Незнакомая Смута
О чем говорит этот факт?
Далее. За время правления этого зиц-царя количество московских дворян выросло в 7 раз. Не в два, не в три, а в семь!
О чем это говорит? О том, что "новых" дворян стало в 7 раз больше, чем "старых". А кем были эти новые дворяне? Шляхтой! Историкам хорошо известно, что после Смуты при дворе Московского царя дворян стали называть шляхтой. И эта шляхта стала одеваться как шляхта, и обращатся друг к другу "пан" и "пани". Историки говорят, что мол мода такая была, а я думаю, что это была не мода, а польско-литовская шляхта. Даже три столетия спустя доля поляков и литвы в составе русского дворянства составляла более одной трети. Согласно переписи Российской Империи, проведенной в самом конце 19 века, на вопрос, какой язык вы считаете своим родным 28.6% всех российских дворян ответила: польский, а 3.4% - литовский (белорусский). Это при том, что грузин, татар и немцев в составе российских дворян всех вместе оказалось 15.5%.
Эти данные говорят о том, что резкий рост московского дворянства был обусловлен оформлением тех самых 50 тысяч польско-литовских шляхтичей, которые во время Смуты вторглись в пределы Московского царства в составе войск обоих Лжедмитриев (Первый правил с 1605 по 1606 год, Второй с 1607 по 1610 год), а так же Владислава Вазы (правил с 1610 по 1613 год). Как слуги правящих монархов они имели все возможности на законной основе занимать места в правящей иерархии Московского государства, что и произошло в полной мере. Поэтому князь Трубецкой, когда принимал капитуляцию захваченного поляками Кремля, напрасно думал, что победило "Московское царство Великой Российской Державы"- так Совет Всея Земли постановил называть государство, которое противостояло колонии Речи Посполитой, возглавлояемой Семибоярщиной и сыном ее короля. Как показали дальнейшие события, победила колония Речи Посполитой. Другое дело, что колония фактом избрания царя из аборигенов провозгласила свою независимость от Речи Посполитой!
Теперь обо всем по порядку.
В 1610-12 годах Московское царство существует под протекторатом Речи Посполитой. В городах, сёлах, монастырях хозяйничает шляхта. Московские бояре зовут на трон польского королевича Владислава, и он три года правит Московским царством. Причем, правит дистанционно, даже не приезжая к своим поданным. Пока захватчики торжествуют победу, в Ярославле князь Трубецкой формирует "Совет всей Земли" - это прямая отсылка к правлению Ивана Грозного, который был первым, кто созвал Земский Собор. Он же, кстати говоря, первым назвал Московское царство "Россией". Созданное Трубецким правительство тоже подчеркивает, что страна, которой правит Совет Всея Земли, называется "Россия".
Наверное стоит сказать, что до середины 17 века выражение "Россия" означала не совсем то, к чему мы привыкли. Россия - это разговорное редуцированное слово "Разсея". Об этом писали практически все иностранцы, находившиеся при царском дворе с посольской миссией (Герберштейн, Витсен и другие). Автор большой книги о славянах аббат бенедиктинского монастыря Мавро Орбини на этом моменте останавливался отдельно: "ныне же названы Россиане, сиречь разсеяны, понеже Россия языкомъ Рускимъ или Славянскимъ знаменуютъ разсеяние". В доказательство писатель отмечал, "Что и Греки дали имя Славяномъ СПОРОСЪ [семя] сиречь народ РАЗСЕЯННЫЙ". Историк Татищев даже не считал необходимым доказывать это, "ибо всякому видно, что от разсеяния или пространства народа согласно с ымянем Соурима, или Соуромации, едино значат». Обращает на себя внимание факт, что никто из многочисленных комментаторов столь образного названия Московского царства (скорее, для Тартарии подходит) даже не вспоминает про Русь как про возможный вариант толкования слова Россия. Словно бы они и не знали ни о какой Руси.
Но вернемся к главе страны Советов, который всячески подчеркивал свою приверженность традиционным ценностям - в пику правившей в Москве "Семибоярщины", которая как известно, придерживалось ценностей просвещенного Запада, мечтая об унии с Речью Посполитой. Чтобы этого не произошло князь Трубецкой выдвигает идею Второго Ополчения (первое не достигло своей цели), которую претворяет в жизнь князь Пожарский. У Трубецкого с Пожарским сложные отношения, которые обоим деятелям не всегда удавалось преодолеть, но, справедливости ради надо сказать, что и тот, и другой, всегда действовали во спасение Родины.
С Ополчением тоже не все так однозначно. Мы, конечно, привыкли думать, что это была толпа нижегородских ремесленников и торговцев, которые, вооружившись вилами, двинулись спасать Москву. Правда заключается в том, что у Пожарского была не просто профессиональная армия. Благодаря пятикратному размеру довольствия, который объявил Минин, в Ополчении служилый человек первой статьи мог рассчитывать на 50 рублей годовых (для сравнения: служилый человек в далеком как орбитальная станция Томском городе получал 10 рублей). Вот почему к Пожарскому со всех украин потянулись лучшие солдаты своего времени. Они и выбили весьма боеспособного противника из Москвы и из Кремля, но не из власти. И это вторая новость. Самих оккупантов никто не трогал, потому что среди тех, кто с поднятыми руками выходил из Кремля, было много московской знати, включая мать и сына Романовых. Их вроде бы отправили на поселение в Ярославль и других города Поволжья, но дальше происходит то, о чем историки предпочитают не говорить. Оккупанты сохраняют за собой места в госаппарате, потому что пользуются поддержкой все тех же московских бояр. Они активно участвуют в подготовке выборов как эксперты. Ведь эта процедура пришла из Речи Посполитой, где короли выбирались еще с 1573 года. В Московии первым выбрали Бориса Годунова, потом - Василия Шуйского.
В этот раз фаворитом был князь Дмитрий Трубецкой. Он должен был венчаться на царство как "Спаситель Отечества" - это был официальный титул, которого Трубецкой удостоился за освобождение Москвы (он принимал капитуляцию "кремлевских" поляков). И тем не менее, тщательно спланированное мероприятие идет не по плану. Казаки, которых почему то допустили к выборам, неожиданно выкрикнули имя мальчишки из нединастического боярского рода, и стали с хохотом его поддерживать. Выборы превратились в фарс. Дмитрий Трубецкой как фактический правитель России ничего не мог сделать - это была измена. Ведь казаки-смутьяны представляли его Трубецкого отряд, охранявший это мероприятие. Так на московском престоле оказалась бесправная марионетка, которая во всем была зависима от тех, кто возложил ей на голову корону Московского царства. И это были не Трубецкой и тем более не Минин и Пожарский - плотной завесой вокруг юного царя была та самая польско-литовская шляхта, которая ещё вчера составляла свиту обоих Лжедмитриев.
Король Речи Посполитой Сигизмунд III понял, что его предали - посланный им шляхетский корпус променял Родину на имения и власть в завоеванной стране. Переметнувшиеся подданные польского короля тоже понимали, что сделали выбор в пользу войны.
И она началась. Сигизмунд выступил с войском на мятежную колонию, и весь 17 век Москва, усиленная за счет 50 тысяч польско-литовских невозвращенцев, с оружием в руках отстаивала свою независимость. Примечательно, что в самой Речи Посполитой предателей называли "русскими", в то время как коренных жителей Московского царства продолжали называть привычно "московитами", да "москами". Ситуация, в которой поляки воюют против поляков породила особенность этой, то вспыхивающей, то затихающей войны: солдат противника, попавших в московский плен, не казнили, а верстали в дворянское сословие и отправляли служить в дальние гарнизоны.
Например, Стет Круглик из Мстиславского повята, в составе группы военнопленных был отправлен служить в гарнизон Томского острога, где прижил себе сына, который вырос и тоже служил в Томске, значась как "сын боярский Алексей Кругликов". Это был тот самый Алексей Кругликов, который стал основателем первого на территории современной Новосибирской области острога - на реке Умреве в Мошковском районе. Примерно так проходила русская колонизация по всей Сибири.
Особое отношение "русских" к пленной шляхте привело к тому, что к середине 17 века на стороне Москвы, кроме всего прочего, воевало уже несколько полков польских гусар, а потом переметнулась и целая армия - Запорожское войско во главе с гетманом Богданом Хмельницким. Сейчас эту акцию называют Воссоединением, но гетман писал московскому царю только о готовности предоставить "его царской милости" свои услуги.
Надо сказать, что элемент воссоединения все же был. Ведь к тому времени в московском дворянстве уже преобладали шляхтичи, имения которых до 19 века так и назывались: "русскими". Ведь многие были родом из Галиции и Волыни - сколков Древней Руси, а например, Гоголь, профессионально изучавший историю, считал что "русскими" в ту эпоху были именно казаки. Кошевой атаман Тарас Бульба в описываемых событиях 16 века был у него "русским" шляхтичем, который при всем при этом не имел никакого отношения ни к Москве, ни к Варшаве. Казачество, как известно, выступало главной действующей силой Смуты.
Вы знаете, что "баранка" и "водка" - это польские слова? Как, впрочем, и "интеллигенция", "посредник", "суеверие" и т.д. Лично я думаю, что те самые 50 тысяч шляхтичей, нахватавших себе имений, и были первыми распространителями русского языка среди девственно "чухонского" (или как сейчас бы сказали с "угро-финского") населения. Об этом можно судить по ироническому значению многих полонизмов. Например, в польском языке "урода" означает "красавица", кресло — «стул», а вонь - "запах", запомни - "забудь", чашка - "череп", склеп - "магазин", быдло - "обыватель" и т.д. Саркастическое употребление иностранных слов свидетельствует о неприязненном отношении к тем, кто из произносил. Удивляться не приходится - ведь русский язык пришел в Московское государство вместе с "панщиной", которая в Московии получила название "поместная крепость" - таков результат принятия в 1649 году Соборного Уложения. Это свод законов фактически копировал статуты Речи Посполитой, тем самым узаконив шляхетский вариант закабаления москвы и рассеян.
В этой связи особого рассмотрения требует польское слово "язык", которое, как и в других славянских языках, в Речи Посполитой имело значение "племя", "народ". У разсеян оно стало означать "представитель противника", а слово "язычник" и вовсе - "дикарь", "многобожник". Иными словами, в новом значении этого слова отпечаталось отношение шляхты к подневольному населению. Паны его и не понимали, и боялись. Оно было не чужим, а чуждым для них.
В этом месте необходимо сделать "лирическое" отступление, так как в описываемые времена представления о языковой ситуации в семье европейских наций несколько отличались от нынешних. Например, Меховский в своем трактате «О двух Сарматиях», (1517 год) буднично приводит перечень стран, где «широко употребляется славянская речь», среди которых, кроме привычных, оказались "мизии" (турки), «паннонцы» (венгры), «славы, сарбы, рутены, померанцы» (немцы), «карны» (австрийцы и итальянцы). Выходит славянский язык еще недавно был транснациональным средством общения межлу народами Европы? Скорее всего это связано с тем, что изначально вся Европа была славянской. Потом, словно бы увязнув в вульгарной латыни, местные диалекты превращались в гремучие смеси, которые с каждым новым поколением делалась все более непохожими на соседние. Так рождались европейские "нации" (выражение принадлежит Генриху Птицелову,
который так называл новые поколения). Не случайно Леонардо да Винчи в эти же годы (1510-1519) делает в своем дневнике пророческую запись: "К сожалению, очень скоро настанут времена, когда люди перестанут понимать друг друга: то есть, немец - турка".
В описываемые времена славянский язык (да простят меня ученые) все еще оставался общеевропейским. Даже во второй половине 17 века Ломоносова отправляли с Тюрингию учиться не только наукам, но и "русскому языку", о чем содержится запись в дошедших до нас сопроводительных документах, а в армии Петра Первого при полках работали школы русского языка, где нижние чины осваивали русскую речь. Чего уж говорить про начало 17 века? Надо полагать, моски и "разсеяне" были для шляхтичей такими же инопланетянами, какими для англичан были африканские негры. Поэтому, чтобы управлять своими новыми крепостными, они заставляли их учить ляшеский, то есть "русьский" язык, на котором говорили сами,
О том, что русский язык (не путать с церковнославянским, богослужебным) поселился в Московском царстве, начиная с первой половины 17 века, подтверждает и история русской литературы.
Что было до 17 века - достоверных данных нет, а в 17 веке в Московском государстве и вообще впервые в мире появился учебник "славянские синтагмы". Потому что впервые появилась потребность обучать тому, о чего как от сорной травы пытались избавиться по всей Европе. По Грамматике Смотрицкого, которая была написана в имении князей Огинских сразу после воцарения Михаила Романова, в Московском государстве учились писать и читать весь 17 век. В это время русской литературы не было, если не считать опусы иностранцев при дворе московского царя. В начале 18 века появились стихи Тредиаковского на русском языке, но пионер русского стихосложения не преуспел:
"Весна катит,
Зиму валит,
И уж листик с древом шумит.
Поют птички
Со синички,
Хвостом машут и лисички".
Русский язык еще не располагал ресурсами для поэтического письма. И тем не менее Петр Первый продолжал популяризацию русского языка. В кабаках к столам прибивались на веревке крохотные "книги для чтения", где посетитель за кружкой пива мог прочитать что то полезное для себя. Известно даже о его распоряжении перевести на русский язык Библию, что, впрочем, не было выполнено.
Первые ростки русского литературного письма стали заметны после того как Ломоносов соединил русский язык с церковнославянским, чтобы писать оды. Благодаря Ломоносову в его "Вечернем рассуждении о Божьем величии" (1743г.) появились такие строки :
"Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна".
Так родился русский литературный язык. К концу 18 века он настолько окреп и вырос, что в его недрах стали появляться образцы устного народного творчества - пословицы, поговорки, колыбельные, сказки и т.д. В них реализовала себя тысячелетняя энергия скифских цивилизаций, к одной из которых, безусловно, принадлежало Московское сарство. В конце 18 века родилась наука этнология и правительство империи стало приглашать зарубежных этнологов для изучения этого явления.
Если раньше слово "русский" использовалось только для маркировки ляшеских поместий (например, в "прелестных письмах" Е.Пугачева), то после наполеоновских войн в русской литературе впервые появилось выражение "русский народ". В 20х годах явление русского народного языка было настолько заметно, что мичману Далю пришла в голову идея подготовить "Толковый словарь живого великорусского языка".
Таким образом инкубационный период рождения общности "русский народ" занял 124 года, если началом считать первое (виленское) издание "Грамматики славянской правильная синтагма" в 1619 году (потом дважды в Москве) до первых образцов русского поэтического письма в творчестве Михайлы Ломоносова в 1743 году. Потом был "Золотой век русской литературы" с "солнцем русской поэзии" в зените. Потом был "Серебряный век" с Буниным и Шмелевым. И наконец - инерционная фаза, в хвосте которой находимся мы вместе с Пелевиным.
Смута дала толчок этногенезу и одним из компонентов этого процесса стала иностранная элита, которая перестала быть национальной как раз после Смуты. И эта особенность устройства России сохранялась до 19 века. Первым правителем российским, запретившим приглашать на государственные должности иностранцев был Николай Первый.
Свидетельство о публикации №225111200927