Светлая память

ОГЛЯНУВШИСЬ НАЗАД
Миниатюра из цикла: «Школа-интернат»


БОЛЕЕ полувека прошло, но и сегодня в моей памяти всплывает день прощания с одним из самых любимых учителей…

Конечно, за довольно длинную жизнь, вспоминается многое. Особенно нелёгкие трудовые дни на небольшом клочке земли. Её ежегодно под огородину выделял нашему интернату ближайший совхоз.
А ещё на хоз.двор пригнали молодого бычка по кличке Мишка, который, чуть было, не сломал деревянный навес.
Ребята постоянно бегали к нему, кормили хлебом, кусочки которого удавалось спрятать во время обеда. Там же, под навесом, стоял и старый конь, по кличке Суходол, слепой на один глаз...

За хоз двором, в низкой каменной сарайке был вырыт погреб. Туда ссыпали картошку. Свёклу и морковь держали в дощатых коробах с песком. А вот капусту квасили в дубовых бочках. И чтобы сохранить от морозов, их «втапливали» в копну душистого сена.

В самом же дальнем углу территории школы-интерната, среди высоких деревьев акации, стояла глинобитная хатёнка с резным крылечком. Аккуратно побелённая, с чистыми весёлыми окошками.

Здесь жили трое учителей. Все ветераны, орденоносцы.

Григорий Кузьмич. Трудовик. В молодости он был матросом Черноморского флота. Служил на военном корабле. Потерял ногу.
На работу в школу-интернат, его пригласил старый товарищ- наш директор.
Дяди Гриша постоянно шутил, что он тоже «директор», только хоз. двора.

Василь Юзефович. Историк. Родом из Москвы. Во время войны его семья погибла в пути. Это когда он отправил жену и детей к родственникам на Дальний Восток...

Иван Данилович. Хирург. Седой и высокий, в огромных толстых очках. Он заведовал нашим мед.пунктом, а также преподавал биологию и анатомию .
Обычно в класс входил, низко наклонив голову. Поздоровавшись чуть хриплым голосом, просил открыть учебники. Сам же весь урок сидел за столом, внимательно что-то рассматривая. А мы должны были по очереди громко читать следующий параграф.

Мне же Иван Данилович, однажды зимой срочно удалил аппендицит. Помню страшную боль, что настигла прямо на уроке…

Позже, совершенно случайно, я услышала, как наша повариха, смеясь, говорила, что пьяного Данилыча пришлось придерживать, пока резал (оперировал) девчонку. Видимо речь шла обо мне. Ещё добавила, что доктора прогнала жена, и правильно сделала, потому что мужик окончательно спился…
................................................

С той поры прошло уже более полувека. Но и сегодня в моей памяти всплывает день прощания с Иваном Даниловичем –любимым доктором и учителем.
Когда его хоронили, народу было так много, что нас, воспитанников, теснили со всех сторон. Играл духовой оркестр. Впереди несли большой портрет и красные подушечки с наградами. Каждый венок держали по два человека. На мёрзлую землю бросали почерневшие гвоздики…

У гроба выступали, в основном военные, прибывшие из разных мест. Все говорили каким замечательным доктором был наш учитель. Во время войны он сделал сотни операций, спасая раненых солдат.

А после траурных речей над могилой прозвучали винтовочные залпы.

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ! ;


Рецензии