, поддерживающего в нём социальную активность людей. Понятно, что такой «социальный движок» – в силу своей универсальной значимости для общества и государства – носит тот же характер в СГ, что и военная сила в военном государстве (его «движок») и материальное/финансовое богатство в экономическом государстве (его «движок»).
Вывод 2.  «Движком» социального государства является человеческая активность (ключевой жизненный ресурс в СГ).
Как «социальный движок» возможен. Свободно изъявляемое человеческое «Хочу осуществиться!» становится и потенциальной социальной активностью конкретного человека в СГ. Человеческая активность является необходимым условием для производства чего-то нового (продукта/услуги) – конкретный человек в конкретном деле должен с необходимостью появиться и взять дело на себя. А вот достаточным условием для осуществления этой активности является общественная потребность в её (этой активности, этого дела) продукте/услуге – именно наличие и удовлетворение такой общественной потребности и знаменует факт реального нарастания «жизненного богатства» страны/региона/человека – за счёт появления нового и востребованного продукта/услуги. Если заявленная социальная активность («Хочу осуществиться!») востребована людьми, то есть адекватна, ориентирована на их потребности, а также успешно проходит социальную/общественную экспертизу, которая выявляет реальную её полезность и оригинальность, а также отсутствие побочных негативных эффектов – ущемление других социальных интересов, противоречий с другими активностями и так далее, то автор утверждённой активности обретает статус общественного предпринимателя (это целая процедура) и право на ресурсы, то есть приступает к воплощению своей активности. Итак, всё новое, что берётся для создания/производства жизненного богатства в СГ, может быть получено исключительно(!) из банка социальных потребностей. Банк социальных потребностей – это ключевой государственный/региональный институт в СГ (аналог финансовым и материальным институтам экономического государства и военным институтам военного государства). Наполняя, развивая Банк социальных потребностей всё новыми и новыми потребностями, осуществляется своего рода проектирование самого будущего страны, общества, региона. Новые потребности – это всегда взгляд в будущее. Таким образом ресурсы и статусы, получаемые социальной, административной (территориальной, профессиональной, …) единицей, зависят прежде всего (а может быть и исключительно) от её ожидаемого вклада в создаваемое новое жизненное богатство страны – через активность конкретных людей данной административной единицы. Что касается потребностей, ориентированных на заграничные продукты и услуги (на импорт), то в СГ допустимо их удовлетворение лишь в пределах объёма собственного экспорта, то есть, они должны быть сбалансированы равноценным обменом на международном рынке (и это на всех уровнях – от баланса «свой продукт – приобретение импорта» в жизни отдельного человека до этого баланса у государства в целом). Такое положение сегодня, отчасти, уже есть, но снова в неоформленном виде – как некое соизволение на это, на этот импорт сверху (сверху же и всякого рода распределения и оценка балансов).
Вывод 3. Жизненное богатство СГ возникает в диалектическом процессе становления и теснейшей увязки, с одной стороны, активности конкретных людей, ориентированной на порождение «нового», с другой – общественной потребности в этом «новом».
И установка на жизненную активность отдельного человека, и установка на наполнение Банка общественных потребностей (как закладываемого ориентира в будущее региона/страны) должны быть приняты государством и обществом как жизненные императивы СГ. Это подобно установке на всеобщую необходимость трудиться в СССР (примечательно, что активность человека и его труд – перекликающиеся категории).
Вывод 4.  Установка на человеческую активность и установка на общественные потребности, как на ключевые жизненные ресурсы и ценности человека/региона/страны – это жизненный императив СГ.
Откуда наша уверенность в осуществимости проекта «СГ». В основании ключевого императива СГ лежат человеческие качества, имеющие естественную природу, то есть при благоприятных (удовлетворительных) условиях этот императив осуществим именно в силу его естественных оснований. И этот императив выгодно противостоит другим типам государств, где человек веками не может выбраться из «потребительской парадигмы» (кстати, она свойственна даже и несостоявшемуся коммунистическому обществу).
Поддержку идее СГ мы видим и в большом положительном опыте, который мы получили в эпоху СССР – это и бескорыстная увлечённость людей работой, и нравственность человеческих поступков, и вера в поставленные высокие цели – всё это в наших людях в какой-то мере осталось.
Понятно, что попытки пробудить социальную активность народа предпринимались и раньше, но из-за отсутствия установления факта жизненной значимости и радикального приоритета народной/человеческой активности в жизни страны перед потребительской, материальной её стороной лишь к лозунгам всё тогда и сводило.
Перечислим теперь ряд преимуществ СГ перед экономическим государством:
• Гуманное отношение к человеку, а именно предоставление человеку права и возможности быть самим собой, быть целостным (полноценным) – тем, кто он есть по своей естественной природе – Человеком.
• Человек начинает видеть, что страна ориентирована на его жизненный успех (на осуществление и успех его жизненной программы – в этом же, оказывается, лежит и успех страны!).
• Реализуется тезис «Сила в правде», как сила (и правда) в самом человеке, в своём селе, в своём городе, в своей стране. Это подобно тому, как «Истина нам явлена в самом Христе» (картина «Что есть истина?» Крамского – на ней Христос стоит перед Пилатом, который вопрошает: «Что есть истина?», а истина-то явлена буквально перед ним в лице Христа). Так и с правдой – она в самом человеке (в своём селе, городе, стране), она есть и сам человек, однако, человек должен увидеть её, может быть как потенцию, но увидеть в себе, именно в самом себе. Это открытие человека исключительно важно – значит не нужно искать правду «где-то», но нужно самому быть ею, то есть быть справедливостью, значимостью, силою, …, то есть быть в полном смысле этого слова!
• Достигается социальная справедливость – статус и достаток человека определяются (по социальным уровням): его личными достижениями, достижениями его социальной группы, достижениями его региона, его страны, достижениями всего человечества.
• Решаются тяжелейшие проблемы – демографическая (ведь рождаемость, например, может и должна регулироваться на каждом уровне самим обществом – исходя из стоящих перед ним задач), пропитания и достатка (достаток в СГ – это то, что человеком/группой/обществом/народом заработано, а не получено «сверху» по разнарядке), справедливое распределение общего (распределение общих ресурсов, например, регламентируется самим же обществом); ограниченность материальных ресурсов (через отказ от безудержного и безмерного потребления – прежде всего необходимо осуществить именно это, а вовсе не кидаться на переход к дорогим и сомнительным возобновляемым ресурсам).
• Устраняется «экономическое» насилие над людьми в форме навязывания товаров и услуг (через рекламу, навязанное, но вовсе не необходимое обслуживание и др.).
• Нет никаких ограничений в возможных духовных и материальных достижениях. Однако, материальное благополучие в СГ становится менее значимым, нежели социальные и духовные достижения, например, должен появиться Институт социального статуса человека (достигаемый человеком статус – следствие его активности, – а значит это и его положение в обществе).
Теперь дадим определение «нашего» СГ:
Социальное государство – это государство, бытие которого во всех своих ипостасях пронизано, определено человеческой активностью, с одной стороны, и оформлено, регламентировано социальной потребностью, с другой стороны.
Естественно, СГ не отказывается от обретения финансово-экономического богатства, но достигает его иным, нежели у экономического государства, подходом. Это подобно тому, как экономическое государство не отказалось в своё время от военной мощи, но обрело её иначе, нежели это делало военное государство. Это «иначе» в случае СГ есть отказ от акцента на потребительские (финансово-экономические) аспекты жизни человека, народа и государства и перенос акцента на социально-личностную активность жизни человека, народа, государства.
Нам в России особенно важно то, что дух СГ наиболее созвучен нашему духу жизни в России, для нас материальное всё же соблазн, а не суть жизни, а вот стремление, и стремление к высокому – безусловная ценность. Не случайны поэтому и жертвенное участие России в мировых войнах, и совершение революции 17-го именно в России. Воплощение СГ – это миссия России, здесь другие могут идти лишь следом за Россией, но не быть первыми.
В этой записке изложена лишь идея, квинтэссенция СГ, к реализации такого гигантского проекта лежит долгий путь, но задать верное направление такого движения уже значимо.


Рецензии
По сути правильно, базара нет. Но написано слишком научно, так, что под этим флагом можно провести что угодно.
Помните, что сказал Шариков профессору Преображенскому про переписку Энгельса, с как его, Каутским?
"Не согласен я. Немцы какие-то. Нет чтобы по-простому - взять всё и поделить".
С улыбкой и пожеланием излагать четче, как в армии и попроще, для народа.

Александр Сотников 2   16.11.2025 15:02     Заявить о нарушении
Александр, спасибо за рецензию! Их у меня практически нет.
Пишу, как могу, здесь поправить ничего не смогу. Я бы с удовольствием писал проще (понятнее).
У Омара Хайяма: "Неси свой крест и цени каждое мгновение, оно неповторимо, наслаждайся утром, застольем, общением, лучиком света и дуновением ветерка, …".
Так просто и естественно, спрашивается, так почему же мы так не живём? – Да потому, что это всё кажущаяся простота, реальность же показывает, что для того, чтобы дойти до такого убеждения, нужно быть воистину мудрецом. Аналогичны 10 заповедей Христа, и они предельно просты, только кто же способен выдержать их в своей жизни? Никто!

Александр Авилов 2   16.11.2025 15:53   Заявить о нарушении